Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Переход в онлайн и отказ от пластика: новые тренды рынка FoodTech

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Пандемия увеличила спрос на онлайн-заказы и изменила бизнес-процессы продуктового ретейла. Какие еще перемены произошли на стыке продовольственного рынка и ИТ — в свежем исследовании 30 крупнейших фудтех-компаний России
Время на чтение: 11–13 минут

Бизнес-клуб «Атланты» и компания Smart Ranking составили рейтинг 30 ведущих компаний на российском FoodTech-рынке. Рейтинг стал частью проекта «Атланты 1000». Его цель — определить самые быстрорастущие компании России из сегмента малого и среднего бизнеса с 2018 по 2020 год.

«Каким бы неожиданным не казалось сочетание слов «пандемия» и «рост», по итогам 2020 года мы решили сделать не только большой рейтинг, но и рассмотреть под микроскопом отдельные отрасли, — отмечает Михаил Воронин, старший партнер и основатель бизнес-клуба «Атланты». — Сфера FoodTech наглядно демонстрирует, как за счет гибкости решений и способности к быстрой адаптации можно поменять правила игры под себя, получать рост и развитие, а не убытки. Это общий тренд, который отмечают и резиденты нашего клуба, работающие в этом сегменте».

Лидеры роста

По итогам 2020 года суммарная выручка топ-30 фудтех-компаний России составила около ₽130 млрд. Участники рейтинга заняли почти половину отечественного рынка, который по разным оценкам не превышал ₽250 млрд в указанном году. Основным драйвером развития отрасли стал тотальный локдаун, который выработал у людей привычку заказывать через интернет ресторанную еду, продукты, готовые рационы и помог FoodTech-бизнесу заработать в прошлом году на 200% больше, чем в 2019 году. До этого он рос почти в 2,5 раза медленнее, отмечают составители рейтинга.

Наибольший прирост выручки за три года показал сервис «Самокат» — с ₽27,4 млн до ₽9 млрд. «Самокат» доставил 18 млн заказов в 2020 году, что в 15 раз выше аналогичного показателя 2019 года. Второе место занял сервис по доставке готовых рационов «Кухня на районе», увеличивший выручку в 167 раз. Общее количество обработанных заказов в 2020 году достигло 5,2 млн (рост в 3,4 раза год к году). В 2021 году платформа планирует расширение охвата в Москве и экспансию в другие города. Обе компании входят в совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru «О2О». Замыкает тройку лидеров Juicy Food — еще один представитель сегмента доставки готовых рационов. Его рост составил почти 14 тыс. процентов.

Единственной компанией, показавшей отрицательный результат за три года, стала Just For You — проект по разработке и доставке диетического меню стандарта высокой кухни в Москве. По данным «Контур.Фокус», выручка Just For You упала незначительно — с ₽117,4 млн в 2018 году до ₽114,6 млн в 2020 году. На просьбу составителей рейтинга прокомментировать падение компания не ответила.

С полной версией рейтинга можно ознакомиться по ссылке.

Переход в онлайн: масштабирование, приложения и дарксторы

В 2020 году сервисы экспресс-доставки еды увеличили свою прибыль на 320%, почти в десять раз превысив прошлогодний показатель и достигнув заработка в ₽66,5 млрд. Например, «СберМаркет» заработал ₽20,7 млрд. Удалось это за счет масштабирования — за три месяца компания запустила сервис в 83 регионах.

Федеральным сетям магазинов тоже пришлось срочно адаптироваться к новым условиям, наращивая доставку. Если до пандемии свои интернет-магазины были у 59% ключевых FMCG-ретейлеров, то сегодня — уже у 76% игроков, следует из данных компании Nielsen.

Компания «ВкусВилл» интегрировала опцию доставки в одноименное приложение, а в ноябре 2020 года открыла первые дарксторы — магазины складского типа, которые работают только на сборку онлайн-заказов. Сегодня доля онлайн-заказов в выручке компании достигает 25% (в 2020 году — ₽14,9 млрд). Количество доставленных заказов за 2020 год — 10,62 млн.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Что такое дарксторы и как они работают: подкаст РБК «Что изменилось?»

«Еще в начале марта 2020 года мы даже не думали о том, чтобы активно развивать доставку. Доставляли около 1 тыс. заказов в день через приложение «ВкусВилл Экспресс» и мечтали, что к Новому году, в самый «горячий» период, будем доставлять 3-4 тыс. Но 13 марта все изменилось. В тот день мы неожиданно для себя получили те самые 3 тыс. заказов», — рассказывают во «ВкусВилл».

Быстро, полезно, все сразу: как изменились запросы потребителей

Карантин поменял привычки и образ жизни потребителей: люди продолжают заказывать еду, продукты, напитки, но ждать следующего дня, как раньше, уже не готовы. Поэтому основной вклад пандемии, считает инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Алексей Гриненко, заключается в том, что многие сервисы научились доставлять быстро. Минимальная скорость доставки (до 30 минут) постепенно становится требованием, а не конкурентным преимуществом.

Социальная экономика «Ищу самые красивые помидоры»: как меняется наше поведение на карантине

Локдаун также ввел тренд на здоровое питание и веганство. Многие пользователи доставки переключились на низкокалорийные и низкоуглеводные продукты с чистыми составами и на растительные аналоги мяса и рыбы.

Изменилось и отношение к готовым рационам. Несмотря на то, что большинство игроков этого сегмента остались довольны полученной выручкой, компаниям пришлось преодолеть трудности, связанные с тем, что у клиентов появилось больше времени и они полностью перешли на самостоятельную готовку, а кто-то просто уехал из Москвы. Некоторые потребители столкнулись с сокращением на работе, поэтому заказывать еду стало финансово невыгодно.

Изменить ситуацию и вернуть клиентов помог новый подход к работе. Так, в Eat And Train во время пандемии обновили меню, что позволило увеличить средний чек. В марте 2021 года сервис пошел еще дальше и запустил новую систему — сейчас меню обновляется каждый месяц.

«На нашем сегменте (доставка готовых рационов питания и продуктовых наборов) пандемия отразилась скорее позитивно. Во время карантина большое количество людей смогло попробовать здоровую еду с доставкой на дом. После снятия ограничений на работу кафе и ресторанов снижения объема заказов у нас не было. С середины 2020 года рынок продолжает расти во многом за счет нового опыта, который появился у клиентов во время самоизоляции», — говорят в Performance Group.

Подавляющая часть офисных работников в период пандемии перешла на удаленную работу, а проведение мероприятий официально оказалось под запретом, поэтому пострадали представители b2b-сегмента — рынок кейтеринга и корпоративной доставки еды.

Тем не менее, считают эксперты, в перспективе новая привычка сотрудников заказывать еду на удаленке положительно скажется на выручке кейтеринговых сервисов, а клерки продолжат делать это и для офисных нужд.

Увеличился интерес и к милкит-сервисам (доставка наборов продуктов с рецептами). Коронакризис ускорил развитие этого сегмента в три раза, позволив компаниям заработать ₽2,5 млрд в 2020 году. Популярность среди потребителей также набирают замороженные готовые блюда, которые, по словам Кирилла Пастушина, развивавшего «ВкусНаДом» и запустившего в 2020 году стартап Mealjoy, позволяют предпринимателям экспериментировать и внедрять сразу несколько проверенных бизнес-моделей: доставка по подписке и работа по системе dark kitchen.

Фото:NordWood Themes / Unsplash
Индустрия 4.0 На темной-темной кухне: когда мы перестанем готовить дома

Рост покупателей в маркетплейсах

В период локдауна онлайн-покупки стремительно ворвались в повседневную жизнь потребителей, за счет чего маркетплейсы увеличили свою выручку более чем на 1300%, а также получили новых клиентов — людей старшего поколения и тех, кто живет в небольших населенных пунктах. Наиболее популярными платформами онлайн-заказов стали Ozon и Wildberries — обе компании завершили 2020 год с выручкой свыше 12,5 млрд руб., которая учитывает только долю продаж продовольственных товаров.

«Покупательская аудитория Wildberries по итогам 2020 года выросла на 18 млн человек (до 40 млн), а сегодня покупки на нашей онлайн-площадке совершают уже около 45 млн пользователей. Мы отметили рост покупательской аудитории старшего поколения в возрасте от 55 лет, которая не часто совершала онлайн-покупки ранее, а также рост популярности таких покупок среди жителей небольших населенных пунктов — мест, где обычная розничная торговля не так хорошо развита», — говорит директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко.

Отказ от пластика и переработка тары: тренд на экологичность

Основные экологические тренды продуктового ретейла — это отказ от пластиковой упаковки, этичное отношение к животным на производстве и к окружающей среде, считает Илья Елпанов, основатель агрегатора локальных производителей и хозяйств «Ешь деревенское».

Каждый год люди оставляют около 300 млн т пластиковых отходов. В период локдауна вырос не только спрос на сервисы онлайн-доставки, но также увеличилась потребность в пластиковой упаковке. По подсчетам экспертов в начале пандемии, за 2019-2020 год размер мирового рынка пластиковой упаковки должен был вырасти с $909,2 млрд до $1 012,6 млрд.

Тем не менее, экологическая повестка набирает обороты, и потребителям важно, чтобы компании также уделяли внимание вопросам загрязнения планеты. Некоторые сервисы начали вводить экосбор и собирать тару на переработку. Представители доставки диетического питания BeFit отметили, что на инициативу изначально ответили только 12% клиентов, однако сейчас это делает каждый третий.

Фото:РБК Тренды
Зеленая экономика Будущее доставки еды: могут ли сервисы отказаться от упаковки

Современные вызовы для foodtech

Сервисы доставки по-прежнему стараются решить вопрос с нехваткой линейного персонала — курьерами и специалистами по сборке заказов. Сооснователь сервиса BeFit, Михаил Немцан считает, что преодолеть эту проблему можно только за счет внедрения инноваций в процесс доставки: «Думаю, системно эту проблему может решить только автоматизация доставки. Например, дронами, как делает «Яндекс» или один из партнеров BeFit, который сейчас пилотирует доставку дронами».

Постепенно российский FoodTech-рынок приближается к насыщению, а некоторые компании сталкиваются с проблемой консолидации и усиления крупных игроков. Лидеры рынка продолжают забирать рыночную долю небольших компаний. До 2019 года, считают эксперты Performance Group, рост был одинаковый, однако локдаун сделал его неравномерным. Выдерживать конкуренцию непросто, поэтому игроки закрывают проекты в поиске более устойчивых бизнес-моделей. В 2020 году таких примеров оказалось достаточно. В январе рынок покинули сразу два сервиса — компания по доставке продуктов от фермеров в магазины и рестораны Foodza и сервис доставки продуктов из магазинов Golama. Также в апреле прекратил работу сервис бронирования столиков в ресторанах GetTable.

Привлекательный FoodTech: что возбуждает аппетиты инвесторов

По разным оценкам, в сумме инвестиции в российские FoodTech-стартапы в прошлом году составили около ₽120 млрд — примерно в три раза больше, чем в 2019-м. По подсчетам венчурного фонда Fuel for Growth, в глобальном секторе было заключено 695 сделок на сумму $16,33 млрд. Большая часть приходится на США (45%), около 25% и 22% сделок — на Европу и Азию.

Основатели стартапов считают, что наиболее привлекательными для инвесторов являются сервисы, способные сделать жизнь клиента значительно проще и удобнее, поэтому наиболее востребованными для финансовых вложений являются дарксторы и компании с мгновенной доставкой.

Фото:Capifrutta / Shutterstock, Joe Raedle / Getty Images
Индустрия 4.0 Завтра съешь сам: тренды российского и мирового рынка FoodTech

Как отмечает Наталья Крашенинник из Фонда «Сколково», инвесторы не смотрят в сторону долгих, наукоемких проектов по биотехнологии и новым пищевым ингредиентам. Позволить себе ориентироваться на альтернативные источники протеинов, качественно новые пищевые продукты, другие материалы упаковки сейчас могут только крупные игроки.

Тем не менее, основатель Elementaree Ольга Зиновьева считает, что вскоре популярность обретут сервисы, способные показать свою инновационность, клиентоориентированность и технологичность: «Наверно, можно смотреть с позиции тех ниш, где битва еще не началась. Мне кажется, это продукты на стыке трендов по персонализации, сближения еды и медицины (чего стоят заявления СЕО Erasca о том, что еда — это будущее лечения рака), удобства на кухне — от милкитов до кухонных роботов. И главное — доступность всего перечисленного».

Среди самых популярных для инвестиций оказались также проекты, связанные с созданием платформ для электронной коммерции (заказ еды в ресторанах, доставка) и разработкой новых продуктов питания (продукты на растительной основе).

Обновлено 28.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть