Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Завиртуализировались: как стримы стали нашей новой реальностью

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
Во время самоизоляции даже заядлые интроверты остро ощутили недостаток общения. Многие в эти непростые времена открыли для себя стриминг

В апреле на платформе Twitch был зафиксирован рекорд – онлайн одновременно находились 4 млн человек. Самих же стримеров, по данным DonationAlerts, стало больше почти на треть по сравнению с январем.

Стримеры – не блогеры

Многие звезды Instagram начали вести прямые эфиры. И далеко не все оказались в этом успешны: удерживать внимание аудитории и общаться с ней в онлайне на протяжении нескольких часов – совсем не то же самое, что смонтировать красивое видео из множества дублей. А любой монтаж – враг реализма, который, по данным DonationAlerts, и привлекает большинство (42%) зрителей стримов. Стриминг – это взаимодействие с аудиторией в прямом эфире. При этом не важно, что делает стример – играет в онлайн-игру, печет торт или просто общается со зрителями.

По итогам 2019 года, то есть еще до того, как пандемия перевела всю нашу жизнь в онлайн, объем российского рынка стриминга составил 15 млрд руб. А его ежегодный рост оценивался в 25–30% при общемировом темпе в 9%. С большой долей уверенности можно утверждать, что 2020 год скорректирует этот прогноз в большую сторону.

Не играми едиными

Игровой стриминг придумали геймеры. В какой-то момент просто проводить время в видеоиграх им стало неинтересно, и они решили совместить приятное с приятным: заниматься любимым делом в прямом эфире, общаясь со зрителями и получая от них поддержку в виде донатов.

Пандемия сделала геймерами даже тех, кто раньше и не задумывался о таком досуге. Как следует из исследования Qiwi, весной 2020 года пользователи потратили на игровые сервисы на 71% больше, чем год назад. В турнирах по Warface в апреле приняли участие порядка 70 тыс. человек. Дневная аудитория игр увеличилась на 30–50%. А на донатах, по данным DonationAlerts, стримеры в мае заработали на 83% больше, чем в 2019 году.

Игровые стримы по-прежнему в топе. Но самоизоляция дала мощный толчок к развитию IRL-трансляций (in real life – в реальной жизни), на которых стример в прямом эфире делает привычные для себя вещи или просто общается с аудиторией. Этот формат доступен каждому: для того, чтобы стать IRL-стримером, не требуются специальные навыки – достаточно желания общаться и делиться эмоциями, которых так не хватало в четырех стенах. А вести трансляции можно со смартфона, так что дорогостоящая техника тоже не обязательна.

Отдельным направлением стримов в условиях самоизоляции стали живые выступления исполнителей. Чтобы не потерять связь с аудиторией и творчески реализовываться, этот формат использовали многие певцы, актеры и другие публичные личности.

Где на других посмотреть и себя показать

Среди площадок для стримов господствует Twitch, эта платформа ориентирована исключительно на прямые трансляции. Там же и обитает около 80% стримеров. На втором месте располагается YouTube. Местные стримеры отличаются тем, что на их каналах можно найти и обычные видео, ничем не отличающиеся от творчества привычных всем блогеров. Существуют и отечественные платформы для стриминга: не так давно МТС запустила собственную площадку WASD. В соцсетях также можно вести прямые трансляции: у ВКонтакте и Одноклассников есть собственные мощные платформы для этого — VK Live и OK Live. Конкуренция за место в рекомендациях здесь ниже, чем на Twitch, где приходится биться с гигантами — и этим с удовольствием пользуются стримеры-любители.

Игровые стримы чаще всего смотрят на платформе Twitch. Там легко найти трансляцию прохождения практически любой игры. Трансляции топовых стримеров-геймеров набирают миллионы просмотров:

  • Buster (CS: GO) – 12 млн просмотров в месяц;
  • Stray228 (Dota 2) – 3,7 млн просмотров в месяц;
  • Ybicanoooobov (Dota 2) – 3 млн просмотров в месяц.

Немало на Twitch и трансляций других тематик: пение, танцы, бодиарт, лепка, научные эксперименты и просто ненавязчивое общение с чатом за просмотром какого-нибудь фильма.

Выбор самый разнообразный. Например, Юля Koshkamoroshka — не только одна из музыкальных стримерш твича, но еще и педагог народного пения в детской музыкальной школе. На ее стримах можно послушать любимые песни в живом исполнении и истории про ее подопечных. Милан MilanRodd очень обеспокоен обилием токсичного контента в интернете и решил бороться с ним интеллектом: на стримах он обучает программированию, рассказывает, как работать с 3D-принтером, и объясняет, как самому собрать компьютер. Вика vika_karter — одна из самых известных стримерш в России, любит компьютерные игры и животных, нередко принимает участие в благотворительных акциях. У Дины DinaBlin можно познакомиться сразу со всеми яркими и активными стримерами России. Именно она придумала собирать на трансляциях сразу несколько гостей и устраивать целые шоу. Здесь можно увидеть привычные телезрителю «Кто хочет стать миллионером», «Угадай мелодию», «Сердца за любовь», а также «Мафию» и «Крокодила», где в главных ролях выступают известные стримеры.

Включая стрим, важно понимать, что это надолго. Обычно трансляция длится не меньше двух-трех часов. А геймеры могут не выходить из онлайна сутками.

Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Культура донатов: от истоков до наших дней

Донаты появились практически одновременно со стримингом. Первыми стримерами были геймеры. Львиную долю времени они проводили за компьютером, совершенствуя игровые навыки, потому о постоянной работе не могло быть и речи. Аудитория сама начинала интересоваться, как можно поддержать любимого геймера. Так в описании трансляции стали появляться реквизиты (номер карты или PayPal), куда можно было отправить любую сумму. При этом все стримеры подчеркивали, что пожертвования – дело сугубо добровольное. Откровенное выпрашивание донатов по сей день считается дурным тоном.

Аудитория стримеров оказалась щедрой — зрители донатили много и с удовольствием. Так появилась необходимость в сервисах, которые бы сделали этот процесс проще. Первые платформы были довольно примитивными, их функциональность ограничивалась перечислением денег. Скоро к этому добавилась опция снабжать донаты сообщениями. У стримеров появилась возможность устанавливать цели сборов (новая модель камеры, мощный игровой процессор и т. д.), проводить голосования и внедрять другие фишки. Это добавило трансляциям интерактивности, а донаты перестали быть просто финансовой поддержкой стримера. Теперь с их помощью зритель становится полноправным участником процесса.

Самыми «высокооплачиваемыми» являются стримеры в возрасте от 25 до 30 лет – на их долю приходится 35% всех донатов. Это объясняется тем, что они активнее, чем их более молодые коллеги, общаются с аудиторией, их стримы отличаются большей интерактивностью. Для сравнения: стримеры в возрасте 19–24 лет получают 29% общего объема донатов, младше 18 лет – только 9%.

Каждый четвертый рубль в копилку стримеров кладут жители столиц

На фоне того, что в период пандемии у многих уменьшились доходы, зрители не оставили любимых стримеров без поддержки. Количество донатов, отправленных через сервис DonationAlerts, увеличилось на 40% по сравнению с январем. В среднем пользователи рунета за раз переводят стримерам 437 руб.

Аналитики сервиса рассчитали «индекс доната» для разных федеральных округов, чтобы узнать, где живут самые щедрые поклонники стримов. Выяснилось, что больше всего денег стримеры получают от жителей Центрального и Северо-Западного округов – в среднем 560 и 485 руб. соответственно. При этом на Москву и Санкт-Петербург приходится четвертая часть всех платежей. Ниже всего средняя сумма донатов в Северо-Кавказском федеральном округе – 301 руб.

На чем еще зарабатывают стримеры

Конечно, донаты – не единственный источник дохода стримеров. Как и видеоблогеры, они зарабатывают на рекламе. И если раньше к ним обращались в основном производители игрового оборудования, то с развитием неигровых направлений на рекламу в стримах обратили внимание крупные производители товаров повседневного спроса. В условиях кризиса их активность несколько снизилась, и главными рекламодателями стримеров стали разработчики игр – они стремились поймать волну и сделать свои проекты еще более популярными.

Стримеры только недавно стали полноправными участниками рекламного рынка, и в силу их неопытности брендам бывает сложно с ними общаться. Чтобы сделать этот процесс проще, появились инструменты, с помощью которых можно размещать рекламу в стримах на всех популярных площадках. Если зритель переходит по ссылке из трансляции и делает покупку, стример получает процент с продажи.

Как заработать на облачном гейминге

Также стримеры зарабатывают на встроенной рекламе (площадки сами размещают ее в трансляциях) и участии в партнерских программах (стример регистрируется и публикует в своих трансляциях реферальные ссылки). Чем больше людей увидят рекламу или перейдут по реферальной ссылке, тем больше заработает стример.

Еще одним источником дохода является платная подписка, когда за определенную сумму стример предлагает зрителям специальные возможности (закрытый чат, отсутствие рекламы и другие).

Стримы и тренды

Один из ярких трендов в стриминге – голосовые сообщения. Кто-то сегодня только с их помощью и общается, другие их ненавидят – равнодушных практически нет. Зимой сервис DonationAlerts запустил новую функцию: зритель может отправить стримеру голосовое сообщение, а тот – прослушать и, если оно не нарушает правила площадки, воспроизвести в эфире.

Уже во время пандемии появилась высокотехнологичная фишка – озвучка сообщений голосами актеров и любимых персонажей. Сейчас это Руслан Габидуллин (сооснователь студии «Кубик в кубе»), Петр Гланц и Стьюи из «Гриффинов». Актеры сами обучали нейросеть, чтобы она могла зачитывать сообщения, которыми зрители сопровождают донаты. Эта функция позволяет поддержать рублем и актеров озвучки.

Все это вовлекает аудиторию и помогает стримерам разнообразить трансляции, сделав их более интерактивными.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: