Не средне образованные: как промышленность утоляет кадровый голод

Фото: Пресс-служба «Газпром нефти»
Фото: Пресс-служба «Газпром нефти»
Партнерство с учреждениями среднего профессионального образования — стратегический инструмент кадровой политики бизнеса. Узнаем, как эффективно «конфигурируют» выпускников и поднимают престиж рабочих профессий

Об эксперте: Булат Зарипов, куратор проекта «Лига колледжей» компании «Газпром нефть».

Почему экономика нуждается в выпускниках колледжей

О том, что в России остро не хватает специалистов рабочих профессий, заявлял президент Владимир Путин: «Для повышения престижа и популярности этих направлений мы продолжим налаживать партнерство колледжей и техникумов с работодателями». Глава государства также говорил о необходимости улучшения условий труда и о том, что Россия должна стать «экономикой высоких зарплат». Именно здесь, по его мнению, «ключ к повышению эффективности самого производства». Эти заявления точно отражают тренд на решение системной задачи по воспроизводству кадров. Разберемся почему.

Первый вопрос, который требует уточнения, — о каких же конкретно рабочих профессиях идет речь. Наиболее уязвимой частью сегодня является линейный персонал. Это в большей степени рабочие: операторы, слесари, сварщики и другие специалисты. Не так давно многим казалось, что нишу заполнят автоматизированные системы. Однако нельзя заменить рабочий персонал, потому что промышленные системы требуют «человеческого» подхода к управлению и контролю.

Если говорить о топливно-энергетической отрасли, то здесь еще как минимум 20 наименований рабочих специальностей, непосредственно обеспечивающих цепочку «добыча — переработка — сбыт». Сегодня компаниям требуется гораздо больше специалистов разных профессий. Требования к подготовке сотрудников очень высоки — они работают со сложной техникой и должны обладать компетенциями из смежных областей.

Фото:Freepik
Экономика образования Как правильно организовать профориентацию и кому она нужна на самом деле

Как развиваются отношения бизнеса со средним профессиональным образованием

«Газпром нефть» системно начала развивать партнерские взаимодействия с учебными заведениями с 2020 года. Первым мы запустили проект сотрудничества с высшими учебными заведениями «Лига вузов». Система поддержки образовательных организаций среднего профессионального образования «Лига колледжей» стала логичным продолжением такой работы, первыми к партнерству присоединились образовательные организации, готовящие специалистов по направлениям разведки и добычи нефти. «Лига вузов» сегодня включает более 40 университетов в России, а «Лига колледжей», которую мы запустили в 2022 году, — 20 образовательных организаций среднего профессионального образования. Это порядка 3 тыс. обучающихся по 20 интересующим компанию специальностям из 19 регионов.

«Лига колледжей» была создана в первую очередь для совместного развития профобразования и повышения уровня подготовки кадров в соответствии с потребностями бизнеса. Среди задач проекта — содействие «настройке» образовательных программ под запросы отрасли, снабжение образовательных организаций необходимыми ресурсами, а также организация стажировок преподавателей и практических занятий для студентов на наших площадках.

Зачем инвестировать в партнерство с колледжами

Современные технологии использовать в промышленном производстве могут только высококвалифицированные специалисты. А обучение таких специалистов стоит дорого и должно финансироваться на соответствующем уровне. В диалогах на эту тему часто обсуждаются наиболее эффективные для бизнеса стратегии: учить с нуля на рабочем месте и постепенно повышать квалификацию «без отрыва от производства», вкладываться в рекрутинг специалистов с опытом и нужным уровнем квалификации или все же развивать стратегическое партнерство с учебными заведениями. Сегодня «Газпром нефть» концентрируется на развитии именно третьего направления.

Акцент на подготовке специалистов на уровне колледжа объясняется просто — это возможность прямого участия в образовательном процессе. Совместно с руководством колледжей мы проводим анализ образовательных программ. А благодаря доступу к экспертизе «Газпром нефти» преподаватели колледжей самостоятельно модернизируют образовательные программы, понимая актуальные требования отрасли. Вместе с возможностью проходить стажировку такой подход дает нам приоритетных кандидатов на самые востребованные вакансии.

На самом деле сегодня мы пока скорее предупреждаем кадровый дефицит, чем реально его ощущаем. Текущие потребности в сотрудниках не выходят за рамки наших норм. Однако мы чувствуем, что запрос постепенно растет. Есть вероятность, что мы тоже можем столкнуться с дисбалансом: на рынке труда окажется меньше людей, чем вакансий. Так что рост интереса к рабочим профессиям есть. Прогнозно через три-пять лет возможен реальный дефицит. Соответственно, мы уже сейчас формируем определенную стратегию: выстраиваем экосистему, чтобы наши перспективные потребности в кадрах в будущем закрыть.

Фото:«Газпром нефть»
Экономика образования Человек – в центре: чем геологоразведка привлекает профессионалов

Направления работы со средним образованием

В рамках «Лиги колледжей» действуют три магистральных направления взаимодействия и работы в формате «партнер — партнер»:

  • Совместная разработка образовательных программ. Наше внимание сфокусировано на максимально точном соотнесении образовательных программ и учебных планов с реалиями, которые ждут ребят на рабочем месте. А это означает соответствие системе требований, допусков и технологиям, применяемым сегодня. В рамках созданных совместными усилиями образовательных программ (с администрацией и педагогическим составом учебных заведений) наши корпоративные тренеры и эксперты передают знания студентам. Колледжи регулярно привлекают наших сотрудников к преподаванию тех или иных дисциплин.
  • Развитие инфраструктуры колледжей. Территория учебного заведения работает как площадка для отработки требуемых навыков студентов, где все оборудование должно соответствовать рабочему месту на предприятиях, то есть действовать по принципу полигона. Инструментарий должен — он должен быть полностью идентичным. Итогом является бесшовный переход студента на рабочее место.
  • Развитие управленческого и педагогического состава колледжей. Для представителей системы среднего профессионального образования разработаны две специальные программы: «Энергия обучать» и «Энергия управлять». В рамках программы «Энергия обучать» преподаватели колледжей посещают производственные объекты нашей компании, описывают наши рабочие места и процессы и создают корпоративные стандарты по профессиям, на основании которых актуализируются и создаются образовательные программы для обучения в колледже. Для второй программы руководители колледжей разрабатывают проекты по повышению эффективности взаимодействия колледжа с персоналом наших производственных предприятий.

Перспективы и точки роста

Инвестиции позволяют выстроить систему подготовки специалистов и избежать пробелов в поступательном развитии компании. В дополнение к вложениям в инфраструктуру одним из важных составляющих в работе «Лиги колледжей» является «человекоцентричный» подход. Он предполагает фокус на обучении и развитии преподавательского и административного персонала партнерских колледжей, а также создание совместных образовательных программ.

Фото:Freepik
Экономика образования Образование, навыки будущего и новые профессии в цифрах и фактах

В этом контексте мы применяем понятие «от адаптации — к преадаптации», которое точно описывает логику работы «Лиги колледжей». Под адаптацией подразумевается процесс приспособления к изменениям и внешним факторам. Соответственно, преадаптация — это способность быть готовым к будущим изменениям. Для достижения заложенных в проект целей мы обеспечиваем максимальное сближение предприятия и образовательного учреждения, благодаря чему осуществляется бесшовный переход учащегося из учебной среды в рабочую.

Мы давно работаем с колледжами в регионах деятельности компании, и уже сейчас на предприятиях «Газпром нефти» работают тысячи выпускников колледжей-партнеров. Но системно сотрудничать с учебными заведениями компания начала именно с основания «Лиги колледжей» в 2022 году, и за первые два года мы запустили множество новых образовательных программ, которые в дальнейшем позволят нам получить требуемый кадровый поток. Одна из важнейших задач проекта на сегодняшнем этапе — расширение сети колледжей-партнеров. Отдельно нужно отметить, что сформированный коллектив открыт к партнерству с другими компаниями. Мы уверены, что такое сотрудничество помогает развитию образования в нашей стране.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 13.02.2025
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть