Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Онлайн-конференция: Ответственный бизнес в решении глобальных задач

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Должен ли бизнес заботиться об обществе и экологии? Ключевые тезисы онлайн-конференции «Тренд на ответственность. Бизнес в решении глобальных задач» с участием лидеров крупнейших компаний

Бизнес стремится к устойчивому развитию внутри компании и ответственному отношению к окружающей среде — этот тренд усиливается по всему миру. В России еще не сформированы системные решения в этой сфере, бизнес совершает разрозненные попытки приблизиться к такой модели развития.

При этом бизнес наравне с государством и жителями является важным драйвером глобальных изменений. Достижение устойчивого развития общества и страны в целом невозможно без целостных бизнес-стратегий. Бизнес становится ориентиром устойчивого развития и позитивных изменений в области защиты окружающей среды, вовлеченности сотрудников, социальных инвестиций в местные сообщества, здоровья потребителей. В этом направлении хорошим ориентиром могут стать лучшие мировые практики и стандарты.

«Существует два вида бизнеса. Первый — для зарабатывания денег, второй — для решения глобальных проблем. От того, что мы сделаем с этим знанием, зависит наша жизнь», — Мухаммад Юнус, нобелевский лауреат.

Модератор: Андрей Шаронов, МШУ Сколково, Президент

Таймлайн выступлений:

2:16 — Ян Дюннинг, Президент и генеральный директор «Магнит»

27:07 — Вай Чань-Чань, Управляющий директор Consumer Goods Forum

40:07 — Сотириос Маринидис, CEO по России и странам СНГ Procter&Gamble

52:44 — Александр Ивлев, Управляющий партнер Ernst&Young

56:18 — Рашид Хайров, Генеральный директор группы компаний «Дамате»

Ян Дюннинг, Президент, генеральный директор «Магнит»

Люди становятся все более сознательными в отношении окружающей среды, смотрят в будущее. Мы как компания должны воспринимать это всерьез. Мы всегда вели свой бизнес ответственно по отношению к окружающей среде и социуму в целом. Но в прошлом году мы решили поднять это на следующий уровень, структурировать под это внутренние процессы и принять на себя определенные обязательства.

«Магнит» — крупнейшая по числу магазинов розничная компания в российском секторе продовольственной розницы. Мы сформулировали стратегию в области устойчивого развития, опираясь на 17 глобальных целей ООН. Осознанность наших покупателей в России немного отстает от мирового уровня, но за последние несколько лет она значительно выросла. Это глобальный тренд — он идет активнее в крупных городах, но изменения происходят и в регионах.

Что такое устойчивое развитие? Фото:Iva Rajovic / Unsplash

Мы решили построить нашу стратегию устойчивого развития «сверху вниз». Мы определили цели, обозначили пять приоритетов развития и приняли на себя обязательства по каждому из этих фокусов.

К 2025 году мы планируем:

  1. стать лидером по снижению воздействия на окружающую среду
  2. улучшить качество жизни россиян
  3. стать лучшим работодателем отрасли
  4. быть 100% ответственными в отношении закупок
  5. иметь передовую систему корпоративного управления

Мы хотим снизить выбросы CO2, уменьшить объем пищевых отходов, улучшить производственный процесс, внедрить энерго- и водосберегающие технологии.

К 2025 году:

  • 50% упаковки для собственных торговых марок должно быть перерабатываемой или компостируемой
  • 100% перерабатываемого пластика, используемого в собственных операциях, должны направляться на переработку
  • на 50% должен быть сокращен объем пищевых отходов
  • на 30% — снижение выбросов парниковых газов
  • на 25% — сокращение потребления энергии и воды

Пример: Выбросы CO2 при производстве можно использовать для выращивания растений — таким образом производительность парников возрастает. Это технология позволяет снижать негативное воздействие компании, эквивалентное сохраненному лесу площадью 420 футбольных полей.

Ответственное отношение к закупкам и поставщикам — это «зеленый» производственный процесс у поставщиков, партнерство с местными производителями, качество и экологичность продукции.

К 2025 году планируем:

  • На 100% ответственную цепочку поставок для социально значимых товаров
  • На 100% ответственное собственное производство
  • Увеличение доли «зеленой» упаковки

Сотрудники компании — сердце бизнеса. Сейчас это более 300 тыс. человек. Во время текущего кризиса они показали свой героизм — они ходили на работу, чтобы обслуживать покупателей, несмотря на риск заражения.

К 2025 году мы хотим достичь следующих показателей:

  • 70% наших сотрудников удовлетворены работой
  • До 40% снизить текучесть сотрудников

Мы хотим быть не просто магазином «у дома», а частью местного сообщества. И чтобы наши потребители понимали это. Мы активно занимаемся благотворительностью. Например, во время COVID-19 волонтеры «Магнита» помогали жителям из группы повышенного риска, вынужденных находиться в режиме самоизоляции.

К 2025 году планируем:

  • 10% сотрудников вовлечь в волонтерские программы
  • Во всех регионах России запустить программы по развитию местных сообществ

Здоровье и благополучие людей — тоже важный тренд для нас.

К 2025 году мы хотим:

  • Намного активнее информировать покупателей о здоровом питании и образе жизни
  • Сфокусировать собственное производство на выпуске здоровых продуктов питания
  • Увеличить доступность здоровых продуктов на своих полках

В одиночку невозможно достичь этих целей, поэтому мы предлагаем всем нашим стейкхолдерам принять участие в этой работе.

Вай Чань-Чань, Управляющий директор Consumer Goods Forum

Ассоциация ретейлеров и производителей потребительских товаров (Consumer Goods Forum) представляет интересы производителей и потребителей. Наша цель — создавать большее доверие потребителей к брендам.

ESG-программы (окружающая среда, социальное развитие и корпоративное управление) важны для компаний по всему миру. И большинство потребителей начинают обращать на это внимание.

«Если я хочу идти быстро, то я пойду один. Если я хочу пойти далеко — я пойду вместе». Эта африканская пословица отражает нашу фундаментальную ценность.

Многие компании нашего форума уже работают в направлении ESG вместе с потребителями. Вот некоторые направления нашей работы:

Один из ключевых вопросов для ретейлеров сегодня — это сокращение и возможность переработки пластиковой упаковки. Она должна становиться функциональной, а не быть инструментом привлечения внимания покупателей.

Треть всего продовольствия в мире уходит в отходы. Это огромная проблема. Сначала нужно понять, сколько продовольствия выбрасывается в конкретном местном сообществе, дальше эти проблемы будет проще решить. Например, продовольственные банки хранения продуктов. Если ретейлеры объединяются и поощряют поставщиков, чтобы снизить объем пищевых отходов — эффект может быть значительный.

Сокращение вырубки леса — еще одна важная задача. Каждые шесть секунд исчезает площадь леса, равная футбольному полю. Снижать темпы дефорестации компаниям проще, находясь в коалиции. Например, через закупки только у ответственных поставщиков, которые снизили использование древесины или занимаются лесопосадками.

Социальная устойчивость и проблема принудительного труда — еще один острый вопрос в некоторых странах. Покупатели имеют право знать о недобросовестных производителях.

Сотириос Маринидис, глава Procter & Gamble в Восточной Европе

Стратегия устойчивого развития компании Procter & Gamble начинается с потребителя. Согласно нашим исследованиям, 98% покупателей ожидают от производителей товаров, что они будут заботиться об окружающей среде.

В конечном счете решает потребитель — он сам выбирает те или иные продукты, которые соответствуют его ценностям.

Мы смотрим на наших поставщиков и оцениваем, насколько они внимательны к экологическим аспектам производства.

Сейчас более 60% нашей упаковки может быть переработана, и мы хотим повысить этот показатель до 100% к 2030 году.

Уже сегодня оба наших завода в России имеют статус «ноль производственных отходов на полигон». Мы их либо используем повторно, либо отправляем на переработку. К 2030 году наши заводы в России будут использовать возобновляемые источники энергии.

В 2017 году наша новая схема логистики для Сибири и Дальнего Востока позволила отказаться от части используемых грузовиков для транспортировки — это сократило выбросы CO2 на 2,3 тыс. т.

Продукция P&G для ухода за тканями позволяет эффективно стирать вещи при 30 °C, это снижает почти на 60% потребление энергии по сравнению со стиркой при 40 °C.

В 2019 году мы проводили кампанию с WWF России по восстановлению экосистемы реки Амур и сохранению лесов. Во время Часа Земли мы совместно с компанией «Магнит» информировали покупателей о проблемах окружающей среды и призывали к ответственному потреблению. Вместе с «Магнитом» мы планируем создать сеть фандоматов для приема пластика и его последующей переработки.

Александр Ивлев, Управляющий партнер Ernst&Young

Повестка Всемирного экономического форума за последние пять лет всегда включает тематику устойчивого развития. И этот тренд требует того, чтобы компании принимали на себя определенные обязательства.

Вопросы устойчивого развития уже прочно вошли в корпоративные культуры, и Россия не исключение. События 2020 года — пандемия и падение цен на нефть — только усилили эту повестку.

Инвесторы уже сейчас уделяют больше внимания ESG-факторам. 97% инвесторов проводят оценку нефинансовой информации — они хотят увидеть, что компании понимают связь между нефинансовыми показателями бизнеса и успешной реализацией стратегии.

Рашид Хайров, Генеральный директор группы компаний «Дамате»

Нам приятно осознавать, что компания «Дамате» идет в одном направлении с «Магнитом», и в настоящее время также разрабатывает программу устойчивого развития.

Многие принципы в наших стратегиях совпадают — высокое качество, безопасность и доступность продуктов для покупателей, экологичность упаковки, борьба с производственными потерями, ответственное производство и потребление.

Мы отслеживаем качество выпускаемой мясной и молочной продукции на всех этапах. Мы создали глобальный ситуационный центр для контроля всех этапов производства — от создания кормов до транспортировки готовой продукции.

Социальное развитие компании также значительно — на данный момент у нас 6 тыс. рабочих мест, мы обеспечиваем работников жильем. Есть программы благотворительности и социальные программы для сотрудников.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: