Может ли система СПО решить проблему кадрового голода

Школьники начинают знакомство со специальностями в центре «Профессии будущего» с изучения структуры московской промышленности
Школьники начинают знакомство со специальностями в центре «Профессии будущего» с изучения структуры московской промышленности (Фото: пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы )
На рынке труда наблюдается растущий дефицит квалифицированных кадров.  Как решить эту проблему с помощью перезагрузки системы среднего профессионального образования — разбираемся с экспертами в материале

Проблема кадрового голода

Перед современным человечеством встают новые вызовы: новая технологическая повестка, уязвимость инфраструктуры, дефицит ресурсов. Вместе с этим меняется и рынок труда.

Это связано с тем, что меняется его структура: на рынок выходит все больше миллениалов и зумеров. При этом большая часть людей пенсионного возраста продолжают работать. В тренде у современных специалистов — фриланс и удаленка. К этому добавляется активное развитие новых технологий, которую называют «эпохой киберфизических систем». Вместе с этим на рынке труда наблюдается растущий дефицит квалифицированных кадров.

Специалисты Института Гайдара в 2024 году провели исследование, по результатам которого выяснилось: почти половина промышленности испытывает нехватку сотрудников. Показатели кадрового голода достигли максимума, обогнав даже лето 2023-го. Еще в прошлом году научный сотрудник Института экономики РАН Николай Ахапкин отмечал: в России не хватает около 5 млн работников. Согласно данным исследования консалтингового агентства «Яков и Партнеры», до 2030 года тенденции будут сохраняться, а 90% дефицита может прийтись на сотрудников со средней (токари, фрезеровщики) и высокой квалификацией (программисты).

Такой кадровый тренд наблюдается во всем мире. ManpowerGroup представила исследование, согласно которому в среднем четыре из пяти компаний на мировом рынке сталкиваются со сложностями при заполнении вакантных мест. В США нехватка кадров достигает показателей в 75%. Исследователи отмечают: в 2024 году наблюдаются пиковые показатели за всю историю наблюдений, то есть за 18 лет. С 2015 года работодатели стали чаще сообщать о нехватке рабочей силы более чем вдвое.

По данным этого же исследования, самая востребованная в Европе профессия — каменщик. Эту потребность могут закрыть выпускники со средним профессиональным образованием. Также в странах ЕС недостаточно плотников и столяров, водителей большегрузов, наладчиков и операторов станков.

Одна из сфер, которая должна откликаться на вызовы времени, — система подготовки кадров для этой измененной экономики. Эксперты считают, что в такой турбулентной обстановке и в условиях новой экономики в России одним из наиболее эффективных решений может стать успешно адаптирующаяся к реалиям времени система среднего профессионального образования.

Фото:Unsplash
Экономика образования Среднее профессиональное: кто и зачем поступает в колледж

Растет ли популярность системы СПО

Школьники все чаще предпочитают среднее профессиональное образование высшему

С 2012 года эксперты Ipsos наблюдают, что школьники чаще выбирают продолжать учебу в колледже, а не в вузе. Например, в 2012 году почти 60% родителей отметили, что их ребенок продолжит обучение в высшем учебном заведении. А спустя десять лет этот вариант выбрали уже меньше половины участников опроса.

Кроме того, к 2022 году число студентов вузов, участвующих в опросе, сократилось почти на 20% (по сравнению с результатами 2021 года), а вот число тех, кто учится в учреждениях СПО, выросло на 12% — с 18 до 30%. А исходя из данных о поступлении в 2020 году, Минпросвещения сделало вывод: впервые в современной истории колледжи, техникумы и другие образовательные учреждения СПО выпустят больше студентов, чем вузы.

Тенденции к раннему выходу на рынок труда

По словам директора «ВЦИОМ-Консалтинга» Алексея Верижникова, среди современных школьников заметен тренд, как можно раньше выйти на рынок труда, чтобы самостоятельно зарабатывать и не зависеть от родителей. «Образование, полученное в системе СПО, дает возможности раннего выхода на рынок труда, причем уже профессионалом, а не разнорабочим, специализирующимся на функционале «подай-принеси», или начинающим фрилансером с крайне ограниченным набором реальных умений», — подчеркнул эксперт.

По данным исследований, более ранний выход на рынок труда — вторая по распространенности среди школьников причина продолжать обучение именно в колледже. Этот вариант выбрали 14% участников опроса из Москвы, почти 30% из региональных центров и более 25% — из небольших городов.

Фото:Dalle-3
Экономика образования Профориентация на базе больших данных и психометрики: как это устроено

Стабильный заработок и карьерный рост

Трудоустройство в рабочих профессиях гарантирует стабильный предсказуемый достаток и перспективы карьерного роста и высокого дохода. «Представители рабочих профессий, синие воротнички стали чувствовать себя на рынке более конкурентоспособными и часто не уступают по уровню зарплат выпускникам с высшим образованием, только зарабатывать начинают раньше», — отметила председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова.

Например, уровень зарплаты оператора станков с ПУ составляет от ₽120 тыс. в месяц, ведущего инженера-сметчика от ₽130 тыс., наладчика-оператора фрезерных и токарных станков с ЧПУ пятого-шестого разрядов — от ₽90 тыс. до ₽160 тыс., ведущего инженера — от ₽170 тыс. По словам Алексея Верижникова, точка зрения о наличии явного стеклянного потолка для людей рабочих профессий давно потеряла свою актуальность.

Колледжи воссоздают реальные условия труда для обучения студентов. ГБПОУ Политехнический техникум № 47 имени В.Г. Федорова
Колледжи воссоздают реальные условия труда для обучения студентов. ГБПОУ Политехнический техникум № 47 имени В.Г. Федорова (Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы)

Алексей Верижников

«На рынке труда долгое время господствовал стереотип, что получившие образование в СПО, упираются в низкие потолки зарплат, как правило, не превышающие медианные значения по городу. Но в данный момент на ведущих предприятиях ОПК токари пятого-шестого разрядов могут получать до ₽200 тыс., а высококлассные сварщики — до ₽300 тыс. Что касается выпускников середнячковых вузов, то, даже проработав пять—семь лет после окончания университета, они нечасто могут претендовать на подобные зарплаты».

Современное СПО и актуальный рынок труда

Директор института занятости и профессий ВШЭ Федор Прокопов считает: работа, которая ведется сегодня по обновлению системы СПО, играет ключевую роль и полностью отвечает требованиям современного рынка труда. «В настоящее время наблюдается растущая потребность в квалифицированных «умных руках», способных успешно справляться с разнообразными задачами. Этот спрос охватывает как традиционные профессии (такие как водители и медицинский персонал), так и специализированные области, где необходимы навыки работы с современными технологиями», — отмечает он.

Исследования НИУ ВШЭ показывают, что почти половина от числа всех работников России — выпускники учреждений среднего профессионального образования. И если доля выпускников учреждений СПО стабильно держится на показателях около 45%, то часть выпускников вузов, во-первых, несколько меньше (около 35%), а, во-вторых, по данным агентства FinExpertiza, колеблется.

Елена Кузина, заместитель генерального директора компании «Большевичка»

«Сейчас на рынке острый дефицит рабочих кадров практически во всех отраслях промышленности, а основным источником новых кадров являются именно учреждения СПО. И если раньше колледжи готовили специалистов уровня второго разряда, то сейчас мы видим выпускников третьего и четвертого разрядов, которые готовы к работе на производстве с первого дня, берут на себя все более сложные задачи и под опытным наставничеством мастеров строят успешную карьеру».

Какие преимущества есть у системы СПО для решения проблемы кадрового голода

Дополнительная подготовка педагогов колледжей

Большую роль в решении проблемы кадрового голода посредством среднего профессионального образования играют актуальные направления подготовки. Поэтому учатся не только студенты, но и преподаватели учреждений СПО.

По словам директора Центра индустрии образования «Сбера» Натальи Журавлевой, в партнерстве с правительством Москвы была запущена программа для преподавателей среднего профессионального образования в московском кампусе Школы 21.

Преподаватели колледжей повышают квалификацию по искусственному интеллекту в Школе 21
Преподаватели колледжей повышают квалификацию по искусственному интеллекту в Школе 21 (Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы)

Наталья Журавлева

«Проект создан, для того чтобы обучить педагогов работе с современными технологиями искусственного интеллекта и актуальным цифровым навыкам. Одно из направлений посвящено генеративному искусственному интеллекту и его применению в практике наставничества. Помимо этого есть программа, посвященная введению в анализ данных, где слушатели научатся «обучать модель» и погрузятся в машинное и глубокое обучение. Это позволит улучшить навык принятия решений на основе данных (data-driven-подход)».

Современное оборудование

Директор «ВЦИОМ-Консалтинга» Алексей Верижников отметил, что долгое время бичом колледжей была проблема устаревшего оборудования: оно даже не использовалось на предприятиях. Тогда как набитая на конкретном, актуальном и современном оборудовании рука — один из основных и важнейших навыков вчерашнего выпускника и завтрашнего работника производства.

Занятия в колледжах проходят на высокотехнологичном оборудовании. Московский государственный образовательный комплекс
Занятия в колледжах проходят на высокотехнологичном оборудовании. Московский государственный образовательный комплекс (Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы)

Алексей Верижников

«Выпускники колледжей получали абстрактную квалификацию, умение работать на оборудовании, которое уже никто нигде не использует. И когда они выходили на предприятие, их нужно было за счет работодателя, теряя время и деньги, переучивать для работы с актуальным современным оборудованием».

Сейчас же, по словам эксперта, учащиеся СПО работают именно на том современном оборудовании, с которым им потом придется столкнуться на предприятиях.

Фокус на специальность и практику

По мнению директора Алексея Верижникова, другой большой проблемой СПО раньше был перекос в сторону общеобразовательных предметов в ущерб предметам специальным. Хотя человек приходил в СПО в первую очередь за профессией. Для решения этого вопроса запущен федеральный проект «Профессионалитет».

«Фишка «Профессионалитета» — практика фактически с первого дня обучения в колледже. То есть профессионалитет строится по принципам дуального обучения, где 30% — теория и 70% — практика», — подчеркнул Верижников.

Под руководством опытных наставников студенты получают профессиональные навыки. Политехнический колледж имени Н.Н. Годовикова
Под руководством опытных наставников студенты получают профессиональные навыки. Политехнический колледж имени Н.Н. Годовикова (Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы)

Для увеличения числа часов практики нужно и увеличение числа площадок — лабораторий, мастерских, полигонов. Для шести столичных колледжей, осуществляющих подготовку специалистов в области эксплуатации БПЛА, закупили четыре соревновательных полигона для пилотирования. В целом в течение 2024 года в колледжах Москвы создадут около 90 лабораторий и мастерских, оснащенных наиболее современным оборудованием, а также обновят более 230 имеющихся, сообщила заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Сотрудничество с работодателями

Эффективное сотрудничество колледжей с работодателями играет ключевую роль в подготовке специалистов, отмечает старший HR-бизнес-партнер «Росинтер Ресторантс Холдинг» Ирина Евсеева. По ее мнению, сейчас образовательные организации обучают не просто профессионалов высокого класса, а мультиквалифицированных специалистов, способных быстро встроиться в современный рынок труда.

Ирина Евсеева

«Сегодня студенты с первого курса учебы погружаются в профессиональную среду, могут почувствовать ее, что называется, руками. Все это стало возможным благодаря тесному взаимодействию колледжей и работодателей».

Среди работодателей есть тренд на выпускников колледжей — спрос даже превышает их число в три-четыре раза. Этот вопрос обсуждался на заседании тематической площадки Народного фронта «Образование» в «Сириусе».

По словам начальника учебного центра Объединенной энергетической компании Марии Богаткиной, сейчас компании особенно заинтересованы в приеме выпускников колледжей, потому что, как правило, они имеют более высокую заинтересованность продолжать свое профессиональное развитие.

Мария Богаткина

«Будучи уже сотрудниками компании, они успешно проходят адаптацию, показывают себя в работе и быстро получают интересные должности, задачи и, конечно, мотивацию. Компания растет, а значит, нам нужны молодые и заинтересованные в профессиональном росте сотрудники, — это и есть выпускники колледжей».

Ответ на тренд на увеличение числа выпускников СПО тоже есть. В начале года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в столичных колледжах создадут более 10 тыс. дополнительных бюджетных мест — прием на бюджетные места увеличится вполовину.

Для нынешних 25-летних характерны девять траекторий в образовании и на рынке труда
Экономика образования Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ

Адаптивность структуры и обучение взрослых

Система среднего профессионального образования строится на принципе адаптивности ее структуры: в соответствии с запросами локальных рынков учебные программы становятся все более точечными и сфокусированными на конкретных практических результатах. Важно, что программы позволяют специалисту сформировать определенный навык без отрыва от текущей рабочей деятельности.

«Образование в СПО — не только для школьников старших классов. Это и канал переквалификации для взрослых людей. Если есть стремление зарабатывать больше и получить предсказуемый профессиональный и карьерный трек на годы вперед, то переквалификация в СПО — надежный инструмент планирования жизни», — считает Алексей Верижников, директор «ВЦИОМ-Консалтинга».

Больше инноваций

Актуальное направление развития среднего профессионального образования — освоение новых «образовательных пространств» и направлений, которые отвечают запросам современности. С развитием технологий на рынке труда появляются новые специальности, освоение которых также важно и для выпускников техникумов и колледжей.

Например, в декабре прошлого года в Москве открыли новый центр «Профессии будущего». На базе этого образовательного учреждения с короткими инновационными программами можно не только выбрать курс по одной из 75 востребованных профессий, но и найти работу в одной из 11 отраслей — от транспорта и здравоохранения до маркетинга и информационных технологий.

Среди партнеров проекта — более 3 тыс. работодателей, крупные образовательные платформы, экспертные колледжи и крупные компании. Также центр «Профессии будущего» проводит программы комплексной профориентации для девятиклассников.

Обновлено 13.05.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть