«Яндекс» в тренде
Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекса», обозначил главные тренды и итоги года:
- Единая экосистема сервисов, которая становится все более удобной и бесшовной: «Яндекс — это социальная сеть»;
- Максимальное упрощение сервисов: так, чтобы можно было получить услугу, найти нужное или запустить кампанию в один клик;
- Технологии как основа всего: от беспилотников и «Яндекс.Станции» до алгоритмов поиска и больших данных;
- Главное осталось неизменным: «Яндекс» создает добавочную стоимость товаров и услуг за счет технологичного сервиса.
ИИ, Big Data и новые алгоритмы поиска
Главным прорывом года — и даже последних 10 лет — в «Яндексе» считают новые алгоритмы поиска на базе нейросетей. Это трансформер YATI (Yet Another Transformer with Improvements), аналогичный предложенному в 2017 инженерами Google Brain.
Екатерина Серажим, глава службы релевантности и лингвистики компании, рассказала, что теперь «Яндекс.Поиск» в разы быстрее анализирует огромные массивы данных и понимает смысловое содержание запросов. Для этого алгоритм обучают на реальных поисковых запросах и документах из поисковой выдачи, из которых убирают часть слов. Алгоритм должен как можно точнее угадать, какой результат понравится пользователю больше.
Всего за год в Поиске сделали более тысячи разных улучшений. Андрей Стыскин, руководитель «Яндекс.Поиска», показал, как теперь выглядит главная страница «Яндекса» с персональными рекомендациями и постами из «Яндекс.Дзена». Алгоритм учитывает всю историю запросов и другие предпочтения пользователя и показывает ему самые релевантные новости, посты и видео. Другими словами, использует большие данные и ИИ, как и многие другие контент-площадки.
Умная «Алиса» и новая «Яндекс.Станция»
Главная технологическая премьера — это новая «Яндекс.Станция» «Макс». Она поступит в продажу 1 декабря и будет стоить 16 990 рублей.
Новая колонка подключается к цифровому ТВ через HDMI 2.0, поддерживает видео в 4К, а также имеет систему Dolby Audio с 5 динамиками, 3-полосный звук в 65 Ватт. Есть LED-дисплей, где отображаются данные о музыке и видео, время, погода, светомузыка. Управлять голосом можно с помощью пульта со встроенным микрофоном: например, включить сразу несколько Станций по всей квартире. Но главное, на «Макс» можно позвонить и взять трубку — тоже голосом.
Голосовой помощник «Алиса» синхронизируется со всеми сервисами «Яндекса» — включая «Музыку», «Поиск», «КиноПоиск», «Карты». За 3 года ею воспользовались 45 млн человек.
Теперь «Алиса» умеет отличать ребенка от взрослого и ведет себя с ними по-разному. К детям она обращается на «ты», подбирает соответствующий контент, общается весело и дружелюбно. С помощью «Алисы» и «Яндекс.Станции» можно даже пройти звуковой квест с героями «Смешариков» и «Холодного сердца».
На «СберКонф», которая прошла в конце сентября, тоже показали голосовой помощник «Салют» и умную колонку SberPortal. У нее есть дисплей для видеозвонков с управлением голосом и жестами, а также — широкоугольная камера с искусственным интеллектом для автофокуса.
Экосистема сервисов и единая подписка
Еще летом «Яндекс» объединил такси, а также доставку товаров и еды в приложении «Яндекс.Go». А потом добавил единую подписку «Яндекс.Плюс»: за 199 рублей в месяц вы получаете доступ к музыке, фильмам и виртуальному диску, а также — скидки и бонусы в других сервисах. Позже скидки заменили на кэшбэк: часть денег с каждой покупки возвращается в виде баллов, которые можно потратить в любом сервисе экосистемы.
Сейчас у «Яндекса» больше 5 млн подписчиков, а интеграция сервисов вышла на новый уровень. Самый яркий пример — это новая опция доставки товаров с «Яндекс.Маркета» через «Яндекс.Лавку». Покупатель заказывает товар, выбирает нужную «доставку по клику», и на следующий день товар будет на складе ближайшей к потребителю «Лавки». Дальше можно выбрать любое время, и курьер «Лавки» доставит товар на дом за 20 минут.
Через приложение «Яндекс.Заправки», к которому подключено 7 тыс. АЗС, теперь можно заказать и еду. Пока вы заправляетесь, вам предложат фастфуд или снеки, а заказ принесут прямо в машину. Услуга уже доступна на 100 заправочных станциях BP и «Нефтьмагистраль» в Москве и МО.
В один клик
Внутри каждого сервиса все идет к тому, чтобы нужный товар или услугу можно было получить по одному клику, без ввода данных и переходов между сервисами. Например, вместо сложного сервиса контекстной рекламы «Яндекс.Директ», который Тигран Худавердян сравнил с управлением Boeing, появится «Яндекс.Бизнес» для владельцев малого бизнеса. Вы просто оплачиваете подписку, добавляете текст и фото, главные параметры, а система сама планирует рекламную кампанию и распределяет бюджет. Сервис охватывает все 40 тыс. площадок рекламной сети «Яндекса».
Чтобы купить нужный товар, теперь достаточно ввести его в строке поиска. Он сразу подберет предложения от подключенных к «Яндекс.Маркету» магазинов — уже с ценами и отзывами. Заказ можно оформить прямо в поисковой выдаче, кликнув на товар. Система сама заполнит ваши данные и карту, подгрузив их из «Яндекс.Паспорта».
Беспилотники и робот-курьер
Дмитрий Полищук, руководитель беспилотного направления «Яндекса», рассказал о том, что общий пробег беспилотников компании достиг 9 млн км. За последние годы произошел существенный прорыв и в технологиях, и в оснащении беспилотных автомобилей.
Москва остается самым сложным городом для такого транспорта, а главная проблема все еще — непредсказуемое поведение водителей и пешеходов на дороге. С помощью алгоритмов на базе ИИ и больших данных «Яндекс» научил беспилотники угадывать, как поведут себя участники движения. Однако до того, как мы все пересядем на них, пройдет еще несколько лет.
Зато беспилотный робот-курьер уже работает, хотя пока что только в двух точках: в «Сколково» и на Малой Дмитровке.