Задача
Запустить экспресс-доставку продуктов с максимально быстрым масштабированием в регионах.
Предпосылки и мотивация
По данным NPD Group, с марта 2020 по март 2021 года сегмент доставки продуктов в России вырос на 40%. Крупнейшие сервисы сфокусировались в основном на городах-миллионниках, тогда как в большинстве регионов доставка продуктов не была представлена, несмотря на спрос со стороны потребителей. «Магнит» выбрал запуск экспресс-доставки с последующим быстрым выходом в регионы.
Решение
Сеть решила пойти двумя путями:
- Заказ через собственное мобильное приложение.
- Заказ через приложения партнеров-агрегаторов.
Проблемы и сложности
В период пандемии доставка продуктов оказалась одной из самых востребованных в ретейле, особенно на фоне спада посещаемости супермаркетов в крупных ТЦ. Однако к концу 2020 года, когда «Магнит» решил выйти на этот рынок, он уже был перенасыщен крупными и мелкими игроками, включая как розничные сети, так и исключительно онлайн-игроков, которые изначально ориентированы только на доставку в кратчайшие сроки. Поэтому действовать приходилось стремительно, чтобы буквально «запрыгнуть в уходящий поезд».
Вторая сложность заключалась в больших масштабах: в сети работает 20 тыс. торговых точек и более 300 тыс. сотрудников, которых нужно было подключить к новому процессу, наладить логистику и выстроить цепочку практически с нуля.
Третья проблема — отсутствие единой базы. В случае доставки из магазинов, компании надо было решить сложную задачу максимально частного обновления данных об остатках и ценах на товары на всех подключенных торговых точках.
Еще одна трудность заключалась в сжатых сроках: на запуск и развертывание решения был всего месяц, тогда как в обычных условиях на такие проекты уходит не менее полугода.
Наконец, изначально все процессы внутри сети были ориентированы на офлайн-торговлю. Это значит, что в системе не было полной информации о товарах и категориях, а также разбивки по квантам для весовых товаров.
Реализация
Проект по доставке удалось запустить в рекордные сроки — за 92 дня. Из-за сжатых сроков процессы формирования требований и разработка были максимально наложены друг на друга, чтобы не растягивать решение по времени.
В первый месяц был реализован сервис на базе платформы in-memory вычислений (когда все данные хранятся в оперативной памяти приложения или онлайн-сервиса. — РБК Тренды) Tarantool Data Grid от Mail.ru. С его помощью компании удалось объединить все данные о наличии товаров в торговых точках в единую базу с обновлением в режиме онлайн. В целях экономии времени систему развернули «из коробки» и на облачных серверах, а проблему защиты данных решили при помощи VPN.
Вторым шагом стало партнерство с агрегатором Delivery Club, а затем — с «Яндекс.Едой». В частности, в «Магните» сделали оболочку приложения, добавили авторизацию и интеграцию с системой лояльности, предоставили все данные о своих товарах. «Яндекс», в свою очередь, встроил в приложение свой каталог, корзину и чекаут, а также взял на старте на себя процессы сборки и доставки заказов.
В течение следующих недель был запущены собственные сервисы доставки из магазинов у дома за час и плановой доставки из супермаркетов «Магнит Семейный».
В течение пяти месяцев в сервисы был добавлен ассортимент магазинов «Магнит Косметик» и подключена экспресс-доставка через «СберМаркет». Летом 2021 года был запущен пилотный проект по экспресс-доставки для клиентов WildBerries.
Развернутое решение работает с высокой производительностью, обрабатывая до 20 тыс. запросов в секунду. Оно легко масштабируется: при подключении новых магазинов данные из них сразу поступают в единую базу. Если число точек возрастет в сотни раз, можно будет просто подключить дополнительные мощности, не внося изменений на уровне разработки.
Результаты
За первые полгода число магазинов, подключенных к сервису доставки, выросло с десяти до 2 тыс. в 62 регионах и 106 городах — и продолжает расти.
Главными плюсами доставки по сравнению с офлайн-покупками являются более высокий средний чек — ₽1 200, что в 3,4 раза больше магазинов у дома — и быстрый рост объема заказов: в среднем на 6–7% каждую неделю по итогам трех летних месяцев. Так, на конец июня 2021 года «Магнит» обрабатывал 15 тыс. заказов в сутки, а в сентябре — уже 50 тыс. заказов. Причем 61% выручки приходится на доставку за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Это подтверждает заявления компании, что бренд силен в регионах. Так, здесь выше лояльность и узнаваемость, что позволяет ретейлеру быстро набирать оборот на региональных рынках.
Планы и перспективы
Опыт компании показал, что региональный рынок доставки продуктов не менее перспективен, чем столичный. У покупателей сети уже сформировалась высокая лояльность бренду, что позволяет удовлетворять привычку заказывать онлайн в рамках семьи магазинов «Магнит». При этом крупнейшим по продажам и наиболее динамично растущим сегментом является экспресс-доставка, которая предполагает доставку в течение одного часа.
Для обработки интернет-заказов c начала года компания открыла в Москве 12 мини-дарксторов (работающие лишь на доставку магазины). К концу года розничная сеть намерена довести общее число дарксторов в столице до 20.
В ближайшем будущем сеть планирует расширять географию присутствия и наращивать объемы в уже подключенных регионах. К концу 2021 года сервисы e-commerce «Магнита», включая собственные и партнерские онлайн-проекты, будут охватывать свыше 4 000 магазинов всех форматов в различных регионах страны.
Также планируется расширить ассортимент: он будет отличаться от офлайн-магазинов и включать предметы первой необходимости, косметические и аптечные товары.