Когда речь идет о ГМО, имеется в виду перенос генов одних организмов в геном других. Метод редактирования генов подразумевает изменение существующего генетического материала без привнесения нового. Подробнее об этом в конце статьи.
Что происходит?
- Исследование, проведенное Университетом штата Айова, впервые оценивает общественное отношение к продуктам с отредактированными генами на основе общенациональной репрезентативной выборки из 2 тыс. граждан США. Исследователи опросили участников, чтобы понять, будут ли они употреблять продукты с отредактированными генами или же избегать их, и выделить факторы, влияющие на их решения. Исследователи планируют проводить опрос каждые два года в течение следующего десятилетия, чтобы проследить, как изменится отношение общества к генетически отредактированным продуктам.
- Исследователи обнаружили, что вероятность того, что человек готов употреблять продукты измененными генами или отказаться от них, в первую очередь определяется его социальными ценностями и тем, насколько он доверяет правительству, промышленности и экологическим организациям.
- Исследование показывает, что люди, которые лучше относятся к продуктам с отредактированными генами, обычно рассматривают науку и технологии как основное средство решения проблем общества. Они доверяют государственным органам, регулирующим развитие пищевой отрасли, и биотехнологической отрасли сельского хозяйства и, как правило, не имеют твердых убеждений в отношении производства продуктов питания. Они также молоды (поколение Z и миллениалы в возрасте до 30 лет), с более высоким уровнем образования и дохода.
- Напротив, люди, которые с большей вероятностью избегают употребления в пищу таких продуктов, скептически относятся к науке и технологиям. Они придают большее значение тому, как производится их еда, и больше полагаются на свои личные убеждения или позицию экологических организаций, а не на правительство и промышленность. Люди в этой группе также, как правило, имеют более низкие доходы и являются более религиозными. При этом около 60% женщин, участвовавших в опросе, заявили, что не хотят есть и намеренно избегают продуктов, гены которых отредактировали.
- «Эксперты в области пищевой промышленности, как правило, считают, что люди принимают решения о покупке продуктов, основываясь на стоимости, внешнем виде, вкусе и питательной ценности. Но наше исследование показывает, что, когда есть новая технология, с которой люди незнакомы, гораздо большую роль играют другие факторы, особенно социальные и этические ценности людей, а также то, доверяют ли они правительству и промышленности в их защите», — говорит профессор социологии Дэвид Питерс.
Что это значит
В случае с генным модифицированием (ГМО) ученые выделяют ген одного вида и переносят его в ДНК другого, чтобы изменить его свойства — например, вывести растение с увеличенным сроком хранения или способное самостоятельно защищаться от паразитов. Технология вышла на рынок в 1900-х и развивается до сих пор. 95% скота в США питается генно-модифицированными кормовыми культурами, некоторые из них попадают и в рацион человека, в первую очередь из кукурузного крахмала, сиропа и масла, а также соевого масла, масла канолы и сахарного песка.
С помощью технологий генного редактирования CRISPR-Cas, ZFN или TALEN ученые прицельно вносят изменения в определенные участки ДНК, чтобы отбирать и закреплять нужные вариации. При этом никакой посторонний геном в ДНК растения не привносится (подобные изменения могли бы произойти сами в ходе естественной эволюции), а генетическое изменение передается потомству. Первой генетически отредактированной пищей, появившейся на рынке в 2019 году, стал сорт соевых бобов для кулинарного масла, не содержащий трансжиры.
Сторонники генетического редактирования считают, что такие технологии быстрее и точнее, чем традиционные методы селекции сельскохозяйственных культур, и могут стать решением задачи по производству продуктов питания. Критики утверждают, что их использование может привести к непредвиденным последствиям и что государственные органы должны устранить недостатки действующего регулирования. В США, согласно действующему федеральному закону, продукты с измененными генами не требуют маркировки.