А в чем тренд?
Большинство продаваемых в мире товаров — около 80% — перевозятся морским транспортом. Для него в качестве топлива в основном используется мазут с высоким содержанием серы, выбросы от сжигания которого способствуют изменению климата. Из-за этого на отрасль оказывается все большее давление со стороны экологов и климатических активистов. При этом и само судоходство уже испытывает последствия глобального потепления — под ударом оказалась одна из главных транспортных артерий мира.
Значение Панамского канала
Панамский канал запустили в 1914 году. Соединив Атлантический океан с Тихим, он сократил путь судов более чем на 13 тыс. км. Ежегодно по каналу проходит около 14 тыс. кораблей с товарами из Азии.
Чтобы совершить путешествие, корабли входят в узкий водный путь и поднимаются на высоту более 26 м над уровнем моря через серию шлюзов. Затем происходит обратный процесс. Для функционирования системы используется пресная вода из искусственного озера Гатун и еще одного близлежащего водоема. Для прохода одного судна требуется около 200 млн л, большая часть которых затем уходит в океан.
Падение уровня воды
Те же пресноводные источники обеспечивают водой более 2 млн жителей Панамы. Управляющие каналом балансируют между требованиями мировой судоходной отрасли и нуждами местного населения. В 2023 году дефицит осадков привел к падению уровня воды в озере Гатун.
Из-за двойных потребностей — канала и местного населения — озеро столкнулось с дефицитом воды в 3 млрд л в день. Уровень воды в Гатун сейчас близок к самой низкой отметке, когда-либо зафиксированной в сезон дождей. Это вынудило администрацию Панамского канала ограничить количество проходящих судов: с 36 кораблей в день до 22. В феврале 2024 года это значение опустится до 18.
Финансовая и аварийная опасность
По словам консультанта по морским рискам Нитина Чопры, последствия для судоходства еще никогда не были столь серьезными. У тех, кто полагается на этот маршрут, не осталось хороших вариантов: они могут ждать до нескольких недель, заплатить до $4 млн, чтобы проскочить вне очереди, или добавить несколько недель к пути, чтобы не идти через канал.
Каждый из этих вариантов влечет за собой серьезные финансовые издержки. Ограничения в Панамском канале только усилят давление на глобальные цепочки поставок. Чопра ожидает, что в долгосрочной перспективе цены на товары из Азии значительно увеличатся. Также повышаются риски аварии из-за концентрации кораблей на стоянке.
Ухудшение условий
В 2024 году условия только ухудшатся: на климат продолжит влиять погодный феномен Эль-Ниньо, в результате которого экваториальная часть Тихого океана становится теплее обычного не более чем на 3 ºC. В марте—апреле озеро Гатун может столкнуться с самым низким уровнем воды за всю историю наблюдений, предупреждает Стивен Пэтон из Смитсоновского института тропических исследований.
Администрация канала заявляет, что «внедряет оперативные и плановые процедуры, инновационные технологии и долгосрочные инвестиции для смягчения последствий и обеспечения безопасности работы канала».