Мотивация в изучении вопроса
Согласно данным исследования, в последние годы тема глобального изменения климата и окружающей среды не сходит с первых полос крупных мировых и российских СМИ. Экологи который год призывают граждан со всего мира придерживаться рационального потребления. Одни этот призыв услышали и теперь разделяют отходы дома по фракциям, а в магазин ходят с многоразовыми мешочками. Другие пока не совсем понимают, как могут повлиять на ситуацию. Тогда исследователи задумались, какие факторы (детерминанты) влияют на проэкологическое поведение граждан.
Проэкологическое поведение (англ. pro-environmental behaviour) — это стремление снизить вред, который наносится окружающей среде, или же оказывать на нее благоприятное воздействие.
В настоящее время исследования детерминант в России немногочисленны. Психологии НИУ ВШЭ решили устранить этот пробел в данных. Они провели анализ политических, экологических и социальных детерминантов проэкологического поведения.
Участники и способы исследования
В выборку исследования попали 412 человек. Среди них 219 женщин, а это 53,2% опрошенных. Возраст респондентов — от 18 до 92 лет. Большинство респондентов имели высшее или неоконченное высшее образование.
В опросе участвовали граждане из более 48 населенных пунктов Российской Федерации. При этом основу выборки составили жители Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Приглашение участвовать в опросе распространялось через социальные сети.
Проэкологическое поведение измерялось с помощью шкалы Кэмерона Брика, которая была адаптирована именно для российских граждан. Аспирантка департамента психологии НИУ ВШЭ Александра Иванова объяснила для чего, нужно было вносить некоторые изменения: «Адаптация шкалы — это не значит, что мы меняем те виды поведения, которые были обозначены исследователем, а мы думаем, что они для России не подходят. Адаптация включает в себя формулировки: насколько они релевантны для России. Например, в одном опроснике спрашивается: «Как часто вы видите диких животных и птиц: шакалов, орлов и так далее». Люди в России не видят шакалов, поэтому и нужна адаптация. Шакалов пришлось сменить на волков. Или, например, в США расстояния измеряются в милях. Мы не можем спросить россиян так, поэтому адаптировали мили в километры».
Сама шкала включала пять основных групп поведения:
- Управление личными отходами (раздельный сбор, сокращение потребления).
- Социальное поведение (подписание петиций в защиту окружающей среды, участие в субботниках).
- Экопокупки (предпочтение местных продуктов, продукция с натуральным составом).
- Ресурсосбережение (экономия воды и электроэнергии).
- Действия, которые связаны с климатом (замена авиаперелетов поездками на поезде, отказ от мяса).
Респондентам предлагали оценить, как часто они совершают определенные действия по шкале от 1 (почти никогда) до 5 (всегда). Примеры вопросов:
- Как часто вы берете с собой в магазин многоразовые сумки?
- Как часто вы ходите пешком, ездите на велосипеде, пользуетесь каршерингом или общественным транспортом вместо езды на машине в одиночку?
- В повседневной жизни как часто вы кладете остатки пищи в компост (на удобрение, переработку)?
- Как часто вы употребляете продукты со своего огорода (в сезон выращивания)?
- Как часто вы сортируете мусор на переработку, когда рядом с вами есть другие люди?
- Как часто вы обсуждаете экологические темы в личном разговоре или в социальных сетях?
- Как часто вы участвуете в акциях по защите окружающей среды?
- Как часто вы занимаетесь самообразованием на экологические темы?
- Когда вы покупаете одежду, как часто вы выбираете экологичные бренды?
Ответы на них помогли психологам рассмотреть связь проэкологического поведения с личными и политическими ценностями, экологическими установками, мотивацией и другими переменными.
Результаты исследования
Проанализировав полученные данные, психологи сделали ряд выводов:
- Женщины покупают экологически-устойчивые товары чаще мужчин.
- На поведение влияет образование. Чем выше его уровень — тем больше доля покупок экологических товаров.
- Люди с более высокими заработками позволяли себе выбирать менее устойчивые варианты. Например, ездить в путешествие на самолете, а не на поезде. Или покупали авокадо вместо овощей местного производства.
- Жители Москвы и Подмосковья больше вовлечены в процесс сортировки отходов по сравнению с другими регионами.
- Гедонистические ценности отрицательно влияли на развитие всех (кроме сбережения ресурсов) групп экологичного поведения. Ученые полагают, что это происходит потому, что гедонизм связан с желанием получать удовольствие от жизни и отказом от самоограничений.
- Среди политических ценностей выделялись: вера в свободный рынок, вера в равенство и традиционные ценности. Вера в свободный рынок оказалась наиболее связана с неэкологичными действиями: низким уровнем сбережения энергии и устойчивого потребления.
Идея свободного рынка тесно связана с экономической политикой невмешательства. Такая политика гласит, что государственное экономическое вмешательство должно быть минимальным.
По словам экспертов, вера в свободный рынок, гедонистические и эгоистические ценности часто объединены между собой. Человек стремится достичь личный комфорт и высокий доход, не обращая внимание на состояние окружающих или природу.
Елена Сауткина, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ:
«Полученные результаты дают более детальное представление о факторах, которые влияют на проэкологическое поведение людей в России. Пока о них известно очень мало. В будущих исследованиях мы планируем получить новые данные, которые позволят построить модели, способные объяснить такое поведение».