Как работает сервис внештатных юристов по подписке

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Задача

Создать технологический юридический сервис, который позволил бы предпринимателям отказаться от штатного юриста.

Предпосылки и мотивация

В корпорациях и небольших компаниях по-разному относятся к юридическим вопросам. Крупный бизнес может себе позволить нанимать в штат высококлассных дорогостоящих специалистов и привлекать профессиональные юридические компании на проектную работу. У малого бизнеса такой финансовой возможности нет, как нет и такого объема работы для юристов, хотя задачи бывают непростые. Большинство предпринимателей начинают с того, что пользуются бесплатной помощью знакомых юристов, копируют типовые документы конкурентов, меняют одного фрилансера за другим, нагружают себя и главного бухгалтера юридическими вопросами. Попытка решить проблему наймом штатного юриста для многих заканчивается разочарованием: при видимом обилии соискателей качественных кандидатов найти сложно. За несколько лет жизни компании без юристов копится много вопросов, большинство являются очень важными для бизнеса, но при этом могут «подождать». Так происходит до появления первой серьезной проблемы. Большинство предпринимателей не обращаются за профессиональной юридической помощью, пока думают, что могут еще потерпеть. 

Фото:из личного архива
Экономика шеринга Консультация на $1,5 тыс. в час: как работает шеринг экспертизы в России

Решение

Решение в данном случае — удаленный сервис юридической поддержки Raketa.one, заменяющий штатного юриста или целый юридический отдел. Все текущие задачи, связанные с договорной и претензионной работой, трудовыми отношениями, вопросами государственного регулирования покрываются в рамках подписки с фиксированной ценой. Она продлевается каждый месяц, может быть расширена при резком увеличении объема работы или полностью приостановлена, в случае полного «затишья». Судебное сопровождение, сложные корпоративные сделки, помощь с выходом на новые рынки или с запуском нового бизнеса — это проектная работа, которая оплачивается дополнительно, но также в рамках фиксированных пакетных предложений. Основное взаимодействие между клиентом и сервисом происходит в личном кабинете и в групповых чатах в мессенджерах. Для клиентов с большим количеством задач и участников процесса проектное управление и текущий мониторинг ведется с помощью досок в Trello. Юристы также доступны по электронной почте и телефону. Где бы ни происходило взаимодействие с клиентом, вся существенная информация автоматически отображается в личном кабинете.

Работая с Raketa.one, клиент получает услуги, качество которых соответствует качеству работы юридического отдела, сформированного из юристов различного профиля. «В отличие от консультантов, мы не советуем, как делать, а делаем сами», — говорит сооснователь сервиса Игорь Мазилин 

Реализация

Перед стартом проекта необходимо было проверить ряд ключевых гипотез:

  • готов ли малый и средний бизнес платить за качественное юридическое сопровождение, оплачивая не разовые консультации, а ежемесячную подписку;
  • готов ли рынок заменить человека дистанционным сервисом;
  • возможно ли организовать эффективную работу значительного количества юристов распределенно, без физического офиса;
  • можно ли продавать такой сервис через интернет.

Сервис, который предлагает Raketa.one, востребован самыми разными компаниями. Среди клиентов — лизинговые и fintech-компании, строительные, транспортно-логистические бизнесы, ИТ и инжиниринговые холдинги, ресторанный бизнес и сетевая розница, производители одежды и образовательные центры. Стоимость ежемесячной подписки находится в широком диапазоне — от 25 до 300 тыс. руб. в месяц.

Опасения, что клиентам будет сложно решиться на дистанционное обслуживание, отказавшись от «человека в офисе», было абсолютно напрасным. Вероятно, введение карантина и перевод собственных сотрудников на удаленную работу подсветили преимущества такой формы взаимодействия при правильной ее организации.

Что касается организации «производства», то здесь Raketa.one тоже повезло: не сразу, но компания научились находить хороших юристов, в том числе из различных регионов, и объединила их в виртуальный офис. Таким образом Raketa.one стал не только дистанционным, но и распределенным сервисом.

Результаты

На обслуживании Raketa.one в настоящий момент находятся порядка 50 компаний. Около четверти клиентов расширяют подписку в течение первых шести месяцев обслуживания, около половины доходов формируется за счет проектной работы — в основном, это сопровождение инвестиционных сделок и судебная работа. В годовом исчислении текущий оборот компании составляет 40 млн руб. и растет на 20-30% ежемесячно. География клиентов — от Калининграда до Камчатки. 

Планы и перспективы

Компания готова к масштабированию. На сегодняшний день Raketa.one использует ряд доступных на рынке технологических решений, адаптировав их под свою бизнес-модель. Пока что они удовлетворяют потребностям сервиса, и необходимость «писать» собственное решение отсутствует. Одновременно с обслуживанием клиентов Raketa.one формирует собственную базу знаний и ищет возможности для стандартизации, алгоритмизации и автоматизации некоторых бизнес-процессов. Компания хочет консолидировать рынок юридических услуг для МСБ, допуская в перспективе возможность обслуживания крупного бизнеса, когда он будет готов к аутсорсингу своей юридической функции.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 11.11.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть