Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Беспилотная доставка: автомобили без водителей развозят продукты в Бутове

Как работают «умные» машины компании Moove и с какими проблемами они сталкиваются на маршруте? На эти вопросы ответил Николай Дубинин, ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0»

Не так давно окраина Бутова в Москве превратилась в площадку для тестирования беспилотных автомобилей компании Moove. «ВкусВилл» стал первым партнером производителя «умных» машин — на беспилотниках ретейлер доставляет покупателям продукты. Правда, пока это происходит лишь в Южном Бутово, а за рулем авто сидит инженер — сейчас в России передвижение беспилотников по городу без водителя запрещено.

Основатель Moove Рамиз Мамедов начал работать над созданием беспилотника полтора года назад. Сначала компания купила автомобиль, потом первый лидар, который стоил 700 тыс. руб. Без этой технологии работа беспилотника невозможна. Именно с помощью нее машина получает информацию об окружающей среде. На автомобиле Moove установлен всего один лидар, что отличает его от беспилотников «Яндекса». Это, конечно, накладывает определенные ограничения. Например, скорость машины не превышает 30 км/ч: если она сильно разгонится, лидар не успеет отреагировать.

Как ездят беспилотники и так ли они надежны, как говорят Фото:Михаил Почуев / ТАСС

В багажнике автомобиля лежит ноутбук. Это также отличает беспилотник Moove от машин «Яндекса» или МФТИ: у этих компаний в работу включено больше компьютеров. Однако по заверениям Рамиза Мамедова, чтобы технология работала, достаточно и одного игрового ноутбука.

Устройство беспилотника Moove

  • В машине установлены клавиатура и мышка. Именно с их помощью водитель поправляет параметры и функции беспилотника. Сделать это можно только когда автомобиль находится в движении.
  • В салоне есть несколько кнопок. Первая — красная. Она представляет собой знакомую всем «вкл/выкл». Нажать нее — значит включить управление машиной. Вторая — синяя. Она активирует инвентор, который подает напряжение на все сенсоры. Последняя — зеленая — включает все блоки. Они отвечают за управление. Таких блоков всего четыре. Один связан с работой руля, второй — газа. Внизу находится третий — управление тормозами. Четвертый — так называемый шлюз, который передает все эти команды от автомобиля ко всем блокам.
  • Машиной можно и нужно управлять удаленно. Сейчас ей командуют с помощью джойстика, потому что для управления через 5G и 4G не хватает скорости.

Запустить автомобиль не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Нужно задать маршрут и выбрать точку. Можно ввести пункт назначения по адресу. Если статус цели установлен, то маршрут построен.

Во время запуска автомобиля важно, чтобы беспилотник понимал, где он находится, с точностью до 10-15 см. Для этого на нем и ездят по району. Автомобиль проезжает по нужным местам, после на компьютере запускается рендеринг и строится карта. Лидар сравнивает то изображение, которое он получает, с тем, что есть на карте. Это помогает точно показать положение машины в пространстве.

Однако в реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с разными ситуациями, которые невозможно предугадать. Заложить их решение в программу сложно — например, появление на дороге поливальщика. Лидар воспринимает возникновение воды как препятствие, и машина начинает тормозить. Эта технология вообще реагирует на любые мелкие частицы.

Зрение на единицу: как «видят» беспилотные автомобили

«Умная» машина также с трудом функционирует во дворах. Вокруг припарковано много автомобилей — это препятствие для беспилотника. Он начинает совершать ошибки, ездить неаккуратно или вообще не двигается с места.

Все эти нюансы, осложняющие работу беспилотника, можно доработать. Через полгода Moove планирует выпустить беспилотный грузовик. Он сможет доставлять грузы между складами, где не требуется заезжать в узкие места.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: