А в чем тренд?
Глобальное потепление — это повышение средней температуры на Земле, основная причина которого — деятельность человека. Оно наблюдается с конца XIX века, а его скорость постоянно увеличивается. Если потепление не остановить, то планету ждут негативные последствия: часть прибрежных городов исчезнет, голодающих людей станет намного больше, начнутся войны за жизненно важные ресурсы. Поэтому борьба с ним — устойчивый тренд нашего столетия. Авиация — одна из отраслей, которая должна подвергнуться экологическим изменениям.
Первый «чистый» рейс
28 ноября 2023 года Boeing 787 авиакомпании Virgin Atlantic совершил полет из Лондона в Нью-Йорк. Самолет работал на зеленом топливе. Полет частично финансировался правительством Великобритании. Представители коммерческой авиации представляли его как пример значительного сокращения выбросов углекислого газа. Несмотря на это, ученые и экологические группы крайне скептически отнеслись к рейсу.
Экологичное топливо для самолетов
Авиакомпании уже частично заполняют баки самолетов экологическим авиационным топливом (sustainable aviation fuel, SAF). Его производят из отходов, в число которых входят, например, кулинарные жиры. На борту не было обычных пассажиров, но находился министр транспорта Великобритании Марк Харпер. Он заявил: «Сегодняшний полет, совершенный на 100-процентном экологическом топливе, показывает, как мы можем декарбонизировать транспорт, сократив выбросы как минимум на 70% и вдохновив следующее поколение на новые решения». Премьер-министр Великобритании Риши Сунак подчеркнул, что рейс стал «важной вехой на пути к тому, чтобы сделать авиаперевозки более экологичными».
В Virgin Atlantic констатировали: полет в Нью-Йорк показал, что SAF — безопасная замена обычного керосинового топлива. Основатель и президент компании сэр Ричард Брэнсон подчеркнул: «Мир всегда будет считать, что какие-то решения реализовать невозможно, пока вы не продемонстрируете обратное».
Недоступность SAF
Компании рассматривают SAF как важнейшее экологическое решение, которое можно использовать в авиации. Однако его доступность составляет около 0,1% от общего объема используемого топлива. Марк Харпер отметил, что правительство «продолжит поддерживать развивающуюся в Великобритании индустрию SAF, так как она создает рабочие места, развивает экономику и помогает прийти к безопасной для экологии авиации». Пять заводов по производству SAF в Великобритании должны быть построены к 2025 году. Использованное в полете Virgin Atlantic топливо было импортировано из США и ЕС.
Экологи против
Полет состоялся после года испытаний. Они проводились совместно с производителем двигателей Rolls-Royce и другими участниками авиационной отрасли. Однако многие исследователи заявили, что правительство и авиакомпании преждевременно говорят об экологической безопасности авиаперевозок. Кейт Хьюитт, директор по политике Aviation Environment Federation, констатировала: «Идея, что этот рейс каким-то образом приблизит нас к полетам без чувства вины, — это шутка».
Она также подчеркнула, что производство SAF будет очень трудно масштабировать. Даже если в США все использованные кулинарные жиры будут перерабатываться в SAF, это покроет лишь 1% от необходимого американской авиации топлива. Исследователи рекомендуют развивать другие экологические альтернативы путешествиям на самолетах: высокоскоростные железнодорожные магистрали и сети электробусных маршрутов между городами.