Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как «Роснефть» снижает зависимость от импортных катализаторов

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
«Роснефть» — нефтегазовая корпорация, занимает первое место в России по мощностям и объемам переработки нефти, наладила производство собственных катализаторов на НПЗ компании

Задача

Снизить зависимость нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) от импортных катализаторов.

Предпосылки и мотивация

До 95% процессов нефтепереработки проходят с использованием катализаторов. Но по некоторым их видам зависимость России от импорта еще недавно доходила до 100%. «В случае перебоев с поставками катализаторов встанет не просто каждый завод в России, а каждый автомобиль», — отмечают в «Роснефти».

В компании ожидают, что производство катализаторов будет расти вместе со спросом на топливо. К 2022 году объем мирового рынка может увеличиться на 10–15% — до $7,5–8 млрд.

Катализируй это: от каких веществ зависит современная нефтепереработка Фото:Shutterstock

Решение

Принято решение развивать производство катализаторов на заводах компании, обеспечить постепенный переход НПЗ на продукцию собственного производства и вывести ее на рынок.

Реализация

«Роснефть» производит собственные катализаторы на нескольких предприятиях. Ангарский завод мощностью до 400 т в год выпускает более 50 марок катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии. Основная специализация площадки — платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации и производства водорода.

На Новокуйбышевском заводе компания запустила первый в России опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов. Здесь отрабатывают технологии по выпуску катализаторов гидроочистки нового поколения, которые используются в производстве дизтоплива «Евро-5» и вакуумного газойля. До этого российские заводы выпускали конкурентоспособные катализаторы в основном для гидроочистки бензина и керосина, поясняют в компании.

Новые катализаторы гидроочистки дизтоплива стали единственным отечественным продуктом, который работает и на тяжелом, и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса «Евро-5». После испытаний на одном из НПЗ «Башнефти» продукцию начали выпускать на предприятии в Стерлитамаке.

Результаты

С января 2020 года «Роснефть» полностью отказалась от импорта катализаторов гидроочистки и начала отгрузку этого вида продукции на рынок.

Более 60% катализаторов риформинга бензина, которые использует компания, произведены на Ангарском заводе. На российском рынке эта продукция предприятия занимает около 30%.

Планы и перспективы

В дальнейшем «Роснефть» планирует расширять номенклатуру и объемы выпуска катализаторов, снижая импортозависимость отечественной нефтепереработки. В частности, доля импорта в катализаторах гидроочистки, которая сегодня составляет 90–95%, может снизиться до 50% за счет мощностей «Роснефти».


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: