До Внуково из центра за 12 минут: когда полетят беспилотные такси

Фото: Ore Huiying / Getty Images
Фото: Ore Huiying / Getty Images
Получится ли сделать поездки на дронах безопасными и когда в России можно будет прокатиться на первом беспилотном воздушном такси? Ответ на эти вопросы ищет Николай Дубинин, ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0»

В конце мая в Китае выдали первое в мире разрешение на запуск беспилотных воздушных транспортных средств гражданского назначения. Теперь дроны могут официально перевозить пассажиров и брать с них за это деньги. Аппаратом, который понесет человечество в такое будущее, стал двухместный дрон от компании Ehang. Внутри нет пилота, пассажиры тоже не могут управлять машиной — они лишь выбирают маршрут. Все маневры в воздухе происходят в автоматическом режиме, в крайних случаях может подключиться оператор.

Видео: РБК

В числе первопроходцев есть и российский стартап HoverSurf. У компании уже двадцать три международных патента на разные летные наработки. В июле 2020 года команда готовит премьеру — российский летающий автомобиль. Компания предполагает, что перевозки будут осуществляться между аэропортами и центром Москвы. Пассажиров повезут над реками, каналами, над местами, где нет школ и детских садов: из-за того, что технология новая, ее нужно обкатывать над менее населенными районами. В среднем тридцатикилометровый полет будет занимать 12 минут, а стоить будет около $15.

В мире много других рабочих примеров. Например, Volocopter в 2017-м прошел испытания Дубае, в октябре 2019 уже летал в Сингапуре:

Компания основателя Google Ларри Пейджа Kity Hawk долгое время выпускала одноместный дрон Flyer. В июне 2020 года Пейдж объявил о закрытии проекта — теперь они полностью сосредоточатся на разработке такси Heaviside с вертикальными взлетом и посадкой.

Кажется, что обычные вертолеты тоже могут стать аэротакси. Чем они похожи на мультикоптеры и в чем разница?

Чем похожи:

  • У любого беспилотника есть фюзеляж — почти такой же, как у обычного вертолета, только без кабины;

  • Система питания или аккумуляторный отсек чаще всего представляют собой литиевые аккумуляторы, а бортовая аппаратура для управления — компьютеры или вычислители со специальным ПО;

  • В обоих типах машин есть радиопередатчик для связи с Землей;

  • Оба аппарата могут взлетать и садиться вертикально, а в воздухе — зависать и лететь по прямой.

В чем разница:

  • У вертолета есть хвостовой винт и винт над кабиной, а у коптера винты расположены вокруг кабины, симметрично. Чаще всего их четыре, шесть или восемь;

  • Вертолет легко выполняет сложные фигуры, может переворачиваться и лететь задом наперед;

  • Мультикоптер лучше вертолета сохраняет баланс, даже при сильных порывах ветра;

  • Если у вертолета сломается хвостовой винт, он упадет. У мультикоптера все винты равнозначны, поэтому при поломке уцелевшие просто возьмут нагрузку на себя;

  • Коптером управлять просто: он сам балансирует в воздухе, придерживаясь заданной траектории. А вот вертолет требует навыков пилотирования, особенно для выполнения сложных фигур.

Как и любые беспилотники, аэротакси оснащены сложнейшей системой управления. В нее входят наружные сенсоры — радары, лидары — а также компасы, гироскопы, барометры и десятки других приборов, которые есть в любом самолете. Управляет всем специальная система, которая обрабатывает данные со всех приборов, рассчитывает траекторию полета и реагирует на внезапные препятствия.

Небольшие пилотируемые аппараты похожи по конструкции на беспилотники. Они, как правило, предназначены для одного-двух человек включая пилота. Например, летающий байк внешне похож на квадрокоптер с четырьмя колесами-винтами, только без кабины — место пилота открытое и совсем не большое.

У электрокоптеров есть несколько достоинств. Во-первых, они не вредят окружающему миру — они электрические, во-вторых, они менее шумные. Но у всех этих моделей есть два главных недостатка. Они мало летают и долго заряжаются.

Тут есть два варианта решения:

  1. Можно создавать целый флот пассажирских беспилотников, как сделали в Китае: пока одни летают, другие заряжаются. При этом система контролирует все процессы;

  2. Можно отказаться от чисто электрического двигателя и сделать его гибридным. То есть беспилотник сможет использовать топливо и заряжать аккумуляторы в процессе полета. Этой разработкой занимается российский стартап Reynolds.aero. Молодые выпускники Бауманки создают для беспилотников газотурбинные двигатели.

Что еще почитать по теме:


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 26.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть