Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Глоссарий РБК — что находится внутри беспилотных автомобилей

Фото: EPA / ТАСС
Фото: EPA / ТАСС
Процесс распространения беспилотных автомобилей тормозит как «сырое» законодательство, так и «начинка» машины, благодаря которой беспилотник гольф-класса стоит как лимузин. А что в нее входит? Разбираемся в терминологии

Компания Waymo, принадлежащая Google, уже третий год перевозит жителей американского города Чандлер на своем беспилотном такси; в Калифорнии разрешили полностью беспилотным автомобилям развозить посылки; автопилотами Tesla уже давно никого не удивить, да и на российских дорогах беспилотники должны появиться в ближайшее время — в распоряжении «Яндекса» уже находятся 69 автомобилей, а в 2020 году их станет больше сотни.

По данным компании Gartner, в 2018 году было выпущено чуть больше 137 тыс. беспилотных автомобилей, а в 2019 — уже свыше 330 тыс. Аналитики прогнозируют, что к 2023 году количество автономных транспортных средств на дорогах достигнет 745 тыс. Готовы ли вы к этому? Мы составили список основных понятий, которые помогут вам сориентироваться в теме.

Беспилотники ​«Яндекса» на выставке CES 2020 в Лас-Вегасе
Беспилотники ​«Яндекса» на выставке CES 2020 в Лас-Вегасе (Фото: «Яндекс»)

Радары используют радиоволны, чтобы определить расстояние до объектов и траекторию их движения. Как правило, радаров на беспилотнике четыре штуки. Импульсы, которые они излучают, отражаются от предметов, даже если те находятся далеко, и передаются на принимающую антенну. Благодаря радарам система может мгновенно реагировать на изменения в пространстве.

Лидар по принципу действия аналогичен радару, но вместо радиоволн использует лазерные лучи. Сегодня это наиболее точный инструмент для измерения расстояния до объектов — от пары сантиметров до сотни метров — и их распознавания. Лидар устанавливается на крыше машины или, если лидаров несколько, по ее периметру. Устройство сканирует пространство и создает 3D-карту местности.

Зрение на единицу: как «видят» беспилотные автомобили

Сенсоры — это общее название лидаров и радаров. Они сканируют дорожную обстановку вокруг машины и позволяют избегать ДТП. Их у беспилотной машины может быть сколько угодно. Например, первый гоночный автомобиль-беспилотник Robocar от компании Roborace оснащен 18 сенсорами.

Лидар беспилотного автомобиля
Лидар беспилотного автомобиля (Фото: «Яндекс»)

Датчик положения — устройство, определяющее положение беспилотника на карте вплоть до его координат.

Видеокамера нужна, чтобы различать цвета светофора, распознавать дорожные знаки, разметку и людей.

Компьютер находится в багажнике беспилотного автомобиля и в реальном времени анализирует все данные, которые поступают с датчиков и сенсоров. Мощность компьютера позволяет ему обрабатывать огромный массив информации.

https://www.instagram.com/p/BrAfauAgcMZ/?utm_source=ig_web_copy_link

Высокоточные карты позволяют беспилотникам ездить даже по дорогам, на которых нет разметки. Они нужны для того, чтобы датчики и сенсоры реагировали только на изменения ситуации на местности — иначе постоянное сканирование окружающего пространства требует огромных вычислительных мощностей. Кроме того, благодаря картам, автомобиль «понимает», ЧТО находится за поворотом — камеры и сенсоры этого не могут.

Уровень беспилотности — это степень автоматизации автомобиля. Их шесть — от 0 до 5. Нулевой уровень беспилотности — машина полностью управляется водителем; пятый уровень — автомобиль способен доехать до пункта назначения полностью на автопилоте. На сегодняшний день самые технически продвинутые машины находятся на четвертом уровне беспилотности.

После прочтения этого материала вам будет гораздо проще смотреть наше видео про беспилотные автомобили:

Почему мы до сих пор не пересели на автономный транспорт, как работают «умные» машины, насколько безопасен автопилот и каково это — проехаться на беспилотнике по московским дорогам, рассказываем на нашем YouTube-канале «Индустрия 4.0».