
А в чем тренд?
После пандемии COVID-19 отрасль коммерческого судоходства восстанавливается и в 2023 году активно развивается. Крупные грузовые суда напрямую вредят планете, выбрасывая в атмосферу выхлопные газы. Однако есть и другое негативное последствие — звуки, которые тревожат морских обитателей. Обратить на это внимание призывает британский биолог из Бангорского университета в Уэльсе Грэм Шеннон.
Почему звук важен для обитателей океана
Солнечный свет проникает в глубину океана лишь на несколько сотен метров. Поэтому способность издавать и распознавать звуки крайне важна для глубоководных животных. Она помогает общаться, ориентироваться, избегать опасности и искать пищу. Например, креветки вида рак-щелкун из западной части Атлантического океана могут производить громкий щелкающий звук, способный оглушить и убить добычу. А синие киты издают низкочастотные сигналы, которые могут распространяться на тысячи километров.
Как люди «засоряют» океан шумом
Искусственный шум в океане часто непреднамеренно производят суда или объекты инфраструктуры и промышленности, например, нефтедобывающие платформы. Однако его могут создавать и специально. Например, многие военно-морские силы используют гидролокаторы для обнаружения кораблей и подводных лодок. Геологи исследуют морское дно на наличие нефти и газа с помощью сейсмических пневмопушек. Производимые ими звуки могут превышать 200 децибел — это значение смертельно для человека. В воде шум распространяется в четыре раза быстрее, чем в воздухе (со скоростью почти 1,5 км/с), поэтому он способен «путешествовать» на значительные расстояния.
Как шум убивает и мешает общаться
Грохот сейсмической пневмопушки может вызвать необратимую потерю слуха, повреждение тканей и смерть у находящихся рядом с ней животных. В 2017 году исследования показали, что один выстрел из нее привел к увеличению смертности зоопланктона с 18% до 40–60% на участке Тихого океана протяженностью 1,2 км у побережья южной Тасмании.
Использование гидролокатора также привело к массовому выбросу на берег нескольких видов китов в Центральной Америке, Европе и Восточной Азии. Осмотр мертвых животных показал, что они получили травмы, указывающие на декомпрессионную болезнь (при высоком давлении в крови образуются пузырьки азота). Ученые полагают, что это случилось в результате резкого глубоководного погружения китов из-за испуга от шума.
У звуков, которые издают крупные морские млекопитающие, такой же низкочастотный диапазон, как и у большинства звуков, производимых человеком. Таким образом грохот от корабельных двигателей перекрывает сигналы многих жителей океана.
Шум от судоходства привел к тому, что морские млекопитающие выработали новую стратегию: они используют более длинные и повторяющиеся звуки или ждут, пока уровень шума не снизится. Некоторые киты вообще прекратили петь в воде из-за постоянных помех.
Как решить проблему
Хорошая новость заключается в том, что негативных последствий можно избежать — достаточно только приглушить источник звука. Технологические разработки в кораблестроении, такие как уменьшение кавитации (образование пузырьков воздуха на поверхности гребного винта), уже снижают уровень шума, производимого кораблями. Исследования также показали, что снижение средней скорости коммерческих судов всего на 4 км/ч может уменьшить объем подводного шума более чем на 50%.