Apple против Fortnite: самая эпичная схватка в игровой индустрии

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В конце августа 2020 года Apple пригрозила, что удалит из App Store профиль Epic Games и отключит их от инструментов для iOS и Mac. Что это значит для индустрии и почему это настолько эпохальная схватка?

Epic Games — крупнейший разработчик онлайн-игр, включая популярную Fortnite. Последнюю уже удалили с платформы — за то, что разработчик встроил в игру функцию прямых платежей в обход правил Apple. На фоне этой новости подержанные iPhone и iPad с установленной на них Fortnite на eBay теперь стоят до $10 тыс.

Противостояние двух корпораций в последний месяц достигло своего пика, а заодно вскрыло давний и конфликт между разработчиками игр и платформами для приложений.

В мае 2020 число игроков в Fortnite превысило 350 млн человек.

Геймплей Fortnite

С чего все началось

В начале августа Epic Games выпустила обновление Fortnite, где можно оплачивать покупки внутри самой игры — в обход App Store и Google Play. Речь идет о V-bucks — виртуальной валюте для игроков, а также других товарах, которые дают преимущество в игре. Все это можно было купить с помощью банковской карты или PayPal, привязанных к аккаунту, и даже получить скидку. В ответ App Store и Google Play удалили игру из своих сервисов.

Ранее Epic Games выступала с резкой критикой сервисов Apple и Google за то, что они берут с разработчиков 30% комиссии. Такие условия в компании считают неприемлемыми, а сами сервисы обвиняют в абсолютной монополии. Глава Epic Games Тим Суини заявил, что Apple и Google душат разработчиков игр и других приложений, пользуясь тем, что им принадлежат самые популярные мобильные платформы. Отсутствие комиссии помогло бы сэкономить не только разработчикам, но и пользователям.

При этом в том же App Store десятки компаний могут принимать оплату товаров через приложения напрямую, без комиссии: например, Amazon, Uber, McDonalds, Nike SNKRS и другие.

Что было дальше

Epic Games объявила, что подает иск против Apple, обвинив ее в создании монополии. Она также попросила суд Калифорнии отменить решение об удалении игры на время разбирательства.

На этом компания не остановилась и выпустила пародию на рекламный ролик Apple:

Nineteen Eighty-Fortnite — видео, которое отсылает к легендарной рекламе Apple, снятой Ридли Скоттом в 1984 году.

В ней обыгрывается сюжет антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла. Главный призыв ролика — остановить монополию IBM PC на рынке персональных компьютеров. По иронии судьбы, теперь Apple сама превратилась в дракона, с которым сражалась 30 лет назад. В финале своего видео Epic Games призывает остановить монополию Apple.

Контекст

Противостояние между разработчиками приложений и магазинами для них началось гораздо раньше. В 2018 году Epic Games не стала загружать новую версию Fortnite в Google Play, выложив его только на своем сайте.

В марте 2019 создатели сервиса Spotify пожаловались на Apple в антимонопольную комиссию Евросоюза. Из-за комиссии в 30% сервису пришлось бы поднять цены и проиграть конкуренцию с Apple Music. Сервис предложил пользователям оплачивать подписку на сайте в обход App Store. После чего Apple перестала обновлять Spotify на своей платформе и не одобрила его для Apple Watch.

За счет комиссии с конкурентов Apple продвигает собственные приложения — вроде Apple Music и Apple Book. Продажи музыки, электронных книг и других сервисов приносят компании гораздо больше прибыли, чем продажи смартфонов.

В 2019 году сумма покупок и платежей через App Store составила $519 млрд. Более 85% из них — доходы сторонних разработчиков.

В свое оправдание Apple заявила, что комиссия составляет 30% только в первый год, а затем снижается до 15%. В обмен они предоставляют площадку с миллионами пользователей для всех разработчиков, позволяя им получать доход с помощью App Store. При этом сами разработчики, включая Spotify, не вносят никакого вклада в развитие этого рынка.

«Мы одобрили и распространили почти 200 обновлений Spotify, в результате чего приложение загрузили более 300 млн раз. Мы попросили скорректировать его только один раз, когда Spotify попытался обойти правила, общие для всех», — следует из заявления Apple.

В июне 2020 новую версию почтового сервиса Hey не хотели одобрять в App Store, потому что в ней доступ можно было оплатить только на сайте приложения. В итоге Apple все же одобрила его, когда разработчики добавили бесплатную подписку.

Другие разработчики также публично обвиняли Apple в недобросовестной конкуренции. Среди них — создатели сервиса Tinder.

В итоге Еврокомиссия открыла в отношении компании два антимонопольных расследования. Первое — за запрет уведомлений о более дешевых альтернативах сервисам Apple. Второе — за ограничение использования технологии бесконтактных платежей NFC в своих устройствах. На iPhone бесконтактно можно расплачиваться только с помощью Apple Pay, и никакие другие финансовые сервисы не могут встроить функцию в свои приложения. Если обвинения подтвердятся, компании грозит штраф в размере 10% от всей выручки.

И все это — на фоне громкого разбирательства в конгрессе США, где Apple и Google тоже обвиняют в монополии и захвате рынка.

Реакция ИТ-сообщества

Президент Microsoft Брэд Смит призвал бороться с монополиями магазинов приложений. Он признался, что его компания тоже теряет до 30% прибыли из-за высоких комиссий и сталкивается с проблемами при размещении игровых приложений.

Основатель Telegram Павел Дуров тоже считает комиссию App Store и Google Play «безумной». Но что самое худшее — это мешает индустрии развиваться: для многих ИТ-стартапов 30% — неподъемная сумма.

К волне критики присоединилась Facebook. Ее игровой сервис Facebook Gaming для iOS вышел в усеченном виде из-за правил платформы, и далеко не сразу попал в App Store.

Расклад сил в цифрах

С 2018 года — когда Fortnite появилась на iOS — игроки потратили в ней более $1,2 млрд. Итого: с учетом комиссии в 30% Apple заработала на игре $360 млн. Это около 1% от выручки всех цифровых товаров и услуг в App Store.

В Google Play Fortnite была с апреля 2020, и за это время игроки потратили в ней $10 млн. Итого: Google заработала $3 млн.

В 2019 Fortnite принесла Epic Games $1,8 млрд выручки — то есть почти половину от общей. Игру признали самой кассовой среди условно-бесплатных в мире. За месяц до удаления в App Store ее выручка от Fortnite составила $43,3 млн, а в Google Play — $3,3 млн. В апреле, благодаря пандемии, общая выручка от Fortnite составила $400 млн, из них около 10% принесли мобильные платформы.

К чему приведет эта война?

Оказавшись под давлением со всех сторон, Apple пообещала изменить политику App Store. Разработчики теперь смогут оспаривать отказы в публикации, а также правила, которые послужили причиной. Уже размещенные приложения, в которых нужно исправить ошибки, не будут блокировать для проверки соответствия правилам.

Epic Games пока что выглядит победителем, но вряд ли остановится на достигнутом. При этом ее действия могут негативно повлиять на другие компании. Дело в том, что Epic Games предоставляет сторонним разработчикам свой игровой движок — Unreal Engine. На нем работают, к примеру, Hello Neighbor, Life is Strange, Mortal Kombat и Injustice 2. Если противостояние продолжится, все эти игры тоже могут быть удалены с платформ.

Но, помимо мобильных платформ, есть еще и производители приставок — Xbox и PlayStation — которые тоже берут с разработчиков комиссию до 30%. Даже если разработчики выиграют битву против Apple и Google, самое время задуматься о перспективах.

Павел Дуров в своем Twitter предложил устанавливать приложения напрямую или через альтернативные сервисы:

Создатели игр давно ищут альтернативу платформам с их завышенными комиссиями и требованиями. У Epic Games есть свой игровой сервис — Epic Games Store (EGS) — который за последние два года принес $680 млн выручки. До апреля 2020 Fortnite в распространялась также через магазин приложений Samsung Galaxy Store.

В 2019 году компания попыталась запустить свою платформу и на iPhone, с комиссией всего в 12%. Однако App Store не позволил конкуренту выйти на рынок: с 2008 Apple не позволяет заменять предустановленные приложения на другие.

Три материала о том, чем закончится противостояние Apple и Fortnite

Ни одна из этих компаний до конца не понимает, насколько серьезными могут быть последствия.

Epic Games была готова пожертвовать Fortnite, но совсем не готова рисковать движком Unreal, который нанесет больший урон ее бизнесу. Сейчас компания рассчитывает на то, что суд вынесет решение в ее пользу.

Для Apple все может кончиться еще хуже, особенно, если к ней применят антимонопольные санкции на международном уровне.

В любом случае, монополия на рынке мобильных платформ и комиссии в 30% для разработчиков — порочная практика, которая должна уйти.

Epic Games намеренно спровоцировала Apple и Google, чтобы привлечь как можно больше внимания к проблеме. Apple в этой ситуации ведет себя как настоящий монополист: к примеру, не пускает на платформу iOS стриминговые сервисы Microsoft xCloud, Google Stadia и Facebook Games, которые поддерживают потоковую передачу игр. Это еще больше обостряет отношения компании с игровой индустрией.

Исход конфликта может быть разным. Если Epic Games проиграет, то может навсегда лишиться доступа к iOS и MacOS для своих приложений. Вместе с ней пострадают все, чьи игры сделаны на движке Unreal Engine. Если проиграет Apple, разработчики смогут добиться смягчения условий и снижения комиссий мобильных платформ.

Противостояние назревало давно, и Тим Суини (глава Epic Games) рассчитывает добиться более выгодных условий для всех разработчиков игр.

Вряд ли Apple пойдет на удаление движка Unreal Engine, на котором работают крупнейшие разработчики игр. Microsoft уже попросила сохранить доступ к инструментам Apple для движка, потому что удаление ее игр с платформы нанесет серьезный ущерб компании.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 08.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть