3D-дома, беспилотники и роверы: российские стартапы за рубежом
До 2014 года Россия обгоняла некоторые страны по стартап-привлекательности. Сейчас же большинство стартаперов если не уезжают в другие страны, то просто выходят со своими разработками на зарубежный рынок. Например, технологическая компания Mighty Buildings печатает жилые дома в России, но продает их исключительно в Калифорнии. Это кажется удивительным, особенно с учетом того, что еще в 2017 году 3D-дом появился в Ярославле.
Но дело в том, что после этого рынок печатных домов в России не появился, зато увеличилось число компаний, ориентирующихся на зарубежные страны. Это связано с экономическими преимуществами. Если говорить о 3D-печати зданий, то из-за высокой стоимости жилья в Калифорнии напечатанные дома там просто более конкурентоспособны, чем в российской среде.
С роботизированными технологиями дела обстоят немного иначе. Основная проблема заключается в отсутствии возможности тестировать инновации. И если роботов, доставляющих еду, еще можно встретить на московских улицах, то покататься на беспилотниках возможно только в пределах Иннополиса. Поэтому все роверы и беспилотники «Яндекса» ездят по городу Энн-Арбор в штате Мичиган.
Проблемы развития стартапов в России
Можно выделить несколько препятствий, с которыми сталкиваются стартапы в России:
- Отсутствие частного капитала и рынка инвестиций. В нашей стране готовы вкладывать только в дешевый бизнес с условием, что через год он не только окупится, но и принесет прибыль, станет «дойной коровой» для предпринимателей. Люди пока не готовы инвестировать с перспективой на 50 лет;
- Отсутствие клиентской базы. Средний класс в России — это люди, которые, по мнению правительства, зарабатывают около $200 в месяц, поэтому создатели стартапов не могут рассчитывать на средний класс как на покупательную силу.
Не стоит сравнивать стартапы с разработками внутри крупных корпораций. Стартапы в России не могут привлекать частный капитал, а вот корпорации могут монополизировать рынок и инвестируют больше денег в развитие новых технологий. Но если разработка окажется нерентабельной, компания может просто от нее отказаться.
Несколько сценариев для российских стартапов
Чтобы прорывные технологии развивались, они должны стать частью какой-то большой компании или выйти за рубеж. На данный момент самым большим венчурным рынком является США, на втором месте — Китай, однако там действует политика протектората для собственных стартапов, в то время как в США активно приходят технологии и разработчики со всего мира.
У российских предпринимателей есть три сценария:
- Продать бизнес корпорации или инвестиционному фонду;
- Выйти на биржу — самый маловероятный, но самых хороший вариант;
- Открыть лайфстайл-бизнес, который будет приносить немного денег, не будет сильно расти, но точно принесет удовольствие основателю.
Первый способ можно продемонстрировать на примере компании Boston Dynamics, которая в течение нескольких лет сменила несколько владельцев, оставаясь при этом в Массачусетсе. В 2013 году компанию по производству роботов купил Google. Через несколько лет корпорация продала Boston Dynamics японскому технологическому гиганту SoftBank. А в 2020 году у роботов появился новый владелец — автомобильная компания Hyundai.