Новая колонка, робот-курьер и нейросети: что показали на YAC 2020

Фото: Shutterstock, «Яндекс»
Фото: Shutterstock, «Яндекс»
25 ноября прошла Yet Another Conference — онлайн-конференция «Яндекса», на которой компания поделилась главными новостями. Рассказываем, что интересного мы увидели

«Яндекс» в тренде

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекса», обозначил главные тренды и итоги года:

  1. Единая экосистема сервисов, которая становится все более удобной и бесшовной: «Яндекс — это социальная сеть»;
  2. Максимальное упрощение сервисов: так, чтобы можно было получить услугу, найти нужное или запустить кампанию в один клик;
  3. Технологии как основа всего: от беспилотников и «Яндекс.Станции» до алгоритмов поиска и больших данных;
  4. Главное осталось неизменным: «Яндекс» создает добавочную стоимость товаров и услуг за счет технологичного сервиса.

ИИ, Big Data и новые алгоритмы поиска

Главным прорывом года — и даже последних 10 лет — в «Яндексе» считают новые алгоритмы поиска на базе нейросетей. Это трансформер YATI (Yet Another Transformer with Improvements), аналогичный предложенному в 2017 инженерами Google Brain.

Екатерина Серажим, глава службы релевантности и лингвистики компании, рассказала, что теперь «Яндекс.Поиск» в разы быстрее анализирует огромные массивы данных и понимает смысловое содержание запросов. Для этого алгоритм обучают на реальных поисковых запросах и документах из поисковой выдачи, из которых убирают часть слов. Алгоритм должен как можно точнее угадать, какой результат понравится пользователю больше.

Всего за год в Поиске сделали более тысячи разных улучшений. Андрей Стыскин, руководитель «Яндекс.Поиска», показал, как теперь выглядит главная страница «Яндекса» с персональными рекомендациями и постами из «Яндекс.Дзена». Алгоритм учитывает всю историю запросов и другие предпочтения пользователя и показывает ему самые релевантные новости, посты и видео. Другими словами, использует большие данные и ИИ, как и многие другие контент-площадки.

Умная «Алиса» и новая «Яндекс.Станция»

Главная технологическая премьера — это новая «Яндекс.Станция» «Макс». Она поступит в продажу 1 декабря и будет стоить 16 990 рублей.

Презентация «Макса»

Новая колонка подключается к цифровому ТВ через HDMI 2.0, поддерживает видео в 4К, а также имеет систему Dolby Audio с 5 динамиками, 3-полосный звук в 65 Ватт. Есть LED-дисплей, где отображаются данные о музыке и видео, время, погода, светомузыка. Управлять голосом можно с помощью пульта со встроенным микрофоном: например, включить сразу несколько Станций по всей квартире. Но главное, на «Макс» можно позвонить и взять трубку — тоже голосом.

Голосовой помощник «Алиса» синхронизируется со всеми сервисами «Яндекса» — включая «Музыку», «Поиск», «КиноПоиск», «Карты». За 3 года ею воспользовались 45 млн человек.

«Алиса» распознает детский голос

Теперь «Алиса» умеет отличать ребенка от взрослого и ведет себя с ними по-разному. К детям она обращается на «ты», подбирает соответствующий контент, общается весело и дружелюбно. С помощью «Алисы» и «Яндекс.Станции» можно даже пройти звуковой квест с героями «Смешариков» и «Холодного сердца».

На «СберКонф», которая прошла в конце сентября, тоже показали голосовой помощник «Салют» и умную колонку SberPortal. У нее есть дисплей для видеозвонков с управлением голосом и жестами, а также — широкоугольная камера с искусственным интеллектом для автофокуса.

Фото:Виталий Белоусов / РИА Новости
Экономика инноваций Первая продуктовая конференция «Сбера»: главные новинки бренда

Экосистема сервисов и единая подписка

Еще летом «Яндекс» объединил такси, а также доставку товаров и еды в приложении «Яндекс.Go». А потом добавил единую подписку «Яндекс.Плюс»: за 199 рублей в месяц вы получаете доступ к музыке, фильмам и виртуальному диску, а также — скидки и бонусы в других сервисах. Позже скидки заменили на кэшбэк: часть денег с каждой покупки возвращается в виде баллов, которые можно потратить в любом сервисе экосистемы.

Андрей Гевак, руководитель «Яндекс.Музыки» и «Яндекс.Плюс», рассказал, как работает подписка
Андрей Гевак, руководитель «Яндекс.Музыки» и «Яндекс.Плюс», рассказал, как работает подписка

Сейчас у «Яндекса» больше 5 млн подписчиков, а интеграция сервисов вышла на новый уровень. Самый яркий пример — это новая опция доставки товаров с «Яндекс.Маркета» через «Яндекс.Лавку». Покупатель заказывает товар, выбирает нужную «доставку по клику», и на следующий день товар будет на складе ближайшей к потребителю «Лавки». Дальше можно выбрать любое время, и курьер «Лавки» доставит товар на дом за 20 минут.

Через приложение «Яндекс.Заправки», к которому подключено 7 тыс. АЗС, теперь можно заказать и еду. Пока вы заправляетесь, вам предложат фастфуд или снеки, а заказ принесут прямо в машину. Услуга уже доступна на 100 заправочных станциях BP и «Нефтьмагистраль» в Москве и МО.

В один клик

Внутри каждого сервиса все идет к тому, чтобы нужный товар или услугу можно было получить по одному клику, без ввода данных и переходов между сервисами. Например, вместо сложного сервиса контекстной рекламы «Яндекс.Директ», который Тигран Худавердян сравнил с управлением Boeing, появится «Яндекс.Бизнес» для владельцев малого бизнеса. Вы просто оплачиваете подписку, добавляете текст и фото, главные параметры, а система сама планирует рекламную кампанию и распределяет бюджет. Сервис охватывает все 40 тыс. площадок рекламной сети «Яндекса».

Чтобы купить нужный товар, теперь достаточно ввести его в строке поиска. Он сразу подберет предложения от подключенных к «Яндекс.Маркету» магазинов — уже с ценами и отзывами. Заказ можно оформить прямо в поисковой выдаче, кликнув на товар. Система сама заполнит ваши данные и карту, подгрузив их из «Яндекс.Паспорта». 

Беспилотники и робот-курьер

Дмитрий Полищук, руководитель беспилотного направления «Яндекса», рассказал о том, что общий пробег беспилотников компании достиг 9 млн км. За последние годы произошел существенный прорыв и в технологиях, и в оснащении беспилотных автомобилей.

Выпуск YouTube-канала «Индустрия 4.0», посвященный беспилотникам

Москва остается самым сложным городом для такого транспорта, а главная проблема все еще — непредсказуемое поведение водителей и пешеходов на дороге. С помощью алгоритмов на базе ИИ и больших данных «Яндекс» научил беспилотники угадывать, как поведут себя участники движения. Однако до того, как мы все пересядем на них, пройдет еще несколько лет.

Зато беспилотный робот-курьер уже работает, хотя пока что только в двух точках: в «Сколково» и на Малой Дмитровке.

«Яндекс.Ровер» доставляет заказы из «Яндекс.Лавки»

Обновлено 26.11.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть