Об авторе: Андрей Пискунов, управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР, входит в состав холдинга РБК).
ESG-рейтинги и зеленая отчетность
В первую очередь нужно отметить усилия Банка России по систематизации сферы ESG-рейтингов. В январе регулятор опубликовал модельную методологию, в июле — развернутые рекомендации, направленные на повышение качества методологий и развитие практики присвоения ESG-рейтингов. В июне Банк России рекомендовал финансовым организациям раскрывать информацию в области устойчивого развития. В условиях жестких ограничений на раскрытие информации, способной спровоцировать реализацию санкционных рисков, такой подход будет способствовать созданию дополнительного канала коммуникации финансового сектора с инвесторами.
Рынок зеленых финансов
Отечественный рынок финансовых инструментов устойчивого развития пока находится на раннем этапе становления и не может предложить инвесторам достаточного объема облигаций или иных инструментов. Однако объем публично торгуемых облигаций, связанных с ESG, на Мосбирже к концу 2023 года уже превысил 300 млрд руб. И Банк России продолжает популяризацию финансовых продуктов устойчивого развития: в мае ЦБ выпустил рекомендации финансовым институтам по раскрытию соответствующей информации клиентам.
Изменение фокуса ESG-повестки
Инициативы Банка России в той или иной степени затронули большинство аспектов ESG-повестки, при этом регулятор был не одинок в строительстве ESG-сегмента финансового рынка. Свою лепту в развитие регуляторной базы ESG внесли ВЭБ.РФ и Минэкономики, разработавшие национальный стандарт по социальным финансовым инструментам. Ранее эти ведомства уже предложили отечественному финансовому рынку национальный стандарт для зеленых проектов, впоследствии ставший постановлением правительства. С высокой долей вероятности таксономия социальных финансовых инструментов также обретет статус нормативно-правового акта. Данный документ может оказаться даже более востребованным, чем зеленая таксономия, учитывая смещение фокуса отечественного бизнеса с экологических аспектов ESG на социальную компоненту.
Нейросеть для подсчета ESG-рисков и новый ESG-индекс
Сбербанк также поучаствовал в развитии отечественной практики ESG: политику ответственного финансирования банка регламентирует учет ESG-рисков при предоставлении кредитных продуктов клиентам в тех или иных отраслях. В дополнение к этому банк разместил в публичном доступе NLP-модель ESGify, которая оценивает риски компаний в сфере устойчивого развития.
В целом прошедший год заложил хорошие юридические и практические основы для дальнейшего развития ESG-финансирования в России. Можно отметить сохранение интереса бизнеса к ESG-повестке в той или иной форме. Второй выпуск ESG-индекса российского бизнеса от рейтингового агентства НКР продемонстрировал сохраняющийся интерес отечественных компаний, в особенности крупного бизнеса, к принципам устойчивого развития и внедрению ESG-практики.
Состав участников индекса претерпел изменения — при сопоставимой общей численности в 2023 году в индексе приняло участие больше крупных компаний.
Все миграции из категории в категорию произошли только в сторону улучшения, что объясняется более качественным подходом к предоставлению информации.
Степень раскрытия информации о выбросах парниковых газов по стандартам учета Scope 1, 2 и 3 практически не изменилась, так как качественные изменения по данному направлению требуют гораздо более длительного времени. Среди отраслей по-прежнему лидируют металлургический, добывающий и финансовый секторы.
Зеленый кредитный портфель
Для финансовых компаний камнем преткновения остается зеленый кредитный портфель, формирование которого в отсутствие государственного стимулирования могут позволить себе лишь крупные игроки федерального уровня.
В 2023 году Сбербанк снова стал абсолютным рекордсменом по наращиванию портфеля зеленых активов. Если по итогам 2022 года зеленый портфель «Сбера» составлял 1,3 трлн руб., то по итогам текущего года объем активов, которые можно отнести к ответственному финансированию, превысит 2,4 трлн руб., а целевым показателем является сумма в 3,4 трлн руб., которую банк рассчитывает достигнуть к 2026 году.
Фактически национальный зеленый портфель практически полностью финансируется Сбербанком, и прочие финансовые институты на российском рынке существенно уступают лидеру.
Как будет развиваться ESG-повестка в 2024 году
Дальнейшее развитие ESG-повестки в стране во многом будет зависеть от государственных стимулирующих мер. До настоящего момента мы видели развитие данного направления в основном за счет инициативы частного бизнеса либо регулирующих (Банк России) и инфраструктурных (Московская биржа, ВЭБ.РФ) институтов. Но они не обладают достаточными полномочиями и ресурсами для стимулирования более интенсивного внедрения принципов устойчивого развития в кредитные процессы финансовых учреждений или бизнес-практику корпораций. Финансовые стимулы со стороны государства позволят монетизировать уже затраченные усилия бизнеса на поприще устойчивого развития и подтолкнут новых участников данного процесса активнее включаться в ESG-повестку.