Вложения по уму: кто и зачем инвестирует в студентов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Пока вузы борются за абитуриентов, бизнес присматривается к студентам и с первых курсов готовит себе кадры. Погоня за умами стимулирует поддержку высшего образования — гранты, образовательные кредиты, инвестиции в вузы

Об экспертах

  • Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета
  • Андрей Петраков, исполняющий обязанности директора Института бизнес-права МГЮА
  • Константин Егошин, руководитель компании «Кеды профессора»
  • Станислав Близнюк, председатель правления «Тинькофф»
  • Александр Вайно, руководитель центра молодежных инициатив АСИ

В конце 2023 года у 11-классников осталось чуть больше месяца на выбор ЕГЭ для поступления. Вузы ждут утверждения контрольных цифр приема и готовятся к старту приемной кампании. Участники образовательного рынка понимают, что в условиях кадрового голода и курса на техническое лидерство страны интеллектуальный капитал становится важнейшей составляющей. Агентство стратегических инициатив (АСИ) и «Тинькофф» подготовили предложения по развитию высшего образования. Они включают в себя расширение программы образовательных кредитов, гранты губернаторов и инвестиционный налоговый вычет за вклад в образование и науку.

Учись сейчас — плати потом

Чтобы абитуриент мог выбирать вуз мечты, невзирая на количество бюджетных мест и сумму платного обучения, был введен льготный государственный образовательный кредит. Его главное преимущество — низкая субсидированная ставка под 3% на 15 лет. Брать этот целевой кредит могут лица от 14 лет на оплату программ высшего или среднего профессионального образования. Во время обучения и в течение девяти месяцев после его окончания выплачиваются только проценты. Выдают образовательные кредиты всего три банка, заключившие соглашение с Минобрнауки России: Сбербанк, Алмазэргиэнбанк и Российский национальный коммерческий банк (РНКБ). По оценкам аналитиков, 96% заемщиков обращаются к Сбербанку и по-настоящему массовым этот инструмент пока не стал. Также есть отдельные практики между конкретными компаниями и вузами. Банк «Тинькофф» выдает аналогичный льготный образовательный кредит студентам Центрального университета, самостоятельно субсидируя разницу в процентных ставках.

Несмотря на то что образовательный кредит может покрыть всю стоимость обучения, он не включает в себя сопутствующие расходы: проживание, необходимые для учебы технику и оборудование (для их покрытия предусмотрен дополнительный кредит на сопутствующие нужды). Не учитывает он и региональный фактор, то есть разницу в расходах по стране. Далеко не всем абитуриентам вообще знакомо это предложение: в 2022 году льготным кредитом воспользовались всего 9,7% от числа студентов, поступивших на платное обучение. Не имея полной информации о государственном образовательном кредите, студенты вынуждены брать намного более дорогие потребительские кредиты.

Дать толчок рынку образовательных кредитов могло бы как расширение списка банков, которые могут выдавать льготные государственные кредиты, так и расширение «вертикали» перечня целей для покрытия льготными кредитами. С этим предложением выступают АСИ и «Тинькофф». По мнению авторов инициативы, если студенты получат возможность оплачивать не только стоимость обучения, но и аренду жилья и компьютерную технику, необходимую для учебы, из средств образовательного кредита, они будут охотнее поступать в университеты первого выбора.

Еще одна проблемная зона действующего предложения — отсутствие региональных коэффициентов, которые призваны компенсировать различия стоимости жизни в разных точках России. Авторы инициативы считают, что необходимо расширить тело кредита за счет дифференцированных множителей, которые должны считаться не от общефедерального, а от регионального прожиточного минимума. В таком случае кредит будет работать на студента и тот сможет сконцентрироваться на учебе, а не на поиске заработков, независимо от того, в каком регионе расположен тот или иной университет.

Фото:Freepik
Экономика инноваций Кредиты, гранты и компенсации: какую поддержку получает бизнес в Москве

Воспитать себе сотрудника

Вузы России находятся на пороге изменений. По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина началось обновление национальной системы высшего образования. В рамках пилотного проекта в шести университетах вводятся новые уровни образования: базовый, специализированный и профессиональный (аспирантура).

Презентуя на расширенном заседании Российского союза ректоров модель системы высшего образования, министр Валерий Фальков подчеркнул практико-ориентированный подход к подготовке кадров. Этот фактор размывает привычную жесткую систему с четкими сроками обучения. Гибкая система позволит учитывать востребованность профессий и запросы различных отраслей, то есть приведет к еще большему вовлечению работодателей в высшее образование. К слову, эта тенденция уже давно просматривается. Например, в самой масштабной в истории России программе поддержки вузов «Приоритет 2030» особое внимание уделяется прикладным разработкам и поиску индустриальных партнеров.

Бизнес выстраивает сотрудничество с вузами в разных форматах: от участия в ярмарках вакансий, проведения мастер-классов, хакатонов и встреч до разработки образовательных проектов и совместных программ профпереподготовки «под ключ». В этом случае вузы готовят под запрос компаний узкопрофильных специалистов, которые в дальнейшем смогут закрыть кадровый голод заказчика.

Еще одна грань участия бизнеса в развитии высшего образования — создание частных университетов. Например, осенью стартовало обучение в магистратуре Центрального университета — первого частного STEM-вуза в России, созданного при поддержке «Тинькофф» и целого ряда ведущих IT-компаний. В следующем году запланирован запуск первой программы бакалавриата на 500 студентов. Концепция университета построена вокруг объединения фундаментальной науки и реальных бизнес-потребностей современных компаний и предполагает активное сотрудничество с IT-компаниями. Такая модель, по мнению руководства вуза, приближает образование к актуальным потребностям экономики.

Евгений Ивашкевич:

«В настоящее время, с одной стороны, государство продолжает финансировать систему высшего образования и тем самым давать заказ высшим учебным заведениям, а с другой — ни само государство, ни вузы не занимаются вопросами трудоустройства подготовленных специалистов. В результате, по оценке ректора МГУ Виктора Садовничего, в 2022 году было выпущено 166 тыс. экономистов, 89 тыс. юристов и только 72 тыс. инженеров и программистов. Такая диспропорция приводит к тому, что более 50% выпускников вузов не могут найти себе работу по специальности. А это значит, что значительная часть государственных расходов на высшее образование тратится неэффективно. Не говоря уже о нескольких годах наиболее активной и продуктивной жизни студентов».

Кооперация с работодателями — это возможность создать для студентов социальный лифт, наладить их связь с компаниями и дать им возможность понять, как работает индустрия. А программы стартапов еще и позволяют получить финансирование на свой проект. Такие программы работают и в государственных вузах («Стартап как диплом»), и в частных.

Проблема утечки мозгов в столицу

В условиях кадрового дефицита она остается острой. Позиции топовых вузов страны подогревают различные образовательные рейтинги и мониторинги. Аналитики видят, что на привлекательность вуза в глазах абитуриентов сегодня влияет масса факторов: от качества образования до медийного образа и трудоустройства выпускников.

Оттоку сильных старшеклассников в крупнейшие вузы способствует и упрощение процедуры подачи документов: на первый план выходит электронный способ через суперсервис «Поступление в вуз онлайн». По данным Минобрнауки, в 2023 году им воспользовались более 375 тыс. человек. При подаче документов абитуриенты расставляют приоритеты зачисления.

Проект правил приема 2024 года по большей части повторяет существующие правила. При этом сильно меняется система выбора направлений — предполагается введение «сквозных приоритетов». Абитуриент сможет в режиме онлайн отслеживать свою позицию в рейтинговых списках. При этом поступающим на бакалавриат и специалитет дадут возможность менять приоритетность в списке из пяти направлений пяти вузов (то есть всего 25 сочетаний) — хоть каждый день.

Гибкая система выбора призвана повысить шансы абитуриентов поступить на желаемое направление. О том, что этот выбор часто делается в пользу столичных университетов, говорят и ректоры региональных вузов, и главы субъектов.

Решить проблему оттока талантливой молодежи АСИ и «Тинькофф» предлагают с помощью системы губернаторских грантов, дающих возможность квотирования части бюджетных мест в вузах. Такая программа позволит удерживать квалифицированные кадры в регионах. Авторы инициативы выступают за перераспределение части бюджетных мест с федерального уровня в пользу регионального по определенным квотам. По их замыслу, абитуриент сможет на конкурсной основе получить грант из бюджета субъекта, покрывающий затраты на обучение в любом вузе страны. Ключевое условие получения такой финансовой поддержки — работа в регионе, выдавшем грант. Такая программа могла бы быть протестирована в нескольких пилотных регионах и распространена на дефицитные направления.

Фото:Freepik
Социальная экономика Конкуренция за студента: как бизнес работает с вузами и что это дает

В связке с бизнесом

Одна из мер, которые стимулируют крупные компании вкладывать в высшее образование, — введение инвестиционного налогового вычета. Эта практика в различных конфигурациях уже используется в 14 регионах страны. Налоговый вычет за вклад в образование и науку подразумевает, что компания, инвестирующая в образовательные организации в своем регионе, может учесть до 100% суммы своих инвестиций при расчете налога на прибыль. АСИ и «Тинькофф» считают, что такой инструмент поддержки нужно расширять и распространять на субъекты с высоким уровнем интеллектуального капитала, в первую очередь на Москву.

По мнению Андрея Петракова, налоговые льготы — самая сильная мера поддержки, которую может предложить государство бизнесу. Именно на них базируется институт особых экономических зон и территорий опережающего развития, которые так востребованы у крупных компаний.

Константин Егошин с 2019 года сотрудничает с МФТИ по проектам в области цифровой трансформации. Например, он создавал экосистемы цифровых HR-сервисов для 3 тыс. сотрудников вуза. Его совместный с Физтехом проект по рекрутменту профессорско-преподавательского состава при помощи анализа цифрового следа и интернет-маркетинга в прошлом году взял золото на всероссийском конкурсе Tagline Award 2022.

Константин Егошин:

«Бизнес заинтересован в инвестициях в высшее образование, так как это возможность включиться на экспертном уровне внутрь образовательного процесса и постараться сделать так, чтобы выпускник максимально соответствовал ожиданиям твоей компании. В этом заключена экономическая подоплека — если бизнес получает таких выпускников, то ему не нужно тратиться на переобучение новых сотрудников. Инвестиционный налоговый вычет создает для коммерческих компаний мотивацию активно вовлекаться в жизнь образовательных организаций, влиять на образовательный процесс, что, в свою очередь, повышает шансы выпускников получать востребованные рынком навыки и быть трудоустроенными по специальности сразу после выпуска».

Евгений Ивашкевич:

«В роли заказчика для высших учебных заведений могло бы выступать не государство, а представители бизнеса. Однако со стороны бизнеса картина выглядит следующим образом. Бизнес сейчас платит налоги, часть из которых государство по своему усмотрению направляет на финансирование вузов и готовит «экономистов» и «юристов». Получается, что если бизнес начинает самостоятельно вкладываться в работу со школьниками и студентами, то он платит дважды! Нам кажется, что возможным финансовым инструментом вовлечения компаний в подготовку нужных им кадров в вузах могли бы быть налоговые вычеты. Другими словами, те средства, которые компании направляют на финансирование своих программ в вузах, могли бы вычитаться, полностью или частично, из налогов компании».

В условиях импортозамещения университетская наука становится привлекательнее как для госсектора, так и для бизнеса. Вузы сегодня интересны компаниям не только как старая добрая кузница кадров, но и как источник новых технологий. НИОКР, госпрограммы и гранты направлены на укрепление технологического суверенитета страны и повышение числа отечественных разработок в приоритетных отраслях экономики.

Андрей Петраков:

«Ключевым барьером для инвестиций крупных компаний является стереотип, что инвестирование в высшее образование не даст никакого эффекта для бизнеса, что это «выброшенные деньги на ветер», а также то, что финансирование высшего образования — прерогатива государства. Для преодоления данной проблемы важно провести широкую информационную кампанию, показав бизнесу доступные формы инвестирования в высшее образование, метрики, цифры, успешные кейсы, которые докажут им эффективность и релевантность инвестиций в университеты».

Станислав Близнюк:

«Одна из главных государственных задач — сохранение кадров, обладающих критическими компетенциями, научных работников, IT-специалистов, в том числе путем превентивных мер. Это поможет сохранить кадровый потенциал страны, не допустить диспропорции на рынке труда, а также подготовить сильных специалистов для российских компаний».

Фото:Freepik
Экономика образования Персональный гид по образованию и карьерному росту: как им стать

Ставка на доступность

Укрепляя связку «студент — вуз — работодатель», система российского высшего образования приходит к тесному сотрудничеству с бизнесом. Интеллектуальный капитал рассматривается как фактор развития регионов и повышения конкуренции среди вузов. Предложения АСИ и «Тинькофф» развивают эти тенденции.

Александр Вайно:

«Предлагаемые меры расширят доступность высшего образования не только для студентов, но и для бизнеса с точки зрения возможности его интеграции в сферу высшего образования. Это одна из ключевых инициатив, которую мы разрабатываем совместно с нашими партнерами — «Тинькофф». Она, на наш взгляд, позволит повысить и без того высокие показатели высшего образования и расширит поле досягаемости качественных образовательных услуг на региональном уровне. Наша основная задача — довести существующие предложения до высочайшей степени доработки, поскольку в перспективе эти меры окажут масштабный эффект на российскую экономику и на российское образование».

Обновлено 25.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть