Как Google определяет очередность сайтов
Существует около 200 факторов, по которым алгоритм Google анализирует сайты и выставляет их в определенном порядке в ответ на поисковый запрос. Они включают в себя:
- конкретные ключевые слова, используемые в поиске;
- значение ключевых слов;
- релевантность сайта по оценке алгоритма;
- качество контента;
- удобство использования сайта;
- связанные с пользователем показатели, вроде геолокации и данных, взятых из других сервисов Google.
То, как поисковик видит вас, можно увидеть по этой ссылке.
Как алгоритм может влиять на людей
По данным исследований, пользователи уделяют основное внимание первым ссылкам, которые Google демонстрирует в ответ на запрос. Существует множество искусственных способов подстегнуть вероятность попадания сайта на первую страницу, даже если он не подходит по некоторым критериям. Это называется «оптимизация поисковой выдачи». Ей занимаются SEO-специалисты.
Кроме того, Google на один и тот же запрос разным людям демонстрирует различные результаты. Персонализация способствует тому, что человек еще проще укрепляется в своем мнении, ведь ему показывают то, с чем он уже взаимодействовал.
Альтернативные источники при этом либо демонстрируются редко, либо вообще исчезают с первых страниц выдачи. Это может увеличивать поляризацию мнений и вести к формированию эхо-камер. Так называют места в интернете, где люди одинаковых убеждений общаются между собой, утверждаются в собственной правоте и постепенно радикализируются.
Предвзятость алгоритма
Специалисты Google постоянно работают над улучшением поисковой системы. Тем не менее эксперты отмечают, что алгоритм все еще часто придерживается гендерных и расовых предубеждений. Например, если в поиске по картинкам написать «премьер-министр» или «водитель», то на изображениях будут преимущественно мужчины. В обратную сторону будут работать запросы «учитель» и «модель». Эти результаты не совсем корректны в современном мире, потому что и мужчины работают моделями, и женщины трудятся на высших государственных постах. Более того, несколько лет назад Google предположительно остановил алгоритм по распознаванию изображений из-за того, что темнокожих мужчин он определял как приматов.
Никогда не гуглите свои симптомы
Ежеминутно в Google появляется около 70 тыс. запросов, связанных со здоровьем. Помимо развития ипохондрии, некорректные результаты могут привести к печальным последствиям. По данным международного исследования 2020 года, в первые месяцы пандемии около 800 человек умерло, а более 6 тыс. попали в больницы исключительно из-за интернет-дезинформации о лечении COVID-19. Доктора со всей планеты предупреждают: не ищите медицинскую информацию в Google. Шведский доктор Хенрик Видегрен с коллегами даже записал песню «Никогда не гуглите свои симптомы» и снял предупреждающий клип.
Как правильно гуглить
Единых правил не существует. Тем не менее набор рекомендаций ниже поможет реже попадаться на дезинформацию:
- Начинайте с простых запросов, а потом добавляйте детали.
- Всегда помните о контексте. Алгоритм всегда опирается на ключевые слова вашего запроса. Поэтому формулируйте их максимально четко и точно.
- Опирайтесь на верифицируемые источники. Информации на сайтах университетов, крупных организаций и независимых СМИ всегда стоит доверять больше, чем незнакомцам на страницах типа «вопрос–ответ».
- Включайте режим «инкогнито», если хотите предотвратить результаты, основанные на ваших персональных данных.
- Не Google единым. Если сомневайтесь в информации, полученной от Google, задайте тот же вопрос в других поисковиках: Bing, Yahoo, «Яндекс», DuckDuckGo и других.