Андреас Шляйхер — РБК: «Глубокое понимание важнее простого знания формул»

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, спецсоветник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования рассказал о трансформации системы и важности доверия в этом процессе

Беседу вела Кристина Геворкян — автор телеграм-канала «Тренды образования».

— Андреас, вы работаете с правительствами разных стран. На ваш взгляд, какие глобальные тренды влияют на образование сегодня, как оно трансформируется?

— Успех в образовании уже давно не измеряется «воспроизведением содержания». Теперь мы должны анализировать полученные знания и применять свой опыт для решения новых, необычных для нас задач. Глубокое понимание становится важнее, чем просто знание конкретных формул, имен и мест. К примеру, история не сводится к запоминанию дат и событий, а заключается в способности понимать, как общество возникло, развивалось, совершенствовалось и иногда распадалось, и под влиянием каких факторов это происходило.

Традиционный подход в обучении предлагает разбивать предметные области на небольшие задачи и затем учить, как их решать. Но современное общество устроено сложнее: оно создает ценность через синтез разных областей знаний; устанавливает связи между идеями, которые раньше казались абсолютно не связанными. Пандемия показала нам, как благосостояние людей и целых стран все больше зависит от нашей способности принимать коллективные решения. Так и образовательным организациям необходимо учить одновременно и думать за себя, и действовать вместе в общих интересах.

В прошлом, целями образования были стандартизация и следование требованиям в среде, где студенты обучаются по возрастным группам, соблюдают один и тот же учебный план, а их знания оцениваются одновременно. Формат образования будущего состоит в построении процесса обучения, в основе которого — желания и возможности студентов. Образование будущего помогает студентам персонализировать свое обучение и оценку знаний, поощряет студентов быть оригинальными и изобретательными, способствует взаимодействию и развитию талантов.

Раньше правительства подчеркивали важность управления школами, сегодня же фокус направлен на руководство процессом обучения посредством поддержки школьных руководителей, оценки и развития высокопрофессиональных преподавателей и создания инновационной среды обучения. В прошлом мы контролировали качество, в будущем мы будем его обеспечивать.

Фото:из личного архива
Экономика образования Виктор Горбатов: «Мы хотим независимо делать что-то лучше государства»

Прогресс заключается в соединении искусственного интеллекта с когнитивными, социальными и эмоциональными навыками и ценностями людей. Эти навыки помогают нам жить и работать в мире, в котором необходимо принимать различные идеи, точки зрения и ценности; взаимодействовать с людьми других культур; где многие проблемы выходят за пределы национальных границ.

Суть в том, что, если мы хотим идти в ногу со временем, мы должны находить и совершенствовать качества, которые являются уникальным достоянием человечества, которые дополняют созданный нами потенциал компьютерного мира, а не соревнуются с ним.

Трудность состоит в том, что таким системным процессом трансформации нельзя управлять, просто соблюдая нормы. Также его нельзя просто построить на пустом месте. Правительство должно играть ключевую роль в качестве посредника, стимулятора и движущей силы. Государственные власти могут распределить ресурсы, создать стимулирующий политический климат и использовать подотчетность и информирование для того, чтобы поощрять развитие новой модели. Но образованию нужно лучше определять лиц, которые могут быть лидерами изменений, находить более эффективные подходы к масштабированию и применению инноваций.

— Насколько все же велика роль технологий в этом процессе? Или для трансформации достаточно педагогов-новаторов?

— Технологии открывают широкие возможности для образования. Самые ощутимые преимущества — большая индивидуализация и более активный подход к обучению. Мы всегда обращаем особенное внимание на это в Education 2030 Project.

Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030», цель которого — исследовать и спрогнозировать возможное будущее образования в мире. Направлен на школьную ступень, так как именно сегодняшние дети и подростки будут составлять основу работоспособного населения к 2030 году.

Когда студент изучает математику на компьютере, последний может в ответ изучать его, а затем делать обучение более интерактивным и подходящим именно для студента. Кстати, мы заметили больший прогресс за несколько месяцев пандемии, чем за многие годы, ей предшествующие. Период пандемии — время, когда мы видим не просто преобразования, а настоящие перемены.

Аналитика обучения открывает для нас мир новых возможностей — вот где в игру вступает искусственный интеллект. Благодаря ему, учителя получают представление о том, как учащиеся по-разному могут усваивать один и тот же материал, чем конкретно они интересуются, где занятия начинают наскучивать, где у студентов что-то получается с легкостью, а где они «застревают». Искусственный интеллект также помогает педагогам понять, как можно структурировать время обучения и каким студентам нужна дополнительная помощь.

Но польза от технологий определяется тем, как мы их используем. Трудность состоит в том, что для их эффективного применения требуется другой подход к приобретению знаний и преподаванию, а также другие квалификация и моральные качества преподавателей. Те страны, в которых методика обучения состоит в передаче «готовых» знаний, могут позволить себе низкое качество преподавательского состава. А когда уровень квалификации преподавателей низкий, правительства имеют тенденцию «приказывать» учителям, что делать и как именно, используя «промышленную организацию труда» для получения нужных властям результатов.

Сегодня мы видим сложность в том, чтобы готовить преподавателей, обладающих передовыми знаниями: профессионально самостоятельных и, в то же время, участвующих в формировании новой культуры взаимодействия. Такие люди не любят работать в школах, организованных по образцу промышленных предприятий. Чтобы привлечь новых людей, современным школьным системам нужно перестроить организацию учебных заведений, пересмотреть нормы сотрудничества.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

Как я уже говорил, образование прошлого — разрозненное:

  • учителя и образовательные программы разделены по предметам, а студенты — по ожидаемым карьерным перспективам;
  • школы спроектированы без возможности познавать мир вокруг;
  • существует нехватка взаимодействия с семьями и нежелание сотрудничать с другими школами.

Образование в будущем должно быть тесно связано с реальным миром и современными проблемами. В среде, эффективно способствующей обучению, должно постоянно налаживаться сотрудничество и должны находиться новые пути для повышения профессионального, социального и культурного капитала. Это должно происходить в семьях и других сообществах, внутри компаний, учреждений и в других образовательных средах. Нужно развивать новаторские партнерские связи. Изоляция в мире сложной системы обучения серьезно ограничит потенциал.

— В чем заключаются самые важные для трансформации аспекты обучения? Как готовить инновационных педагогов, которые будут лидерами этих изменений?

— В наши дни успех в образовании состоит в сбалансированном развитии нравственного, интеллектуального, физического и эстетического потенциала. Чтобы преуспеть в образовании, нужно развивать любознательность, уметь сострадать, иметь открытое сердце и смелость. Нужно объединить наши умственные, социальные и эмоциональные ресурсы, чтобы принимать решения. Это и будет нашим лучшим оружием против величайших угроз нашего времени — невежества (закрытого ума), ненависти (закрытого сердца) и страха (врага новой деятельности).

В конце концов, основа эффективной учебы и преподавания — это причастность и заинтересованность. Я встречаю множество людей, которые говорят, что они не могут давать педагогам большую автономию, потому что им не хватает способностей и опыта. Но поддержание старой модели не способствует появлению креативных педагогов. Это как те, кто был научен разогревать гамбургеры быстрого приготовления, скорее всего, не станут настоящими кулинарными шефами. Когда преподаватели чувствуют сопричастность в классах, когда студенты чувствуют заинтересованность во время занятий, тогда и происходит продуктивный процесс обучения.

В то же время нужно укрепить доверие, открытость, гласность, профессиональную автономию и культуру взаимодействия. Чтобы претворить это в жизнь, государственная политика должна поддерживать и обеспечивать инновации, выявлять передовые методы и делиться ими. Все должно быть построено на доверии: доверии к образованию, институтам, школам и учителям, к студентам и сообществам. Во всех государственных службах доверие является неотъемлемым элементом эффективного управления.

Успешные школы — те, где хотят работать замечательные люди и где их идеи могут быть осуществлены, где этим людям доверяют и где они сами могут доверять. Доверие не может быть принято законом, именно поэтому иногда так сложно разрушить традиционные административные структуры. Доверие всегда является преднамеренным; оно может воспитываться и быть продиктовано только через здоровые взаимоотношения и конструктивную транспарентность.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 11.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть