Образование как инвестиция: стратегии выбора школы для карьеры ребенка

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Выбор школы — это инвестиция в будущее ребенка. «РБК Тренды» изучили, как сделать из знаний ценный актив для карьеры и избежать рисков. Собрали стратегии, которые помогут найти оптимальное учебное заведение

Согласно опросам, только 10–12% россиян при выборе школы для своих детей ориентируются на регалии и достижения преподавателей, рейтинг учебного заведения или возможность глубокого изучения отдельных дисциплин. А ведь это потенциальные конкурентные преимущества для ребенка при дальнейшем поступлении в вуз и трудоустройстве. Достаточно уделить выбору школы должное внимание.

При этом подавляющее большинство россиян с интересом относятся к идее участия работодателей в школьном образовании. В топе у таких родителей инициативы корпораций вроде проведения мастер-классов, кружков, секций и курсов иностранных языков. Бизнес и крупные организации сами заинтересованы в подобном взаимодействии со школами. В стратегиях выбора учебного заведения для ребенка рассказываем, какие возможности открывает такое сотрудничество.

Школы в партнерстве с крупными работодателями

Раньше компании, работая с молодежью, акцентировали внимание на взаимодействии с вузами и колледжами. Но сегодня крупный бизнес все чаще приходит в школы, чтобы готовить будущие кадры с ранних лет. Отдать ребенка в такое заведение — прямая инвестиция в его карьерный трек.

Например, у «Газпром нефти» есть целая экосистема — «Лига школ». Она нацелена на учебные заведения из Петербурга, Тюмени, Омска, Оренбурга, Мегиона и северных городов. К концу 2025 года лига охватит 20 школ — это 15 тыс. учеников. Для них компания обеспечивает оснащение лабораторий и классов, предоставляет бесплатные секции по математике, физике, химии и IT, устраивает посещения инженерных центров и высокотехнологичных предприятий.

Существенный плюс лиги — ранняя профориентация: дети могут примерить на себя разные профессии во время занятий с инженерами и учеными. Школьники получают консультации при выборе вуза и возможность дальнейшего трудоустройства в «Газпром нефть».

Наталья Фомичева, директор Физико-математической школы Тюмени:

«Наши выпускники успешно поступают в лучшие российские университеты страны. Это говорит об эффективности нашей системы подготовки и персонализации образовательных подходов. Для нас важно, чтобы они преуспели не только в студенческой жизни, но и в своей будущей профессии. Поэтому наши старшеклассники при поддержке «Газпром нефти» на примере реальных бизнес-кейсов изучают современные технологии и разные технические профессии. Что особенно важно, мы сотрудничаем в рамках проекта «Лига школ», который входит в большую экосистему «Газпром нефти» более чем из 60 вузов и колледжей».

Т-банк развивает похожую стратегию и организует «Т-классы» в школах Москвы и Екатеринбурга. Учащиеся начиная с 10 класса могут подключиться к таким программам для углубленного изучения IT. В рамках обучения школьники могут попробовать себя в роли разработчиков, решая прикладные задачи. Преподавателями выступают реальные сотрудники банка, а выпускники получают преференции при поступлении в вузы.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Красный диплом: как получить в вузе, колледже, школе, что дает выпускнику

Предуниверсарии и классы при ведущих вузах

Еще один эффективный способ дать ребенку конкурентное преимущество — обучение в классах или лицеях, курируемых топовыми университетами. Среди таких, например, лицеи НИУ ВШЭ и СУНЦ МГУ. Эти учебные заведения становятся первой ступенью высшего образования.

Старшеклассники в таких классах получают фундаментальную подготовку для сдачи ЕГЭ на высокие баллы и поступления на лучшие факультеты. Программы здесь строятся по индивидуальным учебным планам, а к лекциям привлекают университетских профессоров. При этом закладываются полезные связи на будущее, ведь все одноклассники — высокопотенциальные и мотивированные сверстники.

Запущенная больше десяти лет назад программа «Московский предуниверсарий» уже обучила больше 7,3 тыс. школьников. Такие заведения расположены в отдельных от вузов зданиях, но в процессе обучения ребята практически еженедельно пользуются инфраструктурой учебных заведений — лабораториями и оборудованием.

Результаты проекта «Московский предуниверсарий»
Результаты проекта «Московский предуниверсарий» (Фото: mos.ru)

Сергей Собянин, мэр города Москвы:

«Для ребят это возможность уже в школе стать частью вуза своей мечты. Для самих вузов — потенциал привлечения мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов, а также дополнительные перспективы профессионального роста преподавателей. Для города — хороший инструмент повышения качества образования».

Школы с мощной системой допобразования

Школа с развитой системой кружков и центров, где можно получить углубленные знания, — настоящий акселератор талантов. Академическая база здесь дополняется проектной деятельностью, созданием портфолио и первыми победами на олимпиадах.

Яркий пример — Президентский физико-математический лицей № 239 в Санкт-Петербурге. Его ученики на протяжении 40 лет ежегодно завоевывают медали международных научных олимпиад. В лицее работают центры дополнительного образования по информатике, робототехнике, математике, физике, химии и биологии, в которых обучается более 3 тыс. детей.

У каждого из направлений лицея — свои партнеры. Среди них — Huawei, Biocad и «Газпром нефть». Компании помогают ученикам с подготовкой к олимпиадам, создают сотни кружков, секций и студий по разным дисциплинам, предоставляют практику на своей территории. При этом престиж учебного заведения привлекает лучших педагогов.

Ученики лицея № 239
Ученики лицея № 239 (Фото: «Газпром нефть»)

Максим Пратусевич директор лицея № 239 в Санкт-Петербурге:

«Наши ученики идут в информационные технологии или в инженеры. У нас есть своя модель профориентации, в которую входит школьная практика. У нас для нее 26 площадок, включая промышленные цифровые центры».

Другой пример — школа № 444 из Москвы. В ней организовано много профориентационных классов, в том числе медицинский. Предпрофессиональная программа создана в партнерстве с другими организациями. Ученики могут посещать занятия с современным медицинским учебным оборудованием от академии «Просвещения», совместно с врачами клиники «Добрый доктор» проводят мастер-классы для младшеклассников и проходят курсы от ФГАОУ им. Сеченова.

Фото:Freepik
Экономика образования Как персонализация повышает эффективность обучения школьников

Школы-пансионаты для одаренных детей

Для детей из небольших городов, где доступ к качественному образованию ограничен, школы-интернаты при крупных учебных центрах — вроде СУНЦ НГУ в Новосибирске — шанс раскрыть потенциал. Такие современные кампусы собирают талантливых старшеклассников со всей страны.

Ребенок в таком месте учится самоорганизации и ответственности, а среда позволяет полностью сфокусироваться на образовании и науке. При этом студенты пользуются лабораториями и исследовательской базой вуза. Здесь ученые и преподаватели высшей квалификации помогают поступить в топовые университеты, а отвлекающие факторы сведены к минимуму.

Бизнес тоже экспериментирует с подобными форматами образования. Например, «Лаборатория Касперского» в 2017 году открыла собственную физико‑математическую гимназию на базе школы № 10 в Реутове. По задумке создателей, для гимназии предусмотрен собственный жилой комплекс, который привлечет одаренных учеников из ближайшего Подмосковья. Студентам откроются стажировки в компании и возможность трудоустройства.

Станислав Каторов, бывший глава Реутова:

«Открытие Математической гимназии Касперского — пример реализации концепции развития Реутова как наукограда. Для нас очень важно построить в городе систему образования мирового уровня, в рамках которой мы могли бы готовить высококлассных специалистов и гарантировать качество обучения на всех этапах».

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 15.10.2025
Авторы
Теги
Денис Александров
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть