«В России холодно и нет инфраструктуры»: популярные мифы про электрокары

Фото: Volvo Cars
Фото: Volvo Cars
Мир постепенно переходит на электромобили. Одновременно с этим формируются ложные представления об их надежности и экологичности. РБК Тренды отобрали самые популярные заблуждения об электрокарах и опровергли их
Время на чтение: 12–14 минут

В Европе продажи электромобилей в 2020 году подскочили на 137%. В Китае и США они планомерно вытесняют транспорт на дизельном топливе. Россияне же с января по май 2021 года приобрели 650 электромобилей, это в семь раз больше, чем за тот же период 2020 года. Однако у потребителей присутствует много сомнений относительно того, насколько целесообразно переходить на электромобили. РБК Тренды собрали и опровергли самые распространенные страхи людей.

Отсутствие инфраструктуры

Для ежедневного использования электромобиля ему требуется зарядка. Быстрая зарядка постоянным током доступна на общественных зарядных станциях.

Так, на станции мощностью 150 кВт электромобиль за 10 минут получает до 100 км запаса хода, а на станции мощностью 50 кВт — около 30 км.

Даже в том случае, если такой станции нет рядом с домом или работой, существуют альтернативы. Для полностью электрических и гибридных моделей Volvo доступна трехфазная настенная зарядная станция мощностью 11 кВт, которую можно установить дома. Она позволит зарядить электромобиль Volvo XC40 Recharge за час на 50–60 км запаса хода. В ситуации, когда поблизости нет общедоступной станции, для зарядки можно даже использовать стандартную бытовую розетку на 220В, которая заряжает автомобиль за час на 7–14 км хода. При этом ночью тарифы на электроэнергию ниже.

Настенная зарядная станция
Настенная зарядная станция (Фото: Volvo Cars)

Обычно запаса хода электромобиля достаточно для ежедневных поездок, и в течение недели владельцу потребуется только пополнять заряд. Если зарядная станция есть рядом с местом работы, то ежедневная подзарядка обеспечит свободное перемещение по городу. Максимальный запас хода Volvo XC40 Recharge на одной зарядке составляет до 418 км.

В России построено более 100 зарядный станций, но инфраструктура продолжает развиваться. Минэкономразвития уже выделило на эти цели ₽803 млрд до 2030 года. Казань, Москва, Петербург, Сочи, Севастополь и Калининград вошли в список пилотных городов по развитию электротранспорта.

Холодный климат в России

Холодные Норвегия, Швеция, Дания и Нидерланды активно переходят на электрокары. Исследователи подсчитали, что каждый градус ниже нуля снижает процент заряда батареи на 1%. То есть при минус 15°C электромобиль потеряет около 15% заряда. Но производители работают над тем, чтобы снижать влияние низких температур. В большинство электрокаров встроена система климатической подготовки при запуске авто. Она подогревает не только салон, но и сам аккумулятор.

Фото: Volvo Cars
Фото: Volvo Cars

А компания веб-аналитики для решений по управлению автопарком Geotab выяснила, что в странах с жарким климатом деградация батарей электромобилей происходит быстрее, чем в холодных. Но даже влияние экстремального климата не так велико. Выяснилось, что деградация мощности батареи в среднем составляет 2,3%, а при идеальных климатических условиях и условиях зарядки потери составляют 1,6%.

Стоимость

По данным BloombergNEF, средняя цена литий-ионных аккумуляторов для электромобилей упала с $1 191 до $137 долларов за кВт·ч в 2010−2020 годы. Таким образом, стоимость батареи, самого дорогого элемента, в общей цене автомобиля снизилась до 21%. Это уже позволяет производителям выпускать электрокары, сопоставимые по цене с обычными авто.

Фото:Tesla
Зеленая экономика Десять самых доступных и комфортных электромобилей. Фотогалерея

Эксплуатация электромобилей уже обходится дешевле, чем автомобилей с бензиновым двигателем. Это достигается за счет экономии на бензине, обслуживании и стоимости при перепродаже. Так, в Москве уже ввели нулевой транспортный налог для автомобилей с электродвигателем и бесплатную парковку.

В перспективе владельцам электромобилей планируют разрешить езду по выделенным полосам и платным дорогам, а также освободить их от транспортного налога.

По данным ARK Invest, к 2023 году рекомендованная производителем розничная цена электромобиля с пробегом около 585 км будет находиться в пределах ₽2 млн ($26 тыс. по нынешнему курсу). В период с 2021 по 2025 год она упадет на 53%

Вред для экологии

Противники электротранспорта утверждают, что электромобили используют электричество, которое получено от ископаемого топлива, в том числе угля, поэтому переход на них не снизит объем загрязнений, так как выработка электроэнергии вырастет.

На деле, к 2030 году возобновляемые источники будут обеспечивать более 60% потребностей Европы в энергии. У населения ЕС уже есть возможность использовать на 100% возобновляемую электроэнергию для зарядки транспортных средств. Одна из целей руководства ЕС заключается в том, чтобы к 2030 году сократить выброс парниковых газов на 40% в сравнении с 1990 годом, а к 2050 году добиться углеродной нейтральности. Осуществлять это планируют с помощью перехода на возобновляемые источники энергии и запрета на производство бензиновых и дизельных двигателей.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Как государству продвигать экологическую повестку

На транспорт в настоящее время приходится 14% мировых выбросов парниковых газов и 24% выбросов углерода, говорится в отчете World Resources Institute. Электромобили имеют решающее значение для того, чтобы сделать эту сферу безуглеродной, отмечают авторы отчета. Крупные производители уже обязались отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В период с октября 2020 года по февраль 2021 года бизнес-участники экологической инициативы компаний по электрификации автопарка EV100 выпустили на 89% и 23% больше легковых и коммерческих автомобилей, соответственно, и установили на 79% больше зарядных станций по сравнению с предыдущим годом.

К примеру, Volvo стремится за счет сокращения выбросов во всей цепочке производства и сбыта стать климатически нейтральной компанией к 2040 году. В рамках этой стратегии в период с 2018 по 2025 год производитель сокращает углеродный след одного транспортного средства за его жизненный цикл на 40%. При этом к 2025 году конструкция таких машин на 25% будет состоять из переработанного пластика или биопластика, на 40% — из переработанного алюминия и еще на 25% — из переработанной стали.

Volvo исследует возможности применения стали без ископаемых углеводородов
Volvo исследует возможности применения стали без ископаемых углеводородов (Фото: Volvo Cars)

Компания рассчитывает, что к 2025 году половина ее годовых продаж будет приходиться на электромобили. Уже сегодня 80% электроэнергии для производств Volvo по всему миру является экологически нейтральной. К 2025 году Volvo Cars стремится сократить выбросы углекислого газа на 2,5 млн т CO2 за счет замкнутого цикла производства.

Долгая и «опасная» зарядка

В настоящее время самыми распространенными являются зарядные устройства мощностью 100 кВт и выше, а также сверхмощные зарядные станции на 350 кВт. Последние позволяют заряжать электромобиль до 80% емкости аккумулятора за 20-30 мин. В Евросоюзе насчитывается 300 таких станций. Они, как правило, имеют от четырех до шести быстрых зарядных устройств постоянного тока мощностью 350 кВт каждый с разъемами CCS Combo 2. Технология автоматически оптимизирует скорость зарядки до максимальной, с которой может справиться встроенная система управления аккумулятором (150 кВт или 350 кВт).

Сеть зарядных станций в Евросоюзе
Сеть зарядных станций в Евросоюзе (Фото: ionity.eu)

В сфере крупногабаритного транспорта идет процесс стандартизации зарядки до общепринятой мощности в 1 МВт, чтобы обеспечить быструю зарядку электробусов и грузовиков.

Быстрая зарядка постоянным током (50–150 кВт) электромобилей Volvo занимает от 40 минут до двух часов. Зарядка переменным током или с помощью настенной станции может занимать 8–10 часов. Для ускорения процесса зарядки ее уровень рекомендуют ограничивать 80%.

Что касается дождя, то современные электрокары соответствуют самым высоким стандартам безопасности. Гидроизоляция зарядных портов обязательна. В комплекте с подключаемым гибридом Volvo уже есть зарядный кабель для бытовой розетки.

Малый запас хода

Дальность пробега на одной зарядке у новейших электромобилей приближается к 500 км. Однако производители не останавливаются на достигнутом и пытаются создать батареи, которые превзойдут по характеристикам литий-ионные аккумуляторы.

Запас хода электромобиля

В апреле 2021 года крупный тайваньский производитель электроники Foxconn объявил, что разрабатывает новые твердотельные аккумуляторы. В твердотельных батареях используется твердый электролит вместо жидкого, чтобы значительно снизить риски коротких замыканий и несчастных случаев. За счет упаковки анода и катода повышенной мощности твердотельные батареи также обеспечивают более высокую плотность энергии, что позволяет им превосходить литий-ионные с точки зрения времени зарядки, рабочей температуры и долговечности элементов. Демонстрация аккумуляторов Foxconn состоится ближе к концу 2021 года, а серийный запуск в производство начнется к 2024 году. Ожидается, что они будут иметь более высокую плотность энергии, более быстрое время зарядки и разрядки, меньший вес и меньшую стоимость.

Евросоюз уже выделил правительствам 12 стран €2,9 млрд на поддержку компаний, разрабатывающих инновационные технологии производства аккумуляторных батарей. Предполагается, что это будут литий-ионные батареи нового поколения. А в России производитель аккумуляторов «Лиотек» предлагает литий-ионные батареи третьего поколения с 3 000 циклами заряд/разряд и сроком службы более 15 лет. Плюс, крупные мировые компании занимаются разработками собственных альтернатив литию — аккумуляторов из углеродного волокна, полимеров, графита и так далее.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Села батарейка: что происходит на рынке сохранения энергии

Перегрузка электросетей и опасность возгорания авто

Многие считают, что массовый переход на электромобили приведет к коллапсу энергетической сети. Обеспечение ее стабильности потребует слишком больших инвестиций.

Однако разработчики уже придумали, как использовать электрокары во время стоянки в качестве средства поддержания стабильности электросети. Это позволят обеспечить двунаправленные зарядки, которые отдают излишки заряда обратно в сеть.

Кроме того, исследователи выяснили, что при переходе на электромобили 80% всего населения планеты нагрузка на сеть вырастет на 10-15%, и в пиковые моменты нагрузки можно будет задействовать интеллектуальную систему зарядки, которая позволяет регулировать напряжение в сети. Например, в вечерние часы нагрузки электросети, когда все приходят домой и включают электроприборы, припаркованный электромобиль может отдавать излишки энергии в сеть и поддерживать стабильность ее работы.

Случаи самовозгорания электродвигателей не зафиксированы. Обычно батарея воспламеняется при аварии, однако аналогичная ситуация наблюдается и с дизельными двигателями. Сама батарея электрокара располагается в днище машины под сиденьями. Это обеспечивает более низкое расположение центра тяжести и, как следствие, лучшую устойчивость и управляемость.

Наконец, батарейный отсек электрокаров защищен с помощью ПО, которое управляет аккумулятором, и пластиной из алюминия и титана. Кстати, электродвигатели герметичны и не требуют обслуживания во время эксплуатации.

Отсутствие безопасной утилизации аккумуляторов

Литий-ионные батареи нельзя просто выбрасывать на свалки. Для переработки батарей уже строят специальные заводы. Немецкая компания Duesenfeld заявила, что разработала способ безопасной утилизации литий-ионных аккумуляторов, а в Финляндии Fortum разработала технологию, которая позволяет восстанавливать отработанные батареи до 80% их первоначальной емкости. Использованные аккумуляторы электромобилей, к примеру, могут выступать хранилищами энергии солнечных батарей, как это реализуют в Volvo.

Схема повторного использования литий-ионных аккумуляторов

А в России челябинское предприятие «Мегаполисресурс» перерабатывает литий-ионные аккумуляторы в порошок меди, соли кобальта, карбонат лития и сульфат алюминия для дальнейшего использования в промышленности.

Вредное электромагнитное поле

Электромагнитное поле в электрокарах отличается от диапазона значений этого показателя в вагоне метро или троллейбусе в пять раз и более (максимум 14 микротесла против 80 микротесла). Согласно данным немецкого Федерального ведомства по защите от излучений, частота полей в электромобилях составляет от 0 Гц (статические поля) до нескольких десятков или сотен килогерц (низкочастотные поля и поля с промежуточной частотой). Кроме того, экранирование, которое защищает софт электромобиля от электромагнитного излучения, выполняет функцию дополнительной защиты для людей в салоне.

Еще в 2018 году медики в США провели исследования, в которых приняли участие 34 человека среднего возраста 69 лет с кардиостимуляторами. В ходе исследований их сажали внутрь электромобиля, рядом с ним, а в кардиостимуляторах был включен самый чувствительный режим. Однако ни у одно из участников каких-либо отклонений выявлено не было.

Ученые из Германии и Новой Зеландии провели другое исследование с участием 108 человек, которые пользовались сердечными имплантируемыми электронными устройствами — пейсмейкерами и дефибрилляторами. Каждый из них заряжал и водил четыре разных электромобиля с разными емкостями батареи, типом зарядной системы и мощностью мотора. Ни в одном случае работа имплантированного электронного прибора нарушена не была.

Бесшумность и опасность на дорогах

Электромобили не производят почти никакого шума на малых скоростях (до 30 км/ч), но при медленном движении они издают специальный звук акустической системы оповещения, чтобы привлечь внимание других участников движения. С 1 июля 2019 года это правило ввели для всех автомобилей в ЕС, а в США подобный закон заработал еще раньше.

Работа акустической системы Volvo

Кроме того, современные электромобили оснащены системами безопасности, которые распознают объект на дороге и сообщают об этом водителю. Так, в Volvo C40 Recharge внедрили новую технологию Pixel Light, которая позволят постоянно ездить с использованием дальнего света фар. Когда камера автомобиля обнаруживает другие авто, 84-пиксельные светодиоды каждой фары могут одновременно затенять до пяти автомобилей. Это помогает эффективно освещать дорогу, не ослепляя других водителей.

А в Volvo XC40 Recharge присутствуют активные системы безопасности, такие как City Safety (функция автоматического торможения), Run-off Road Mitigation (предотвращение съезда с дороги) и Oncoming Lane Mitigation (смягчение столкновений с автомобилем со встречной полосы) с ассистентом рулевого управления.

Скучный дизайн

На старте разработки первые электромобили действительно были похожи друг на друга. Но со временем производители начали экспериментировать с дизайном. Так, Volvo C40 Recharge создали по спонтанному скетчу одного из дизайнеров команды Юрия Замковенко. У электрокара более обтекаемая форма, а водительское кресло имеет высокую посадку.

Volvo C40 Recharge
Volvo C40 Recharge (Фото: Volvo Cars)

Цвет Fjord Blue применили и в отделке салона от пола до боковых частей тоннеля консоли и передних дверей. Он задает основу для полупрозрачной графики с подсветкой на приборной панели и на панелях передних дверей. При этом в Volvo C40 Recharge впервые отказались от кожаной отделки в пользу шерстяных волокон и замшевого текстиля из переработанного пластика.

Volvo C40 Recharge
Volvo C40 Recharge (Фото: Volvo Cars)

Фары в стиле «Молот Тора» дополнили пиксельными светодиодами, которые автоматически подстраиваются под внешние условия и независимо включаются и выключаются для оптимизации освещения.

Volvo C40 Recharge
Volvo C40 Recharge (Фото: Volvo Cars)

У модели XC40 Recharge переработали и усилили конструкцию передней части с учетом отсутствия двигателя. При этом в салоне кроссовера имеется множество мест для хранения — не только в багажнике, но и, например, в дверях и под сиденьями, а также дополнительное место под капотом, в переднем багажнике.

Volvo XC40 Recharge
Volvo XC40 Recharge (Фото: Volvo Cars)

Обновлено 11.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть