Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Кто такие цифровые кочевники и почему корпорации их боятся

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
О том, кто такие цифровые кочевники и как они работают, рассказал ведущий YouTube-канала РБК Трендов Николай Дубинин

Кто такие цифровые кочевники и почему их стало больше

Пандемия сильно повлияла на наше представление о рабочем пространстве — в 2020 году доля россиян, полностью перешедших на удаленку, выросла почти в пять раз — с 3% до 14%. Эксперты консалтинговой компании PwC рассчитали, что за счет снижения затрат на офисные пространства, газ, электричество и кейтеринг перевод работников на удаленный формат позволит компаниям по всему миру экономить до €1,7 млрд ежегодно. Исследование McKinsey показало, что около 20% людей могут работать вне офиса от трех до пяти дней в неделю без потери эффективности труда.

Кроме того, оказалось, что, например, дизайнерам, журналистам, программистам и бизнес-аналитикам присутствовать в офисе вовсе не обязательно. Активный переход в онлайн повлиял на увеличение количества цифровых кочевников — людей, которые путешествуют и работают из любой точки, подключаясь к Wi-Fi. По сути, цифровым кочевьем является даже поездка на дачу, если по дороге туда вы отвечаете на сообщения в рабочих чатах.

История цифрового кочевья — Стив Робертс и Цугио Макимото

Первым цифровым кочевником был американец Стив Робертс — писатель-фрилансер и корпоративный консультант. Он проехал 22 км на своем велосипеде, кастомизированным самой продвинутой на тот момент электроникой. Велосипед Робертса был оснащен модемом для подключения к спутниковому Интернету и клавиатурой, расположенной в руле. Все устройства подзаряжались от солнечной энергии. Это было в 1980-е годы, а в 1997 году японец Цугио Макимото написал книгу «Цифровой кочевник», в которой рассказал, что к концу десятилетия люди перестанут замечать географические барьеры, почувствовав себя свободными. Но для того, чтобы переместить в эту парадигму представления о работе, человечеству потребовалось столкнуться с пандемией в 2020 году.

В свое время Робертс казался чудаком — сейчас его взгляд на работу не кажется нам чем-то странным. Исследователи считают, что к 2030 году количество цифровых кочевников по всей планете приблизится к 1 млрд человек. Безопасность и удаленность от большого количества людей уже стали основными факторами для комфортной работы.

Фото:Станислав Красильников / ТАСС
Экономика образования Андрей Себрант — об удаленной работе как части новой жизни

Офис на колесах — откуда могут работать цифровые кочевники

Некоторые цифровые кочевники работают из специально оборудованных фургонов: они похожи на дома на колесах, но только там есть стол, много розеток, зарядки, фон для конференций. Такие кочевников называют van lifers, или «живущие в фургончике».

Офисы на колесах выпускает компания Airstream. Вместительность фургона — шесть человек, внутри есть звукоизоляционная перегородка и усилитель сигнала Wi-Fi. Стоимость машины в базовой комплектации — $107 тыс., что эквивалентно стоимость BMW X7.

Nissan тоже заинтересована в создании офисов для цифровых кочевников. Пока что компания разработала лишь прототип фургона для небольших поездок в пределах города. Caravan NV350 оснащен офисом, который можно выдвинуть на улицу с помощью приложения на смартфоне. Внутри есть прозрачный пол из поликарбоната, лестница на крышу, где можно устроить обеденный перерыв, и зонтик с шезлонгом.

Mercedes тоже выпустил свой фургон — VanTourer на базе Mersedes Vito. Кресла, в том числе водительское, можно повернуть к столу, организовав рабочее пространство на трех человек, помимо этого в фургоне есть дисплей с защитным покрытием.

А студенты из Нидерландов вообще собрали свой собственный дом на колесах для путешествия по Европе. Их машина заряжается за счет солнечных батарей.

Почему цифровых кочевников считают опасными, и какие страны готовы их принять

Но не все компании охотно соглашаются перевести сотрудников на удаленную работу. Некоторые, наоборот, активно возвращают их в офис. Это особенно актуально для крупных корпораций, вроде Google и Apple. Например, Google планировала урезать зарплату сотрудникам, работающим из дома. Это происходит из-за большого риска цифрового кочевья для таких компаний, поскольку такие работники обычно выбирают места с низкой стоимостью жизни, зарабатывая при этом на уровне развитых регионов.

Тем не менее, некоторые страны принимают к себе цифровых кочевников: в Эстонии им даже могут предоставить визу, позволяющую работать на зарубежную организацию на территории страны в течение года. Норвегия, Мальта и Грузия тоже стараются привлекать людей для заработков.

Обновлено 08.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть