Об авторе: Любовь Женина, управляющий партнер диджитал-агентства RTA.
Успех в бизнесе во многом зависит от способности применять тренды на практике. Наше агентство RTA запустило рейтинг «Топ-15 отчетов для собственников бизнеса». Каждый месяц мы изучаем 200+ исследований консультантов, регуляторов, инвестбанкиров и международных НКО, отбирая главные события и тренды экономики. Представляем пять отчетов, которые помогут найти новые возможности и достичь успеха в бизнесе.
Не упускайте из виду зрелых потребителей — BCG
Мир стремительно стареет. По прогнозу ООН, к 2050 году каждый шестой землянин будет старше 65 лет (16% населения по сравнению с 9% сегодня). Зрелые потребители уже составляют почти миллиард человек в возрасте от 50 до 70 лет — на них приходится 27% ежегодных расходов (около $7 трлн), выяснили в консалтинговой компании BCG. Люди в возрасте имеют преимущества перед другими группами покупателей: они устойчивы к экономическим потрясениям, приобретают качественные товары, влияют на потребительские предпочтения молодежи.
Около 36% опрошенных молодых покупателей сообщили, что приобрели автомобиль по совету старших, свыше 30% прислушиваются к ним по вопросам инвестиций.
Оказалось, 90% опрошенных возрастных покупателей ежедневно используют соцсети. Они ценят удобные онлайн-каналы наряду с возможностью живого общения с менеджерами по продажам.
Аналитики BCG выявили пять успешных стратегий взаимодействия со старшей аудиторией:
- вовлечь в работу 20% крупнейших покупателей среди людей в возрасте от 50 до 70 лет — именно на их долю приходится более половины покупок этой возрастной группы;
- разработать омниканальные форматы коммуникации со зрелыми потребителями;
- вести с ними регулярный персонализированный диалог;
- быть честными и ясными в коммуникации, чтобы стимулировать интерес к покупкам;
- включить в маркетинговую стратегию KPI по вовлечению в работу зрелых потребителей.
Искусственный интеллект в 2023 году: вспышка генеративного ИИ — McKinsey & Co
В онлайн-опросе McKinsey приняли участие 1,6 тыс. респондентов, представляющих разные сферы бизнеса и все континенты планеты. 55% представителей компаний заявили, что их организации уже внедрили ИИ. 42% сообщили, что его освоение привело к снижению издержек, 59% — к росту доходов.
Искусственный интеллект чаще всего внедряют в индустрии IT, СМИ, телекоммуникационном и финансовом секторах. В основном генеративный ИИ используют в целях маркетинга, улучшения качества продуктов и услуг (для создания текстов, персонализированной рекламы, чат-ботов, прогнозирования потребительских трендов и проч.).
Среди прочего аналитики выяснили, что большинство организаций не устраняют связанные с ИИ риски, например ошибки, нарушения информационной безопасности и интеллектуальных прав. Причем количество респондентов, которые предотвращают киберугрозы, за год снизилось. Также специалисты обнаружили, что внедрение технологий, по которым весь мир сходит с ума, существенно меняет штатную структуру в компаниях и приводит к необходимости переобучения сотрудников. Это стоит учитывать на этапе планирования, исследований и разработок.
Перспективы телеком-сектора на 2023–2027 годы — PwC
Стремительный рост индустрии связи распахивает окно возможностей — в выигрыше окажутся компании, которые будут вкладываться в инфраструктуру, внедрять инновации и развивать партнерства, уверяют аналитики PwC.
К 2027 году мировое потребление данных увеличится почти втрое: с 3,4 млн до 9,7 млн петабайт. 79% всего трафика придется на видео. Потребление данных, связанное с играми, будет ежегодно увеличиваться на 21%, с виртуальной реальностью — на 43%.
Мобильные устройства — самый быстрорастущий источник трафика (+27% в год). Однако есть большие региональные различия. Через четыре года на мобильные данные придется всего 6% трафика в Северной Америке и 30% в Азии.
Эксперты PwC выяснили, что телеком-компании учатся зарабатывать на создании контента и приложений на базе интернета вещей (IoT). Три главных оператора связи Южной Кореи занялись производством фильмов и сериалов. К 2027 году количество установленных IoT-устройств вырастет с 16,4 млрд до 25,1 млрд — по три штуки на каждого жителя планеты. Больше всего приложений будет создано для «умного» дома и промышленности (сенсоры, камеры и т.д.). Самый стремительный рост покажет IoT-софт в области медицины.
5G станет ведущей технологией для смартфонов в 2025 году. К 2027-му более двух третей телефонов будут поддерживать пятый стандарт связи.
Будущее 2035+ — «Сбер»
Аналитики «Сбера» подготовили долгосрочную стратегию развития финансового конгломерата. В ней они предприняли попытку предсказать, какой будет Россия в 2035 году. В работе сформулировано шесть основных общественных дискурсов и пять мегатрендов, которые определят развитие страны в следующие 12 лет.
Так, среди дискурсов преобладают конформный (его придерживается 22% населения), патриотический (19%) и достигаторский (16%). Первый распространен среди граждан с доходом менее ₽50 тыс. на члена семьи. Патриоты — это мужчины старше 45 лет, получающие до ₽100 тыс. и живущие в городах с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек. Достигаторы — одиночки моложе 35, с заработком свыше ₽100 тыс. Само собой, они живут в мегаполисах.
Пять мегатрендов:
- поляризация поколений: люди «серебряного» возраста задают тон в экономике;
- развитие агломераций, деградация малых городов;
- разрушение рынка труда: люди конкурируют с ИИ;
- новый виток диджитализации: миграция в метавселенные, цифровой тоталитаризм, рост киберугроз;
- социальное расслоение: появление «каст», офлайн как новый люкс.
Также аналитики «Сбера» выделили пять новых индустрий, которые получат развитие к 2035 году:
- децентрализованные финансовые сервисы (De-Fi-банкинг);
- phygital-индустрия: микроэлектроника и новые виды «умных» устройств — от AR-линз до промышленных роботов;
- silver-economy: продукты и услуги для «серебряного» поколения;
- помощь на дому (телемедицина + носимые устройства + ИИ-консультации) и продление жизни (3D-печать органов, киберпротезирование, нейротехнологии и т.д.);
- благополучие и управление будущим: единые сервисы услуг, которые обеспечат психический, физический и финансовый комфорт в 50+.
Компетенции будущего. Кто будет управлять бизнесом в России в 2026 году — RosExpert
В 2022 году мир вступил в период геополитической турбулентности и макроэкономического кризиса. Многие CEO вынужденно стали антикризисными менеджерами. Чтобы понять тенденции в управлении, консалтинговая фирма RosExpert опросила 170 руководителей крупнейших компаний. «В настоящее время мы видим запрос на постепенный переход от профиля руководителей-«атлантов», ориентированных на быстрые результаты и плотно контролирующих свои компании, к стратегическому, глобальному и инновационному профилю лидеров-«демиургов», — резюмирует Оксана Морсина, управляющий партнер RosExpert.
К 2026 году CEO из антикризисного тактика превратится в крупномасштабного стратега, одна из главных компетенций которого — привлечение и удержание талантов (70% в 2026-м против 51% в 2023-м).
Консультанты отмечают, что пришло время лидеров, которые могут быстро менять стратегию, адаптировать ее под новый контекст, планировать будущее, несмотря на высокий уровень неопределенности. Однако, чтобы преуспеть в ближайшие несколько лет, управленцам предстоит пережить глубокую личную трансформацию, говорится в исследовании.