Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Скованные одной цепью: как бренды строят экосистемы из гаджетов

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
На недавней презентации Apple представила новые iPhone и умную колонку HomePod mini. Все они — часть экосистемы, объединенные подпиской Apple One. Правда ли, что отдельных гаджетов и сервисов скоро не останется?

Экосистема Apple: самая закрытая и автономная

Apple изначально выпускала гаджеты и аксессуары, которые работали в тесной связке друг с другом. Для этого разрабатывались закрытые ОС и специальные сервисы — вроде App Store, iTunes, Apple Music или Apple Pay. В США Apple даже выпустила собственную кредитную карту.

Сейчас в экосистему гаджетов входят iPhone, iPad, MacBook, Mac Pro, iMac, Apple Watch, iPod, AirPods, Apple TV, колонка HomePod. В следующем году к ним обещают добавить еще и VR-очки. В качестве ОС на ноутбуках и компьютерах используется MacOS, на мобильных устройствах — iOS.

Большинство приложений — сквозные и работают на всех устройствах, подключенных к одному Apple ID: например, фото, музыка, почта, заметки, напоминания, игры. Для облачного хранения данных используется единое пространство iCloud. С помощью AirDrop можно мгновенно обмениваться файлами и фото между любыми устройствами Apple. Можно даже начать работать с документом или веб-браузером на одном устройстве, а продолжить на другом. То же касается звонков и сообщений.

AirPlay позволяет проигрывать один и тот же фильм или видеоролик и на телефоне, и на ноутбуке, и даже на экране телевизора — если он подключен к Apple TV. С помощью того же AirPlay или Apple Music можно загрузить музыку или подкаст на смартфон, а послушать через HomePod.

При этом перенести многие данные и сервисы на устройство с другой ОС уже не получится. Если все же нужно подключить сторонний гаджет, то он обязательно сертифицируется внутри Apple. Так работает Home Kit — система умного дома, к которой можно подключить освещение, розетки, системы полива, датчики движения и управлять ими со смартфона или планшета.

В 2020 году ко всему этому добавится еще и единая подписка — Apple One. Что это значит? Теперь все сервисы Apple объединят в единые пакеты:

  1. Индивидуальная подписка: Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade и 50 ГБ в iCloud. Цена — $14,95 или ₽365 в месяц.
  2. Семейная подписка: Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade и 200 ГБ в iCloud за $19,95 или ₽525 в месяц. Можно подключить до шести членов семьи.
  3. Premier: Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade, iCloud, Apple News+ и Fitness+ за $29,95 в месяц. В России недоступен.

Презентация новых продуктов и сервисов Apple 15 сентября 2020 года

Fitness+ — это интерактивный фитнес-сервис для Apple Watch и других устройств Apple, встроенный в приложение «Фитнес» и интегрированный с Apple Music. Он включает разные программы тренировок, которые обновляются каждую неделю. Стоить будет $9,99 в месяц или $79,99 в год, покупатели Apple Watch получают 3 месяца в подарок.

Недавно Apple сделала еще один шаг к экосистеме: Shazam теперь будет встроен в iOS, начиная с версии 14.2. То есть приложение будет доступно в iPhone и iPad по умолчанию, и скачивать его больше не нужно. Shazam сможет распознавать музыку, которая играет в других приложениях, даже если вы слушаете через наушники.

Экосистема Xiaomi: умный дом будущего

Xiaomi — один из главных конкурентов Apple, Samsung и Huawei по части гаджетов. Компания выпускает практически всю электронику: смартфоны, ноутбуки, часы, колонки, телевизоры, приставки, электросамокаты, бытовую технику. А еще — умную одежду с подогревом, рюкзаки и аксессуары.

В 2016 появился суббренд Mijia, который положил начало экосистеме устройств и гаджетов. 2020-й Xiaomi объявила годом экосистемы в России. Но и этого мало: под брендом Xiaomi также делают все элементы для умного дома — начиная от бытовой техники и освещения и заканчивая умными замками и даже кошачьими туалетами. Все они объединены в систему Mi Home.

Как устроен умный дом от Xiaomi

Устройства связаны друг с другом с помощью Wi-Fi, ZigBee и Bluetooth.

По Wi-Fi обмениваются данными все устройства, подключенные к сети через роутер. Если их слишком много, сеть может быть перегружена, поэтому роутер должно быть достаточно мощным, а интернет — быстрым.

Система устройств, подключенных по Wi-Fi
Система устройств, подключенных по Wi-Fi

С помощью Bluetooth подключаются устройства с ограниченным функционалом, которые ловят сигнал на небольшом расстоянии. Они подключаются напрямую к смартфону или планшету, минуя роутер. Например, беспроводные наушники, электрочайник или кофеварка.

Схема подключения устройств по Bluetooth
Схема подключения устройств по Bluetooth

ZigBee — это альтернативный протокол, с помощью которого можно подключить Bluetooth-устройства, работающие от сети 220В, к промежуточному Bluetooth-шлюзу, а затем — к роутеру. При этом покрытие сигнала расширяется на все последующие.

Схема подключения устройств через ZigBee и Wi-Fi
Схема подключения устройств через ZigBee и Wi-Fi

Так формируется система Mesh. Она состоит из трех типов устройств:

  1. Координатор — главное устройство, которое создает сеть. В Mi Home эту роль выполняет Bluetooth-шлюз.
  2. Роутер — устройство, которое постоянно подключено к источнику питания. В Mi Home это розетки и выключатели.
  3. Конечные устройства — датчики и гаджеты, подключенные к первым двум.

К марту 2019 года к Mi Home было подключено 171 млн умных устройств по всему миру, не считая смартфонов и ноутбуков.

Mi Home работает через приложение на смартфонах iOS и Android, интегрируется с Apple HomeKit, Google Home и Умным домом Яндекса. С него можно управлять электричеством, освещением, отоплением и техникой в разных комнатах и помещениях. Можно отслеживать все перемещения и расход энергии внутри дома. Правда, полный функционал доступен только в Китае, а в России он ограничен. Специально для домашней сети Xiaomi выпускает Wi-Fi-роутеры, адаптеры и усилители Wi-Fi-сигнала.

Экосистема Huawei: гаджеты и сервисы, открытые для всех

Huawei Seamless AI Life — интеллектуальная экосистема, которая работает по принципу трехуровневой стратегии «1+8+N». Это три уровня:

  1. Смартфон — главное устройство для управления.
  2. Устройства восьми категорий: телевизоры, планшеты, умные часы, колонки, наушники, очки и средства телематики, что установлены в автомобилях.
  3. Все гаджеты в рамках интернета вещей: элементы умного дома, офисная и бытовая техника.

HiCar — приложение для управления автомобилем с мобильных устройств

Все три уровня соединяются с помощью высокоскоростного интернета 5G по беспроводной сети. Пользователи смогут контролировать все устройства при помощи приложения AI Life, обмениваться данными посредством технологий Huawei HiLink и Share. Например, можно передавать файлы со скоростью до 80 Мбит/с и включать аудиколонку, просто поднеся к ней смартфон.

Презентация AI Life от Huawei

Технология One-Tap Network Connection позволяет подключаться к сети без логина и пароля, а Smart Projection — подключать сразу два смартфона к телевизору. Функция «Мультискрин» соединяет смартфон и ноутбук, позволяя использовать их одновременно — как второй монитор или камеру.

Виртуальный помощник Huawei Assistant использует сервисы на основе ИИ: AI Voice, AI Lens, AI Search и AI Touch. С их помощью он сканирует изображения, распознает текст и голос, ищет нужную информацию и рассчитывает данные. Есть также и голосовой помощник Celia, который в России заменяет Алиса от Яндекса. Также есть сервисы для того, чтобы следить за здоровьем и заниматься спортом.

Как работает Huawei Assistant на смартфоне

В Huawei подчеркивают, что они стремятся создать открытую экосистему, которая может работать и с другими устройствами — в этом их главное отличие от Apple. HarmonyOS, к примеру, работает на разных устройствах, но пока что они недоступны в России. С помощью Huawei Share можно подключить устройства бренда к офисной технике и спортивным тренажерам других производителей.

Экосистема Honor: маленькая, но очень удобная

Honor, как и Huawei, придерживается стратегии «1 + 8 + N»: все устройства и сервисы здесь будут тесно связаны друг с другом. При этом смартфон выполняет в экосистеме роль главного хаба.

Презентация Honor на международной выставке IFA в Берлине

Бренд выпускает ноутбуки, смартфоны, часы, наушники. Все они синхронизируются друг с другом с помощью собственной технологии Magic-Link 2.0. Она работает по принципу NFC — передачи данных на близком расстоянии, как при бесконтактной оплате. Например, чтобы посмотреть фото или видео со смартфона на ноутбуке или телевизоре. Можно также выводить презентацию на большой экран, управляя ей с ноутбука или смартфона. Скорость передачи данных — до 30 Мб/с.

Помимо обычных умных часов, в линейке Honor есть MagicWatch 2, которые напоминают механические люксовые хронометры. С их помощью можно не только звонить и просматривать сообщения, но и слушать музыку, подключая наушники через Bluetooth напрямую. А еще — отслеживать трекинг, пульс, уровень стресса и качество сна. Работают на расстоянии до 150 метров.

Умные весы Honor Smart Scale измеряют не только вес, но и мышечную, жировую и костную массу. Они также определяют скорость метаболизма, уровень воды и белка. И весы, и часы синхронизируются со смартфоном через приложение Huawei Здоровье, где можно следить за всеми показателями. Приложение распознает каждого из членов семьи, подключенного к профилю, и проводит индивидуальные расчеты.

Экосистема «Яндекса»: сервисы и гаджеты для дома

В России самый наглядный пример экосистемы из гаджетов и сервисов у «Яндекса». Компания пока не выпускает смартфоны или ноутбуки, но уже предлагает умные колонки и розетки. А главное — развивает единую систему сервисов: такси, доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник. Для всех сервисов действует единый аккаунт — «Яндекс.Паспорт», а также подписки: на музыку, кино (совместно с КинопоискHD) умную колонку.

«Яндекс.Станция Мини»

Лучше всего у компании получилось связать устройства и сервисы для дома: например, «Яндекс.Станция» синхронизируется с Алисой и «Яндекс.Музыкой». В итоге получается гаджет, который сам находит нужный контент и проигрывает его.

Сбер тоже пришел к экосистеме, куда уже входит 50 компаний и сервисов. Раньше все они существовали относительно разрозненно, а теперь объединены дизайном, общим доступом — Сбер ID — и единой подпиской — СберПрайм. Эта система объединяет услуги для бизнеса (b2b) и потребителей (b2c).

Как будут развиваться экосистемы дальше?

Очевидно, что в ближайшее время главная битва развернется сразу на двух фронтах:

  1. Создатели сервисов vs создатели гаджетов.
  2. Закрытые экосистемы vs открытые.

Несомненный плюс закрытых экосистем, вроде Apple — в том, что не нужно мучаться с выбором, подключением и настройками: все работает сразу и с одного аккаунта. Открытые системы — такие, как Huawei или Xiaomi — дают возможность выбора: устройств, ОС, сервисов и приложений. С ними можно собирать свою экосистему, как конструктор. Правда, некоторые устройства и приложения будет непросто синхронизировать, но, возможно, в будущем и эту проблему решат.

Гораздо интереснее наблюдать как будут действовать производители гаджетов и разработчики сервисов. Станут ли они объединяться друг с другом? Начнут ли создавать единые суперприложения для всего? Или продолжат скупать более мелкие компании, которые восполнят недостающие звенья?

К примеру, та же Apple за свою историю купила более 50 компаний и стартапов, чтобы использовать их разработки — как в плане устройств, так и ПО. Однако американские ИТ-гиганты сейчас переживают не лучшие времена: их публично обвиняют в монопольном сговоре, поэтому играть так же агрессивно, как и раньше, уже не получится.

Еще один важный момент — сквозные связи между площадками, гаджетами и сервисами: когда можно выбрать что-то в одном и добавить из другого. При этом сервисами и устройствами могут пользоваться все члены семьи, и для каждого система предложит свой набор опций.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: