Стратосферный туризм: сколько стоит полет в «предкосмическую» зону

Изображение сгенерировано нейросетью по запросу «Стратосферный туризм»
 
Изображение сгенерировано нейросетью по запросу «Стратосферный туризм»   (Фото: Midjourney )
Если хотите увидеть Землю с небывалой высоты, но при этом не готовы отдать целое состояние, есть решение — стратосферный туризм. Разбираемся, почему этот рынок растет и сколько предстоит заплатить за такое путешествие

История покорения

Стратосфера — это слой атмосферы, расположенный на высоте от 11 до 50 км от земли. До линии Кармана — стокилометровой высоты над уровнем моря, которую условно принято считать границей между атмосферой Земли и открытым космосом, — остается примерно 50 км.

Покорение человеком стратосферы произошло в 1931 году, когда швейцарский ученый и конструктор Огюст Пикар на своем стратостате, представляющем собой баллон, наполненный водородом, с прикрепленной алюминиевой гондолой, поднялся на 15,7 тыс. м над уровнем моря. Этот и последующие полеты преследовали преимущественно научные цели: собрать информацию об атмосфере Земли и посмотреть, как организм человека реагирует на нахождение в новом пространстве, что являлось подготовкой к запуску человека в космос. Несколько позже, во второй половине XX века, полеты в стратосферу стали также совершать военные, чтобы разработать и испытать самолеты или беспилотные летательные аппараты, которые на такой высоте не смогли бы засечь вражеские системы ПВО.

В XXI веке цели полетов в стратосферу стали расширяться: теперь покорение высот осуществлялось не только военными и учеными, но и частными компаниями, делающими из своих путешествий шоу в прямом эфире. Так, в 2012 году в рамках проекта Red Bull Stratos австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер совершил прыжок с парашютом с высоты 39 км. Во время полета его максимальная скорость достигла 1 357 км/ч, то есть он превысил скорость звука, став первым человеком в истории, который сделал это в свободном падении, находясь лишь в защитном скафандре. Легендарный прыжок транслировался в прямом эфире, а вырезки из записи стали использоваться компанией при рекламе своей продукции.

Прыжок Феликса Баумгартнера
(Видео: Red Bull / YouTube)

Если рекорд по скорости свободного падения человека так и не был побит, то вот предельная высота прыжка из стратосферы изменилась через два года — 24 октября вице-президент компании Google по разработкам Алан Юстас совершил прыжок с высоты 41,4 км. В отличие от Баумгартнера, который поднимался в стратосферу в капсуле, Юстас был сам прикреплен к наполненному газом шару, а в нужный момент он просто отсоединил скрепляющий механизм.

Прыжок Алана Юстаса
(Видео: TED RU / YouTube)

Альтернатива космическим путешествиям

Сегодня космические туристы могут попасть в стратосферу двумя путями. Первый — это полеты на военных самолетах. По словам популяризатора космонавтики Филиппа Терехова, таким способом подняться на высоту, на которую не поднимаются коммерческие лайнеры, могли воспользоваться желающие из России.

«В нулевых и десятых годах можно было совершить полет в стратосферу на самолете МиГ-29, но, судя по информации на сайтах, предлагающих подобные услуги, с 2018 года доступны только самолеты Л-29 и Л-39, у которых максимальная высота полета значительно ниже границы стратосферы», — рассказывает эксперт.

Второй способ доставки пассажиров в стратосферу возможен с помощью аппарата, состоящего из наполненного газом баллона и прикрепленной к нему гондолы, — по сути ничем не отличающегося от того, что изобрел Огюст Пикар. Что изменилось со времен пионера полетов в стратосферу, так это небывалые удобства, которыми могут воспользоваться пассажиры во время тура.

В частности, новый уровень комфорта полетов в стратосферу предлагает компания Space Perspective, которая намерена в 2024 году начать туристические полеты на космическом корабле Neptune. Летательный аппарат представляет собой заполненный водородом шар с прикрепленной девятиместной герметичной капсулой, которая оборудована панорамными иллюминаторами, удобными креслами, Wi-Fi-роутером, барной стойкой с прохладительными напитками, едой и даже туалетом. Создатели уверяют, что их корабль не оставляет углеродного следа, а сам шар сделан из полиэтилена, перерабатываемого после каждого полета. Поднявшись на высоту в 30 км, туристы увидят то же, что и космонавты с высоты 100 км — черное небо, голубую полоску атмосферы на горизонте и сотни километров земной поверхности под ногами.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Космический туризм: что надо знать

Помимо сравнимой по комфортабельности с хорошим отелем кабины у путешествий в стратосферу на шаре есть еще ряд преимуществ. Прежде всего, для таких полетов не требуется специальная физическая подготовка. Получается, что любой человек, который не имеет противопоказаний для перелетов на самолете, может быть допущен к подъему на эту высоту.

Кроме того, нет ограничений по весу пассажира, тогда как для полетов на ракете отбирают людей в строгом весовом диапазоне — от 50 до 90 килограммов. Даже незначительное отклонение от нормы может привести к техническим проблемам уже на старте.

Наконец, немаловажным преимуществом таких полетов является сравнительно низкая стоимость. Например, средняя цена путешествия на стратостате начинается от $50 тыс., тогда как компания Virgin Galactic, отправляющая людей в космос, просит за место на корабле $450 тыс., — но и это не предел: первый космический турист, предприниматель Деннис Тито, за визит на МКС 28 апреля 2001 отдал $20 млн.

Безопасность превыше всего

Поскольку стратосферный туризм — новый феномен, каких-то статистических данных или научных материалов, говорящих о безопасности полетов, сравнительно немного. Вместе с тем любой компании, которая выходит на этот рынок, по словам Филиппа Терехова, предстоит решить множество организационных и технических вызовов, чтобы отправить туриста в стратосферу и вернуть его живым. Например, необходимо создать сам стратостат, который должен быть технологичным, дешевым или многоразовым, а также разработать надежную систему посадки.

Один из главных вопросов безопасности сводится к дилемме: чем заполнять баллон — гелием или водородом? Водород дешевле, но считается более опасным газом — по мнению некоторых ученых, именно из-за водорода произошла катастрофа с дирижаблем «Гинденбург» в США в 1937 году. Хотя компании, использующие именно этот газ, говорят о том, что он безопасен и риск взрыва баллона отсутствует, поскольку применяются так называемые «шары нулевого давления», то есть давление внутри шара соответствуют давлению снаружи аппарата. Но на случай чрезвычайной ситуации компании оборудуют капсулу дополнительными парашютами.

Фото:Anthony Kwan / Bloomberg
Футурология Космический туризм и три выходных: семь предсказаний Ричарда Брэнсона

Однако не обходится и без инцидентов. Так, 19 октября 2017 года жители города Тусона в штате Аризона услышали звуки взрыва. Как выяснилось позже, во время испытаний взорвался и загорелся шар компании World View Enterprises — одного из самых известных игроков в сфере стратосферного туризма. Какой газ использовался во время тестов — неизвестно, однако эксперты говорят о том, что только воспламеняющийся водород мог вызвать такую реакцию, хотя сама компания говорит о применении в полетах гелия.

Филипп Терехов считает, что безопаснее всего организовать полеты в стратосферу на военных истребителях: «Полеты на истребителях, которые производились раньше, имели очень высокий уровень безопасности — техника серийная и отработанная, пилот опытный, на самый худший случай есть отличное катапультируемое кресло. Если говорить про полеты на стратостатах, то это исторически был удел ученых и рекордсменов».

Российский рынок, или его отсутствие

В отличие от США в России после прекращения полетов в стратосферу на военных истребителях рынок таких путешествий исчез. Сегодня лишь компания «Стратонавтика» планирует поставить на поток стратосферные туры, однако, когда такие полеты станут возможны — неизвестно.

«Если говорить про «Стратонавтику», то, по информации с их сайта, пилотируемые стратосферные полеты являются направлением, которое может быть реализовано в будущем. Насколько мне известно, они проводили эксперимент с запуском скафандра «Сокол» в стратосферу, но это нельзя назвать высокой степенью готовности к полетам — туристам необходимо нечто более комфортное и с надежными механизмами безопасности. Логична разработка некоей капсулы массой в несколько центнеров, но, судя по сайту «Стратонавтики», они сейчас работают с полезными нагрузками 50 кг, а 100 и 300 кг — это следующие этапы», — замечает Терехов.

Директор компании «Стратонавтика» Денис Ефремов заявил РБК Трендам, что первый испытательный полет должен был состояться летом 2022 года, однако из-за трудностей с приобретением специального оборудования пока сделать это не получилось.

Фото:Shutterstock
Футурология Космическая одиссея 2083: как земляне будут осваивать космос

«Сложностей в любом новом деле много. Начиная с финансовых (сейчас мы делаем проект лишь за свой счет, не имея сторонних инвесторов) и заканчивая сложностями с поиском необходимого оборудования и проведением испытаний. Так, например, в советское время в стране было множество барокамер, где можно было бы испытать стратосферную технику человеком, но сейчас их осталось очень мало и доступ к ним сложен. Ну и вопрос с согласованием и получением разрешений на такие полеты тоже совсем не прост», — отмечает Денис.

Пессимистичный взгляд на будущее отечественного космического туризма в целом и стратосферного в частности и у Ольги Зуевой, кандидата географических наук, доцента кафедры менеджмента и организации производства из Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Эксперт отмечает: «В стране пока нет серьезных намерений [развиваться в этой сфере], так как нет соответствующих космических аппаратов. Только после глобальной экономической стабилизации космический туризм начнет развиваться. И вряд ли наша страна будет лидером. Слишком много проблем в нашей экономике».

Обновлено 01.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть