Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как пандемия повлияла на развитие Рунета — исследование РАЭК

Фото: Нина Зотина / РИА Новости
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
РБК Тренды представляют главные цифры и выводы из исследования РАЭК «Экономика Рунета 2020–2021»

Вклад Рунета в экономику страны по итогам 2020 года увеличился на 22% и составил ₽6,7 трлн, подсчитали в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Несмотря на коронакризис, резкого снижения темпов развития не произошло. Напротив, двузначный прирост показали сразу несколько сегментов — в том числе цифровой контент, электронная коммерция, маркетинг и реклама.

Государство и общество

По данным Mediascope, аудитория Рунета достигла 97,44 млн человек, или 79,5% населения страны старше 12 лет. Для мобильного интернета эти показатели составляют 89,5 млн и 73,1% соответственно. Причем 33,3 млн человек заходят в Cеть исключительно со смартфонов или планшетов. «Сегодня мобайл — это главное устройство для выхода в интернет среди россиян всех возрастов», — подчеркивают в РАЭК.

Авторы исследования также обращают внимание на стремительное развитие суперприложений и государственных цифровых сервисов — прежде всего портала «Госуслуги». Число зарегистрированных пользователей ресурса в 2020 году выросло на 24 млн, до 126 млн человек. Увеличивается и набор доступных на портале услуг: к 2024 году их будет уже около 300.

На фоне пандемии власти сняли некоторые административные барьеры, добавляют в РАЭК. Например, разрешили дистанционно продавать безрецептурные лекарства, расширили возможности электронного документооборота. В то же время усилилось давление регуляторов на цифровые платформы. В частности, приняты законы о предустановках российского ПО и о блокировке ресурсов за цензуру в отношении российских СМИ.

Маркетинг и реклама

По сравнению с 2019 годом направление «маркетинг и реклама» выросло на 11%, до ₽349,8 млрд. Максимальные темпы продемонстрировали видеореклама (+19%), контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях (+11%), веб-разработка и мобильная реклама (+9%).

Основными драйверами стали ретейл и товары повседневного спроса (FMCG). По словам авторов исследования, ускорился переход рекламодателей в онлайн, причем они уделяли пристальное внимание эффективности кампаний, а доля интерактивной рекламы в бюджетах увеличивалась.

Сегодня доля мобайла составляет около 30% от всего объема рынка интернет-рекламы. В РАЭК уверены, что цифра будет расти. Этому способствует, в частности, увеличение количества смартфонов, развитие экосистем и супераппов, все большее проникновение мобильного интернета.

Блогеры обогнали по рекламным доходам печатную прессу и почти сравнялись с радио. Легальный рынок influence-маркетинга прибавил сразу 63% и достиг ₽11,1 млрд. При этом «серый» сегмент рынка по размеру сопоставим с легальным, указывают в РАЭК.

Финансы и торговля

Объем e-commerce в Рунете по итогам 2020-го превысил ₽6 трлн (+22% к уровню 2019 года). Главными жертвами коронавирусного года стали travel-сервисы и продажа билетов на мероприятия, а самой быстрорастущей категорией — еда. Розничные онлайн-продажи продовольственных товаров превысили ₽135 млрд, что на 214% больше показателей 2019 года. Оборот в этом сегменте составит более ₽1 трлн уже к 2025 году, ожидает РАЭК.

Разрешение на онлайн-торговлю лекарствами простимулировало рост рынка онлайн-аптек: здесь продажи увеличились более чем наполовину — до ₽31 млрд. По мнению аналитиков, следующим шагом должна стать легализация онлайн-торговли рецептурными лекарствами.

2020-й также стал годом бума маркетплейсов в России. Собственные площадки открыли такие компании как «Детский мир», Hoff, «Обувь России», СДЭК. Число российских продавцов на AliExpress выросло в семь раз. А объем онлайн-торговли между частными лицами увеличился на 87% за последние полтора года.

Инфраструктура и связь

В инфраструктурном сегменте, который за прошлый год прибавил 20%, аналитики отмечают несколько трендов. Вырос спрос на облачные услуги, в том числе со стороны зарубежных заказчиков. В фокусе интереса оказались платформенные решения с инструментами для трансформации бизнес-процессов.

Общий объем российского облачного рынка, по оценкам РАЭК, сегодня составляет ₽140,3 млрд. При этом SaaS (ПО как услуга) лидирует по объемам выручки, а сегменты IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга) — по темпам роста.

В части регулирования инфраструктурного сегмента важным остается закон «о суверенном интернете», указывают авторы исследования. Штрафы за его нарушение введены в феврале 2021 года. Но до сих пор не приняты все необходимые подзаконные акты, а часть принятых документов уже требует переработки.

Медиа и развлечения

Объем цифрового контента прирос в 2020 году на 44%. Игровая индустрия стала самой прибыльной в сегменте развлечений: российский рынок видеоигр прибавил 30% относительно 2019 года и достиг ₽90,2 млрд. Среднегодовые темпы роста в ближайшие несколько лет составят 15%, прогнозируют аналитики.

В свою очередь, стриминговые видеосервисы обгоняют по показателям кинотеатры, сильно пострадавшие от пандемии. При этом на рынке обостряется конкуренция, связанная с появлением новых игроков, таких как «Сбер», Netflix и Spotify. А производство собственного контента превращается в один из основных инструментов борьбы онлайн-кинотеатров за аудиторию.

По словам аналитиков, стриминг захватывает рынки развлечений. В 2020-м российские пользователи провели 6,93 млрд часов в стриминговых сервисах. Лидеры — YouTube, MX Player, Twitch, YouTube Kids, «Кинопоиск». Зрители сочетают платный и бесплатный просмотр, но число платящих пользователей продолжает увеличиваться.

Кибербезопасность

Расходы на кибербезопасность в России увеличились на 25% в 2020 году, а общий объем рынка таких продуктов и сервисов превысил ₽17 млрд.

Количество преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, выросло на 94,6% в 2020 году, а за последние пять лет — в 11 раз. Причем показатель раскрываемости в этом сегменте составляет всего 25%.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Самые громкие хакерские атаки и утечки данных первой половины 2020 года

Основная цель кибепреступников — данные. Ущерб бизнеса от утечек информации в прошлом году превысил ₽3 млрд. В общей сложности «утекло» около 100 млн записей персональных данных и платежной информации пользователей. Больше всего пострадали HiTech-индустрия, финансовая сфера и госсектор.

Образование и кадры

Во время пандемии 54% российских предприятий и компаний полностью или частично перешли на удаленный режим работы, хотя до весны 2020 года в дистанционном формате работали менее 1% из них. Почти половина респондентов считают, что удаленный режим станет одним из общепринятых форматов занятости.

В РАЭК также отмечают серьезный дефицит ИТ-специалистов на российском рынке. По итогам 2020 года он составил 150 тыс. человек. Эксперты обращают внимание, что растет спрос на кадры из регионов со стороны московских компаний. При этом зарплаты ИТ-специалистов в столице и других субъектах почти сравнялись.

Фото:Qilai Shen / Bloomberg
Экономика образования Как ускорить карьерный рост: 12 советов для программистов

Хотя россияне несколько разочаровались в дистанционном обучении, развитие этого направления продолжается. По экспертной оценке, объем российского b2c-рынка онлайн-образования по итогам 2020 года достиг ₽55–60 млрд (+30–35% к уровню 2019-го).

Одним из основных трендов здесь становится мобильное обучение. По прогнозам ReportLinker, объем глобального рынка мобильного образования в 2020 году составил $22,4 млрд. К 2027 году он может достичь $80,1 млрд.

Обновлено 26.05.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть