Состояние рынка MedTech
По итогам первого квартала 2022 года отечественный сектор MedTech демонстрировал рост. Ниже основные выводы исследования.
- Общая выручка 35 самых крупных медтех-компаний страны составила 6,4 млрд руб. (+90% за год).
- Наибольший сегмент рынка (79,49%) занимает телемедицина с выручкой 5,1 млрд руб. (+78,19%).
- Быстрее всего рос сегмент платформ и разработки ПО — на 274,6%. Самый высокий качественный рост показал сегмент исследований (+271%).
- Большая часть роста выручки сегмента пришлась на компанию «Рапид Био» (+1400%). Это резидент фонда «Сколково» и разработчик первых российских экспресс-тестов на антитела к COVID-19, которые зарегистрировали в ЕС.
- С февраля шесть компаний из рейтинга заявили, что их выручка упала на 4–83%.
Рейтинг крупнейших MedTech-компаний в России
Лидером рынка стала телемедицинская компания «СберЗдоровье». За год ее выручка выросла на 77% и в первом квартале 2022 года превысила 1,5 млрд руб.
На втором месте — компания BestDoctor, которая разрабатывает страховые продукты для физлиц и бизнеса. Ее выручка за год выросла на 21,6%, до 848 млн руб.
Далее следует телемедицинская компания «Доктис», которая в первом квартале заработала 392 млн руб. (+137,5% год к году).
На четвертом месте с самым высоким ростом выручки (1400%) оказалась компания экспресс-тестов «Рапид Био». Она заработала 879 млн руб. в 2021 году (150 млн руб. в первом квартале этого года).
На пятой позиции — телемедицинская компания «Доктор рядом» (+Doc+). За год ее выручка выросла на 800% и в первом квартале составила 1,65 млрд руб.
Новичком рейтинга стала компания «Цельс», которая привлекла 104 млн руб. инвестиций. Она предлагает ИИ-решение для выявления инсультов на КТ-исследованиях.
Вызовы отрасли
За год выручка упала у компаний «МирВрача» (- 4%), «Экзоатлет» (- 11%), «Этнамед» (- 14%), Pharma.Global (- 15%), «Кнопка Жизни» (- 47%) и «К-скай» (- 83%). Представители компаний указывают в качестве причин снижения выручки несколько факторов:
- падение клиентского спроса в премиальном сегменте. В компании «Этнамед» заявили о снижении внутреннего спроса на услуги со стороны VIP-клиентов. Зато наблюдается рост количества запросов о медпомощи россиянам, которые переехали за рубеж;
- прекращение работы логистических цепочек, запрет на экспорт вне СНГ, блокировка счетов и платежей в валюте. Всего с подобными проблемами столкнулись около 50% опрошенных компаний;
- блокировка крупных рекламных каналов и пересмотр бюджетов на рекламу. С этим столкнулись около 30% компаний;
- приостановка инвестиций зарубежных партнеров и отмена ряда совместных проектов (около 20% опрошенных). В Pharma.Global рассказали, что ситуация уже выравнивается из-за опасения международных игроков получения доли рынка конкурирующими российскими брендами;
- заморозка или подорожание производства. Об этом заявили 20% опрошенных компаний;
- отток ИТ-специалистов и удорожание их работы;
- подорожание программного обеспечения.
Коммерческий директор «Цельса» Артем Капнинский уверен, что в 2022 году медтех-рынок, как и рынок в целом, будет ожидать стагнация и регресс, что в итоге приведет к сокращению количества игроков на рынке и замедлению роста новых проектов. По его словам, падение уже началось, но пика оно достигнет во третьем квартале: «Дальше мы можем увидеть падение объемов финансирования до 2–3 раз».
Тенденции MedTech-рынка
Представители MedTech-сообщества выделили несколько основных трендов отрасли в 2022 году:
- рост интереса к различным приложениям и сервисам (более 60% опрошенных компаний);
- цифровизация более консервативных участников медтех-рынка (рост спроса на анализы в онлайн-лабораториях);
- расширение цифровой коммуникации с врачами;
- растущий интерес россиян к своему ментальному здоровью и растущий запрос компаний на эту услугу (около половины опрошенных);
- внедрение технических инноваций (около 40% компаний);
- повышение интереса клиентов к превентивной медицине (около 20% компаний);
Несколько компаний считают, что в 2022 году будет меняться схема финансирования и появятся новые государственно-частные партнерства, например, в сфере добровольного медицинского страхования.
Перспективы российского MedTech
Около 40% опрошенных компаний уверены, что нынешняя геополитическая ситуация приведет к росту цен и падению спроса. При этом часть стартапов закроется, а также снизится темп развития технологий и инноваций.
Однако около четверти опрошенных считают, что ситуация на рынке может стабилизироваться. Большая часть из них — это площадки для онлайн-психотерапии.
Пятая часть опрошенных компаний видят в ситуации новые возможности для господдержки, импортозамещения и переориентации на Азию. Однако в Pharma.Global предостерегают, что китайские и индийские компании уже работают с американскими инноваторами и не хотят разрывать контракты из-за сотрудничества с российским бизнесом.
Большинство компаний отметили, что в выгодном положении окажутся те, кто будет нацелен на импортозамещение, дешевые услуги и оптимизацию расходов. Директор по развитию ФРИИ Евгений Борисов уверен, что разовьются те стартапы, которые смогут дешево и быстро предоставить товары и сервисы, но не будут разрабатывать наукоемкие технологии.