Его увольняли с руководящих постов собственных компаний. Проекты SpaceX и Tesla балансировали на грани банкротства. Ракеты Маска взрывались одна за другой, электромобили горели. Да и сам предприниматель не раз был виновником падения стоимости акций собственных компаний.
1. Не взяли в Netscape
Сейчас сложно поверить, что кто-то может отказать Илону Маску в работе. Но в 1995 году руководство Netscape Communications — компании, куда Маск пытался устроиться — посчитали его недостаточно компетентным.
Как позже Маск расскажет в интервью предпринимателю и инвестору Кевину Роузу: «Я действительно тусовался в вестибюле Netscape, но стеснялся с кем-либо заговорить. Был слишком напуган. И в итоге ушел».
2. Уволили. Дважды
Первый раз Маска, как недостаточно опытного управленца, попросили освободить кресло директора компании Zip2, которую он основал вместе с братом, в 1996 году.
Второе увольнение произошло во время свадебного путешествия в 2000 году. Бизнесмена исключили из совета директоров PayPal после попытки перевести все сервера платежной системы с Unix на Windows.
3. «Я попробовал торговаться, но у меня не получилось»
Маск дважды пытался купить в России межконтинентальные баллистические ракеты для проекта «Mars Oasis» в 2001 и в 2002 году. И дважды получал отказ.
В результате провальных переговоров Маск решил строить ракеты самостоятельно. Бизнес-план SpaceX он набросал в самолете, возвращаясь из Москвы.
4. Взрывы на старте
Первая ракета Falcon 1 взорвалась 24 марта 2006 года, стартовав с площадки на острове Омелек атолла Кваджалейн.
21 марта 2007 года улучшенная версия Falcon 1 снова не смогла взлететь и также взорвалась. 3 августа 2008 года — третья попытка и третий взрыв.
Через два месяца Маску все же удастся запустить Falcon 1.
5. На грани банкротства
«К 2008 году у компании Tesla стали заканчиваться деньги. Разработка Roadster (первого спортивного электрокара Маска) обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва», — рассказывает Эшли Вэнс в книге «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее».
В этом же году Top Gear разгромил первую версию Roadster. Впоследствии Tesla подала в Высший суд Великобритании иск о клевете на телепередачу, но проиграла дело.
6. Проблемы с Tesla Model S
Осенью 2013 года в течение месяца в Северной Америке сгорели три электромобиля Tesla Model S. Инциденты вызвали дискуссию о степени безопасности машин, работающих от аккумуляторов. Акции Tesla Motors тогда потеряли пятую часть своей цены.
7. «Как не следует сажать ракету»
С 2013 по 2016 год Маск пытался посадить ракеты SpaceX на морскую платформу. Получилось это далеко не сразу: удар об воду, ошибка датчика двигателя, нехватка гидравлической жидкости, повреждение ноги ракеты.
В сентябре 2017 года Маск опубликовал двухминутное видео с нарезкой неудачных посадок Falcon 9:
8. Задержки с выпуском Tesla Model X
Поставки второй модели кроссовера с электроприводом Model X шли с двухгодичным отставанием от графика. Первоначальной датой выпуска электромобилей был 2013 год, который стал концом 2014 года, а затем и 2015-м.
9. Беспорядочные твиты
В августе 2018 года Маск написал в Twitter о планах вывести Tesla с биржи «Подумываю сделать Tesla частной по цене выкупа в $420. Финансирование обеспечено».
Через месяц после публикации Комиссия по ценным бумагам и рынка США (SEC) подала в суд. По мнению регулятора, Маск манипулировал рынком и ввел инвесторов в заблуждение. Мировое соглашение, заключенное с SEC, вынудило предпринимателя покинуть пост председателя совета директоров Tesla сроком на три года. Также по договору Маск и Tesla выплатили штраф на общую сумму $40 млн. А сообщения в соцсетях, способные повлиять на решения инвесторов, должны будут проходить модерацию.
1 мая 2020 года Маск написал в твиттере «Стоимость акций Tesla слишком высока». После этого сообщения акции автопроизводителя упали на 9,35%.
Через год сообщение Маска о том, что его компания приостановила продажи транспортных средств с использованием биткоина, привело к существенному снижению курса криптовалют. «Мы обеспокоены быстрорастущим использованием ископаемого топлива для майнинга биткоина и транзакций, особенно угля, который обладает худшими показателями вредных выбросов», — написал предприниматель.
10. Маск курит, акции Tesla дешевеют
7 сентября 2018 Илон Маск выкурил сигарету со смесью табака и марихуаны во время записи подкаста Джо Рогана «Joe Rogan Experience». Эфир транслировался на YouTube.
Последствия этого поступка оказались куда серьезней мемов в интернете. Военно-воздушные силы США стали рассматривать это как возможное нарушение федерального закона — их беспокоило, что директор компании-подрядчика (SpaceX) может оказаться наркозависимым. Биржевые котировки Tesla резко упали.
Несмотря на все неудачи, выпавшие на долю Илона Маска, по состоянию на июнь 2021 года предприниматель занимает второе место в рейтинге миллиардеров журнала Forbes с капиталом размером в $147,3 млрд.
11. Пожары на крышах Walmart
В августе 2019 года гигант розничной торговли Walmart подал в суд на Tesla и ее дочернюю компанию SolarCity, производителя солнечных панелей, обвиняя их в халатности. Причиной послужили семь возгораний на крышах ретейлера с 2012 по 2018 год. Чуть позже Walmart отказался от иска. Условия урегулирования не разглашались. В совместном заявлении компании обозначили, что они решают проблемы безопасности на солнечных объектах ретейлера.
Американская сеть супермаркетов начала покупать солнечные панели у SolarCity в 2010 году. В рамках программы по переходу на возобновляемые источники электричества Walmart установила солнечные батареи на крышах 240 магазинов.
12. Tesla отзывает автомобили
В феврале 2021 года Tesla объявила об отзыве 134 951 автомобиля Model X и Model S, выпущенных до марта 2018 года, с потенциально неисправными сенсорными экранами. Произошло это после того, как Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) оказала давление на производителя. Первоначально NHTSA попросило Tesla отозвать около 158 тыс. автомобилей.
В 2018 году компания уже отзывала 123 тыс. электромобилей Model S в связи с возможными проблемами с усилителем руля.
13. Аварии со смертельным исходом
Первое ДТП с участием электрокара Tesla, в котором погиб человек, произошло 7 мая 2016 года на скоростном шоссе во Флориде. Тогда седан Tesla Model S въехал под полуприцеп грузовика. «Ни автопилот, ни водитель не заметили белый бок полуприцепа на фоне ярко освещенного неба, поэтому тормоза не активировались», — прокомментировали трагедию в Tesla.
В ноябре 2017 года на Северо-Востоке Англии Tesla Model S наехала сзади на 80-летнего опытного велосипедиста. Он скончался в тот же день в больнице. ДТП произошло на ровном участке дороги.
В марте 2018 года в Калифорнии кроссовер Tesla Model X сошел с трассы и врезался в отбойник во время работы беспилотного режима и адаптивного круиз-контроля. Погибший водитель в момент аварии играл в мобильную игру на телефоне.
В феврале 2019 года в Майами в результате столкновения с пальмами загорелся электрокар Tesla Model S. При аварии дверные ручки, скрытые обычно в нишах дверей, автоматически выезжают оттуда, а все замки машины автоматически открываются. По неизвестной причине этого не произошло. Водитель оказался заперт в горящей машине.
В апреле 2021 года в Техасе Tesla Model X без водителя, столкнулся с препятствием и загорелся. В результате ДТП погибли двое мужчин-пассажиров. Это первое зафиксированное ДТП с участием автомобиля, где на водительском сиденьи не было человека.