Общественный и экологичный: каким будет транспорт через 30 лет

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Транспорт с каждым годом становится все экологичнее. И этот тренд в будущем только усилится. Какой станет транспортная отрасль в будущем — в материале «РБК Трендов»

В 2023 году РБК исполняется 30 лет. В рамках юбилея мы решили не оглядываться назад, в прошлое, а наоборот — посмотреть вперед, в будущее.

Команда «РБК Трендов» подхватила инициативу: на сайте проекта появляются колонки визионеров из сферы науки, образования, технологий, общества, экологии, образования. Вместе с ними мы представляем, как будет меняться мир в течение 30 лет, каким он будет в 2053 году и какое место в нем будет занимать человек. Проект не предполагает точных прогнозов, вместе с экспертами мы пытаемся представить возможные направления и сценарии развития нашего общества, основываясь на трендах настоящего.

Об эксперте: Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

За последние десять лет мировой транспортный сектор совершил гигантский скачок, связанный с технологическим прорывом в области электромобилей, искусственного интеллекта, цифровизации, передовых производственных технологий. Этот перелом оказался возможным благодаря громадным инвестициям, развитию зеленых технологий, в частности возобновляемых источников энергии.

Однако наряду с внедрением передовых прорывных технологий прослеживается и противоположная тенденция сохранения явно устаревших платформ, которые тем не менее находят своего потребителя в определенных сегментах. Наиболее показательным можно назвать УАЗ «буханка», производимый без значительных изменений почти 65 лет. Или вазовская «Нива», цена на которую постоянно растет и которая находит свое применение в тех регионах, где нет современной инфраструктуры (дорожной, сервисной, заправочной), необходимой для использования передовых технологий.

Это крайне важный вопрос, потому что создание инфраструктуры для новых видов транспорта, особенно в малонаселенных и «отстающих» регионах, требует значительных инвестиций, очень материалозатратно и может быть неэкологичным. Строительство автомобильной и железной дорог, линий электропередачи и другой инфраструктуры влечет вырубку лесов, потерю биоразнообразия, большой расход полезных ископаемых, выбросы парниковых газов.

Экологически чистый транспорт

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития, к 2050 году могут резко возрасти выбросы парниковых газов и твердых частиц. Более того, количество преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха, может удвоиться, достигнув 3,6 млн в год. Большинство из этих случаев будет приходиться на Китай и Индию. Поэтому экологизация транспортной сферы станет вопросом общественного здравоохранения, а также частью глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Электромобили

Мировой рынок электромобилей в последние годы активно развивается и в будущем продолжит расти. В первом квартале 2023 года было продано более 2,3 млн электромобилей, что примерно на 25% больше, чем за тот же период 2022 года.

Кроме того, согласно оценкам Международного энергетического агентства, из-за распространения во всем мире электромобилей спрос на нефть в транспортной сфере начнет падать после 2026 года.

Станет ниже цена на электромобили. Уже сейчас в Китае средняя стоимость на такие авто составляет около $35 тыс. Это ниже, чем стоимость электромобилей во всем мире. В Европе и в США средняя цена — $70 тыс.

Однако есть и сдерживающие факторы развития рынка электромобилей. Главным образом, это стоимость сырья, которая растет с 2020 года. А в России это еще и таможенные ограничения, налоги и сборы, из-за которых на российском рынке цены на электромобили на 50–100% выше, чем за рубежом.

Водородные двигатели

Примерно в 2028 году, по некоторым оценкам, начнет расти рынок автомобилей, использующих водород. Согласно исследованиям, в 2018 году рынок автомобилей на топливных элементах оценивался в $651,9 млн и, как ожидается, достигнет $42,04 млрд к 2026 году. Топливный элемент — это устройство, которое преобразует химическую энергию водорода в электроэнергию, которая приводит автомобиль в движение.

Рост водородного транспорта будет определяться двумя факторами. Во-первых, стоимостью и доступностью зеленого водорода, что будет зависеть от стоимости строительства объектов ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и заправочной инфраструктуры. Во-вторых, поскольку автомобили на водороде конкурируют с электромобилями и при этом используют ряд схожих компонентов, то еще и стоимость материалов (лития, кобальта, никеля и т.д.), необходимых для производства батарей электромобилей, будет определять баланс рынка между водородными и электромобилями.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как работает водородный двигатель и какие у него перспективы

Синтетическое топливо

Еще одной зеленой альтернативой представляется переход на синтетическое топливо для возможности сохранения части парка автомобилей с ДВС.

Производство синтетического топлива состоит из ряда этапов. Сначала при использовании возобновляемых источников энергии в процессе электролиза вода расщепляется на кислород и водород. Затем водород смешивают с углекислым газом для создания синтетического метанола, который можно перерабатывать в стандартный бензин или дизельное топливо. При производстве синтетического топлива также может использоваться CO₂, уловленный из атмосферы, что повышает экологичность. Так же как и в случае водорода, эффективность использования синтетического топлива будет определяться стоимостью ВИЭ.

Шеринг транспорта

Согласно оценкам, один каршеринговый автомобиль может заменить в среднем 8–15 личных авто. Кроме того, по данным правительства Москвы, ежедневно порядка 250 тыс. личных автомобилей не используются именно благодаря каршерингу.

Поскольку каждый автомобиль — это источник негативного влияния на окружающую среду, то переход на каршеринг, особенно если автопарк будет состоять преимущественно из электромобилей, — это важный шаг к экологизации транспортной сферы. В ближайшие десятилетия, в условиях урбанизации, удаленной работы, а также при резком повышении цен на автомобили, вероятно, каршеринг, а в дальнейшем беспилотные такси будут развиваться как в мегаполисах, так и городах-миллионниках.

Фото:Thomas Colligan / Bloomberg Businessweek
Экономика шеринга Сможет ли прокат электроскутеров заменить каршеринг

Транспортная инфраструктура

Можно предположить, что инфраструктура завтрашнего дня будет построена на существующих транспортных сетях. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), даже развитые страны, такие как Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, США и Великобритания, сталкиваются с проблемой деградации инфраструктуры, которая стареет и находится в аварийном состоянии. В частности, серьезное беспокойство вызывает состояние дорог и мостов. Например, в США, согласно анализу, проведенному Американской ассоциацией строителей дорог и транспорта в 2020 году, около 231 тыс. мостов (это более трети) нуждаются в ремонте или замене. Но вместо того, чтобы просто ремонтировать свою стареющую инфраструктуру, развитые страны должны модернизировать свои транспортные сети с учетом задач устойчивого развития, разрабатывая и внедряя технологии, которые в дальнейшем могут быть адаптированы развивающимися странами.

При этом, когда инфраструктура создается с нуля, существует возможность создания принципиально новой инфраструктуры. Примером тому является железнодорожная сеть в Китае. Самая густонаселенная (и это важно, так как именно плотность населения определяет объем рынка, необходимого для достижения окупаемости) страна в мире создала с 2008 года крупнейшую в мире сеть протяженностью более 42 тыс. км высокоскоростных железных дорог (по состоянию на конец 2022 года). Половина из этого общего количества была построена только за последние пять лет. Ожидается, что к 2035 году длина сети увеличится вдвое — до 70 тыс. км, связывая все ее основные мегаполисы.

Благодаря максимальной скорости, которую могут развивать поезда (до 350 км/ч), и общей протяженности железнодорожной сети (155 тыс. км) междугородные перевозки принципиально изменились. Доля авто и авиатранспорта сократилась, а экологическая, экономическая и демографическая ситуация значительно улучшилась. Во многом это оказалось возможным благодаря совершенствованию технологий, изначально приобретенных от партнерства с ведущими мировыми вендорами (Bombardier, Alstom и Mitsubishi и др.), беспрецедентной борьбе против коррупции и мерам по сокращению затрат в данном секторе при поддержании высочайших требований безопасности. Например, строительство линии длиной 815 км Чжэнчжоу Восток — Ванчжоу стоимостью $13,5 млрд (т.е. $16,5 млн за 1 км) было завершено менее чем за пять лет!

Городской транспорт

По данным ООН, к 2050 году 68% населения земного шара будет проживать в городах. Можно предположить, что многие люди откажутся от личного автомобиля в пользу муниципального транспорта. С одной стороны, развитие электронных средств коммуникации позволяет минимизировать количество поездок. Все больше людей работают удаленно, предпочитают онлайн-шопинг, большинство сервисов доступно дистанционно. С другой стороны, стоимость владения транспортом (приобретение, обслуживание, парковка и т.д.) растет. Значимость автомобиля как показателя статуса и атрибута свободы передвижения снижается. Вырастает поколение, которое формировалось под воздействием возможностей шеринг-экономики.

Кроме того, разрастание городов и увеличение плотности населения может привести к разрыву между богатыми и бедными и разрастанием трущоб. В 2023 году в трущобах проживают около 1 млрд человек, к 2050 году эта цифра может увеличиться до 3 млрд. Такое расслоение, особенно в развивающихся странах, может влиять на рынок транспортных услуг, в частности на его доступность и безопасность. «Золотой миллиард» и растущий средний класс в быстроразвивающихся экономиках, вероятно, будут пользоваться благами совершенствующейся транспортной инфраструктуры, при этом беднеющее население и в особенности жители трущоб будут продолжать вести «оседлый» образ жизни.

Обновлено 05.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть