Что происходит
- Компания «Яндекс» 1 июня объявила, что по запросу пользователя перестанет обрабатывать его личные данные и удалит уже существующие. Функция доступна в личном кабинете «Яндекс ID» во вкладке «Управление данными».
- Речь идет о такой информации как история посещений страниц в «Дзене», история общения с голосовым помощником «Алиса», данные о предпочтениях в сервисе «Музыка» и многое другое.
- Всего на данный момент речь идет о данных, которые «Яндекс» собирает с 12 своих основных сервисов, До конца 2021 года компания обещает распространить опцию на все 50 с лишним сервисов своей экосистемы.
- В большинстве случаев личная информация может быть удалена с серверов в течение суток, но есть ряд исключений, обусловленных в первую очередь требованиями законодательства.
- Так, в течение года будут храниться данные о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видеосообщений или иных электронных сообщений пользователей и информация об этих пользователях. Другими словами, это сама информация о факте отправления сообщений.
- До шести месяцев с момента окончания приема, передачи, доставки и (или) обработки будут храниться: текстовые сообщения пользователей, голосовая информация, изображения, звуки, видеосообщения и иные электронные сообщения. Как пример — переписка из «Почты» и «Мессенджера».
- Полностью нельзя будет убрать данные, ставшие частью сервиса — скажем, правки и панорамы в «Картах», однако «Яндекс» сотрет данные о том, кто их добавил.
Что это значит
С точки зрения пользователя
Цифровая приватность означает невозможность отследить пользователя через историю просмотра, поисковых запросов и активности в соцсетях. Также трудно будет собрать детали о личности, например: сексуальная ориентация, политические и религиозные взгляды, национальность, любимые продукты и так далее.
Это значит, что могут снизится:
- Преследование за ориентацию, политические и религиозные взгляды и т.п.
- Феномен самоцензуры.
С другой стороны, после удаления архива некоторые возможности сервисов станут недоступны. Без информации об истории прослушиваний и о лайках/дизлайках неточными будут рекомендации «Яндекс.Музыки» и других сервисов.
Кроме того, если человек наберет в поисковике что-то связанное с суицидом, благодаря данным об истории браузера на экране всплывет телефон доверия. Тем самым, со своевременной психологической помощью возникнут трудности.
С точки зрения маркетолога
Решение пользователя удалить все данные о себе из десятков сервисов сделает неэффективными настройки таргетированной рекламы. Соответственно, невозможным станет составление так называемого «аватара клиента». В итоге, это негативно сказывается на персонализации и, в меньшей степени, на кастомизации.
Персонализация основана на информации, полученной от клиента после его покупки, регистрации, подписки на email-рассылку, либо же на основе данных, хранящихся у сайтов и поисковиков.
В отличие от нее, кастомизация осуществляется посетителем самостоятельно. Она дает возможность клиенту изменить отображение контента в зависимости от его интересов, предпочтений и так далее. Другой яркий пример — загрузка собственного принта в сервис по печати футболок.
Помимо таргетированной рекламы и персонализации, решение пользователя стереть все данные о себе лишит нейросети «Яндекса» определенного набора данных для самообучения.