1. Альбер Камю, «Чума», 1947 год
Нельзя было обойти стороной и это известное произведение французского писателя, которое сейчас часто упоминается в контексте дискуссий про инфекции и прошлые пандемии. Распространение SARS-CoV-2 уже вызвало всплеск продаж книги во Франции, Великобритании, Италии, России и даже Японии.
Повествование в романе ведется от лица доктора, помогающего людям в алжирском городе Оране, охваченном чумой. Из всех произведений Камю ни в одном человеческое противостояние болезни и близость смерти не описывались так ярко и в таком эпическом масштабе, как в «Чуме». Обычно эту книгу читают в подростковом возрасте, но она стоит того, чтобы заглянуть в нее снова. Там можно столкнуться с проявлениями мужества, страха и холодного расчета, а также понять, что значит быть человеком в трудные времена.
Книга была экранизирована в 1992 году: итальянский продюсер Джон Р. Пеппер и аргентинский кинорежиссер Луис Пуэнсо выпустили фильм по мотивам произведения (рейтинг IMDb: 5.8).
2. Майкл Крайтон, «Штамм «Андромеда», 1969 год
В научно-фантастическом романе американского писателя рассказывается об эпидемии, вызванной неизвестным внеземным микроорганизмом.
После того, как на Землю рухнул военный спутник, неизвестная болезнь начинает распространяться в городе Пидмонт в Аризоне, в итоге оставив в живых только двух жителей: пожилого мужчину и младенца. В это время группа ученых пытается выяснить, что представляет собой опасный микроорганизм, как с ним бороться и сдержать неожиданный кризис.
Эта книга была экранизирована дважды: в 1971 году кинорежиссер Роберт Уайз снял одноименный фильм (рейтинг IMDb: 7.2), а в 2008 году датский кинематографист Микаэл Саломон создал двухсерийный телесериал «Штамм «Андромеда» (рейтинг IMDb: 6.2).
3. Стивен Кинг, «Противостояние», 1978 год
Еще одна не новая книга, которая также привлекает особое внимание в условиях пандемии. В ней рассказывается о сбежавшем из секретной лаборатории пациенте с мутировавшим штаммом смертельно опасного гриппа, способным уничтожить 99% населения мира в течение нескольких недель. Карантин, локализация и военное вмешательство не помогают, и человечество остается на грани вымирания. Среди выживших постепенно выходят на передний план два лидера: 108-летняя матушка Эбигейл, призывающая построить мирную общину в Колорадо, и «темный человек» Рэндалл Флэгг, распространяющий хаос и насилие. Оставшимся в живых остается не только выбрать между ними, но и решить судьбу человечества.
Произведение было экранизировано как художественный фильм в 1994 году (рейтинг IMDb: 7.2), а в 2019 году телеканал CBS объявил о съемках телеадаптации романа. Сериал будет состоять из десяти эпизодов.
4. Дин Кунц, «Глаза тьмы», 1981 год
Этой книге американского фантаста почти 40 лет, но сейчас она, похоже, снова привлекла к себе внимание. Фото одной из страниц романа некоторое время назад распространилось по всему Интернету. Пользователи форумов и соцсетей задавались вопросом: действительно ли автор предсказал то, что сейчас известно как COVID-19? В своей книге Кунц пишет о созданном искусственным путем смертельном вирусе под названием «Ухань-400». Стоит, правда, отметить, что других совпадений с нынешней ситуацией, кроме названия города, в книге нет, да и оно было внесено в нее лишь после более позднего переиздания.
Хотя многие книги писателя были экранизированы, «Глаза тьмы» эта судьба обошла стороной. Но пандемия коронавируса может изменить ситуацию — кто знает, вдруг новая волна интереса к произведению станет толчком к созданию фильма?
5. Эмили Сент-Джон Мандел, »Станция Одиннадцать», 2014 год
По сюжету произведения канадской писательницы, известный голливудский актер умирает от сердечного приступа прямо на сцене во время постановки «Короля Лира». И эта ночь оказывается только началом, запустившим цепную реакцию пугающих событий, и вскоре вымышленная пандемия свиного гриппа поражает весь мир, убивая большую часть населения. История также перемещается назад и вперед во времени, показывая жизнь до и после пандемии.
Почему литература об эпидемиях так популярна сейчас, когда всеобщая тревога о здоровье и будущем, казалось бы, и так велика?
Екатерина Писарева, главный редактор сервиса MyBook:
В книгах люди привыкли искать ответы и возможные сценарии развития критической ситуации. Это не ново. Если обратиться к истории мировой литературы, то можно вспомнить, что особенный всплеск интереса к постапокалиптическим произведениям наблюдался в период после Второй Мировой войны, когда люди замерли в ожидании чего-то катастрофического. Один за другим возникали «романы-предупреждения» — люди хотели «подготовиться», узнать, как это бывает и что может случиться. Сегодня, когда мир столкнулся с пандемией нового вируса, всем хочется надеяться на лучшее, солидаризироваться с героем, убедиться, что выход есть всегда и все обязательно закончится. К тому же срабатывает эффект контраста — очевидно, что в реальной жизни все не так ужасно, как в книгах о смертельных эпидемиях.
Илья Яблоков, историк, преподаватель Университета Лидса, автор книги «Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве»:
Одна из функций литературы — создавать образы и знаки, помогающие лучше понять окружающий мир. Убедительные истории, яркие герои, захватывающие повороты сюжета — литература, во-многом, «сделала» современное общество, а некоторые из писателей сумели даже в чем-то предсказать будущее. Как и фильмы, книги о глобальных катастрофах/зомби-апокалипсисе — это способ посмотреть внутрь себя и на общество. Многие из перечисленных романов содержат в себе элементы конспирологии — секретная лаборатория, тайная организация или злодей, решившие уничтожить человечество. Это все — способы постичь наш сложный мир, обозначить свое место в нем и роль безликих, громадных институтов, что влияют на нашу жизнь ежесекундно в условиях, когда мы незаметно для себя оказались в «глобальной деревне». Ведь сложно смириться с тем, что с обычного рынка в мало кому доселе известном городе Ухане началась эпидемия, которая унесла жизни сотен тысяч человек и вызвала глобальный экономический кризис. То, что сейчас вдруг стала популярна книга Дина Кунца — простое совпадение, но для вечно ищущего ответы на вопросы «подозрительного мозга» — это лишнее подтверждение того, что ничего не происходит случайно. К тому же, в художественной литературе эти истории часто заканчиваются (относительно) счастливым финалом, что может иметь терапевтический эффект для сегодняшнего читателя.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.