Национальный олимпийский стадион в Токио (Япония)
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому стадион изначально строили сейсмоусточивым. Корпорация Bridgestone изготовила сейсмоизолирующие подшипники, которые установили под крышами олимпийских объектов, чтобы они могли выдержать любые подземные толчки. На случай сильных толчков предусмотрены два убежища вместимостью 80 тыс. человек, с запасами воды и пищи.
Чтобы защитить спортсменов и зрителей от тридцатиградусной жары, вокруг трибун разместили 185 охладителей, которые распределяют холодный воздух по направлению к полю. Кроме того, стадион спроектирован так, чтобы внутри циркулировали потоки прохладного воздуха.
Для главного стадиона и других олимпийских объектов используют технологию цифровых двойников. С помощью 3D-моделирования воссоздают точные копии спортивных площадок и гоночных трасс, чтобы точнее располагать спортсменов на старте и настраивать оборудование для съемки с разных точек. Зрители при этом могут следить за происходящим с любого места и даже перемещаться от одной площадки к другой в режиме онлайн при помощи цифровых стимуляторов. Это стало возможным благодаря технологии 5G и ИТ-решениям от Intel.
С помощью интернета вещей, умных камер и датчиков все олимпийские объекты и городская инфраструктура объединены в единую сеть, в том числе для оптимизации энергопотребления и отслеживания людских потоков в рамках противокоронавирусных мер. В любой точке этой сети можно запросить помощь, найти нужную информацию или заказать еду через специальные терминалы. А также получить доступ к онлайн-трансляциям, в том числе в VR.
«Уэмбли» в Лондоне (Англия)
Всеми процессами, связанными со стадионом, управляют через облачную CRM, которая включает систему бронирования мероприятий, продажи и маркетинг. Это позволяет отслеживать всех постоянных клиентов, оповещать их об играх и делать персональные предложения.
У стадиона также есть мобильное приложение для поиска мест и AR-панорама, которая позволяет рассмотреть происходящее на поле во всех деталях. Использование 5G помогает вести онлайн-трансляцию в 4К на всех подключенных устройствах и управлять радиокамерами, которые перемещаются по стадиону вслед за игроками. Это придает трансляциям еще больше зрелищности. С помощью «умных» камер администрация следит за безопасностью, вовремя реагируя на агрессивные толпы внутри и снаружи стадиона.
Национальный стадион в Гаосюне (Тайвань)
Для постройки стадиона использовали экологически безопасные и перерабатываемые материалы, а 7 Га из 19 Га общей территории отведены под зеленые насаждения, велосипедные дорожки и парк с прудом. После строительства на территории комплекса восстановили все растения, которые были здесь раньше.
Стадион в форме дракона построен по принципам бережливого энергопотребления: 100% энергии поступает от 8844 солнечных батарей, расположенных на выдвижной крыше. Ее хватает для освещения с помощью 3300 ламп и питания двух огромных видеоэкранов. В перерывах между играми энергию продают городу, покрывая 80% от потребностей соседних районов. В год тайваньский стадион вырабатывает более 1 млн Квт/час, предотвращая выброс 660 тонн углекислого газа в атмосферу.
«Тоттенхэм» в Лондоне (Англия)
У стадиона два покрытия: когда необходимо, верхнее сворачивается, открывая второе при помощи 68 электродвигателей. Это нужно, чтобы проводить матчи по английскому и американскому футболу, а также регби.
Для выращивания травы использовали 120-тонную осветительную систему с 863 лампами, чтобы добиться идеального покрытия по густоте и высоте. Под землей состояние травы поддерживают светодиоды. Есть также «умная» система полива и удобрения, которая помогает полю оставаться зеленым весь сезон.
Болельщики могут приобрести VR-гарнитуру, чтобы смотреть игру с максимально реалистичной картинкой и звуком даже с удаленных мест. Сиденья оснащены климат-контролем: в жару они охлаждаются, а в холодное время подогреваются.
Персонализированные мобильные приложения помогают следить за играми и получать скидки. С помощью приложения можно бесконтактно оплачивать напитки и еду, а также проходить через турникеты.
Всего на стадионе установлено 1800 телеэкранов, а площадь двух самых больших — 317 м². Интерактивные мониторы не только показывают трансляции и рекламу, но и помогают болельщикам сориентироваться внутри стадиона.
«СоФай» в Лос-Анджелесе (США)
Навес стадиона состоит из 302 сегментов, 25% которых прозрачные, а 65% — затемненные, при этом 46 сегментов могут открываться и закрываться во время игры. Это позволяет болельщикам наблюдать за пролетающими самолетами и ощущать океанский бриз, не страдая от дождя или палящего солнца.
Все устройства и сервисы в рамках стадиона объединены в единую систему на базе Cisco Catalyst, с использованием интернета вещей. Сюда входят беспроводные сети, виртуальная вычислительная платформа, IPTV (цифровое ТВ, транслируемое по интернет-протоколу), цифровые экраны 4К, системы телевещания, освещение, энергоснабжение.
Стадион одним из первых полностью переходит на Wi-Fi 6 и 5G, чтобы болельщики могли следить за игрой и другим медиаконтентом в режиме онлайн. Трансляции, статистику матчей и другую информацию демонстрируют на огромном двустороннем 4К-экране Oculus площадью 6500 кв м. Для его разработки использовали симуляцию в виртуальной реальности, чтобы убедиться, что игра будет хорошо видна с каждого места.
«Водафон Арена» в Стамбуле (Турция)
Еще один «умный» стадион на базе интернета вещей и 5G с интерактивными HD-экранами и 850 дисплеями для трансляций. Стадион использует солнечную энергию, а для полива в специальные накопители собирают дождевую воду. Элементы конструкции здания подстраиваются под погодные условия, защищая от дождя и солнца, а умный климат-контроль поддерживает оптимальную температуру и влажность.
Плазменное освещение обеспечивает яркий и однородный свет по всей площади стадиона. 30 громкоговорителей и 12 сабвуферов установлены так, чтобы звук был максимально глубоким и реалистичным, доходя до самых дальних рядов.
«Ливайс» в Санта-Кларе (США)
Стадион заключил партнерские отношения с SAP, Yahoo! , Sony и Intel, чтобы обеспечить бесплатный высокоскоростной Wi-Fi и мобильное приложение для болельщиков. Оно подскажет, где припарковаться или как пройти в туалет, а также покажет онлайн-трансляцию и самые яркие моменты игры.
Во время игр и тренировок используют систему Executive Huddle для отслеживания движений и тактики игроков и их последующей корректировки. Также система следит за поведением фанатов с помощью 5 экранов, предупреждая возможные потасовки и нарушения. В ближайшем будущем планируют также использовать машинное обучение и предиктивную аналитику.
Приложение HappyOrNot в режиме реального времени собирает обратную связь от болельщиков обо всем, что им понравилось или не понравилось во время игры или на самом стадионе, чтобы исправить и улучшить сервис.
«Джиллетт» в Фоксборо (США)
Через мобильное приложение стадиона можно подключиться к трансляции и ТВ-каналу Национальной футбольной лиги, а также заказать еду. Система аналитики Extreme Networks отслеживает, с каких устройств заходят болельщики, какими соцсетями пользуются, и предоставляет эти данные маркетологам.
Весь Wi-Fi-трафик, раздаваемый болельщикам, отслеживается на предмет уязвимостей и падения пропускной способности канала. ИТ-служба устраняет все проблемы в режиме онлайн. Также на стадионе есть связь 5G. При этом пользователи со старыми и маломощными смартфонами могут по желанию подключиться к старой сети в 2,4 Ггц.
С помощью онлайн-сервиса Geoaware Services Platform зрители могут сообщать обо всех инцидентах, что помогает следить за безопасностью во время игр. Сервис работает на блокчейн-платформе, то есть обладает децентрализованным доступом и усиленным шифрованием данных. За каждое сообщение болельщики получают токены Spot, на которые могут купить еду и напитки или оплатить место получше.
Чтобы сократить выбросы СО2, на стадионе используют энергосберегающие генераторы Bloom Energy, которые вырабатывают энергию без сжигания топлива. Они работают автономно и могут масштабироваться в сеть любого размера.
AT&T в Арлингтоне (США)
На стадионе более 1 тыс. 55-дюймовых дисплеев с медиаконтентом и видеостены из трех экранов в 75 и 86 дюймов. Все они управляются из единого центра благодаря технологии IPTV: можно запускать одни и те же ролики для всего стадиона или включать отдельную рекламу и слоганы для каждого сектора болельщиков.
5G и дополненная реальность позволяют воссоздавать интерактивную версию игры или даже самих игроков с помощью специальных мониторов и мобильного приложения. Каждый болельщик может взаимодействовать со своими кумирами в режиме онлайн — например, сделать селфи.
«Чиннасвами» в Бангалоре (Индия)
Здесь установлена уникальная система подземной аэрации и дренажа травяного покрытия, которая поддерживает его в идеальном состоянии в любой сезон. Система сама реагирует на изменение погодных условий и запускает нужный режим, орошая покрытие или отводя лишнюю влагу со скоростью более 10 тыс. литров в минуту. Поэтому трава остается сухой даже во время дождя — что особенно важно для крикета — и не засыхает в палящий зной. Система также поддерживает оптимальную температуру покрытия, чтобы игрокам было комфортно на нем.