Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Почему российские технологии утекают за рубеж

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Почему российские разработчики продают свои технологии за рубеж и как заработать деньги на стартапе, выяснил ведущий YouTube-канала «РБК Тренды» Николай Дубинин

3D-дома, беспилотники и роверы: российские стартапы за рубежом

До 2014 года Россия обгоняла некоторые страны по стартап-привлекательности. Сейчас же большинство стартаперов если не уезжают в другие страны, то просто выходят со своими разработками на зарубежный рынок. Например, технологическая компания Mighty Buildings печатает жилые дома в России, но продает их исключительно в Калифорнии. Это кажется удивительным, особенно с учетом того, что еще в 2017 году 3D-дом появился в Ярославле.

Но дело в том, что после этого рынок печатных домов в России не появился, зато увеличилось число компаний, ориентирующихся на зарубежные страны. Это связано с экономическими преимуществами. Если говорить о 3D-печати зданий, то из-за высокой стоимости жилья в Калифорнии напечатанные дома там просто более конкурентоспособны, чем в российской среде.

С роботизированными технологиями дела обстоят немного иначе. Основная проблема заключается в отсутствии возможности тестировать инновации. И если роботов, доставляющих еду, еще можно встретить на московских улицах, то покататься на беспилотниках возможно только в пределах Иннополиса. Поэтому все роверы и беспилотники «Яндекса» ездят по городу Энн-Арбор в штате Мичиган.

Проблемы развития стартапов в России

Можно выделить несколько препятствий, с которыми сталкиваются стартапы в России:

  1. Отсутствие частного капитала и рынка инвестиций. В нашей стране готовы вкладывать только в дешевый бизнес с условием, что через год он не только окупится, но и принесет прибыль, станет «дойной коровой» для предпринимателей. Люди пока не готовы инвестировать с перспективой на 50 лет;
  2. Отсутствие клиентской базы. Средний класс в России — это люди, которые, по мнению правительства, зарабатывают около $200 в месяц, поэтому создатели стартапов не могут рассчитывать на средний класс как на покупательную силу.

Не стоит сравнивать стартапы с разработками внутри крупных корпораций. Стартапы в России не могут привлекать частный капитал, а вот корпорации могут монополизировать рынок и инвестируют больше денег в развитие новых технологий. Но если разработка окажется нерентабельной, компания может просто от нее отказаться.

Несколько сценариев для российских стартапов

Чтобы прорывные технологии развивались, они должны стать частью какой-то большой компании или выйти за рубеж. На данный момент самым большим венчурным рынком является США, на втором месте — Китай, однако там действует политика протектората для собственных стартапов, в то время как в США активно приходят технологии и разработчики со всего мира.

У российских предпринимателей есть три сценария:

  • Продать бизнес корпорации или инвестиционному фонду;
  • Выйти на биржу — самый маловероятный, но самых хороший вариант;
  • Открыть лайфстайл-бизнес, который будет приносить немного денег, не будет сильно расти, но точно принесет удовольствие основателю.

Первый способ можно продемонстрировать на примере компании Boston Dynamics, которая в течение нескольких лет сменила несколько владельцев, оставаясь при этом в Массачусетсе. В 2013 году компанию по производству роботов купил Google. Через несколько лет корпорация продала Boston Dynamics японскому технологическому гиганту SoftBank. А в 2020 году у роботов появился новый владелец — автомобильная компания Hyundai.

Обновлено 29.05.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть