58% респондентов планируют обучаться онлайн в 2026 году

58% респондентов планируют обучаться онлайн в 2026 году
«Нетология» проанализировала рынок онлайн-образования за последние три года и узнала об образовательных планах на 2026-й

О наличии опыта онлайн-обучения рассказали 64% опрошенных, они воспринимают онлайн-образование как способ освоить новую профессию и необходимый инструмент для развития, говорится в результатах исследования «Нетологии» (есть в распоряжении «РБК Трендов»). Анализ охватывает данные с 2023 по 2025 год и отражает, как меняется отношение россиян к онлайн-обучению, а также структура и аудитория рынка.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как пройти онлайн-курсы до конца и получить максимум пользы

Ключевые выводы исследования

  • 98% взрослого населения России знают об онлайн-образовании, а 64% уже имеют личный опыт обучения в интернете. Каждый третий респондент учился онлайн за последний год или учится сейчас, а более половины опрошенных (58%) планируют пройти обучение в ближайшие 12 месяцев.
  • Почти половина (47%) респондентов уверены, что онлайн-формат помогает быстро освоить новую профессию и найти работу, а 30% убеждены, что без него невозможно развиваться. В то же время аудитория становится требовательнее: 49% согласны, что выбрать действительно качественный курс становится все сложнее, поскольку предложений на рынке очень много. При этом доля респондентов, воспринимающих рынок образовательных услуг как «перенасыщенный инфобизнесом», уменьшилась с 60% в 2023 году до 49% в 2025-м.
  • Онлайн-образование все меньше воспринимается как «молодежная история». В 2025 году иначе считают только 12%, в то время как в 2024 году доля респондентов, считавших, что онлайн-образование только для молодежи, составляла 24%.
  • 53% участников исследования ищут программы целенаправленно, осознанно формируя образовательный запрос. 28% узнают о курсе из рекламы или от знакомых, после чего решают записаться. И только 15% начинают обучение по инициативе работодателя. При выборе курса ключевым фактором остается стоимость — его выделили 55% респондентов, затем гибкость формата (50%) и содержание программы (49%). 45% обращают внимание на документ об окончании, а 38% — на опыт и квалификацию преподавателей.
  • Чаще всего онлайн-обучение в 2025 году проходили для повышения квалификации: доля тех, кто учился, чтобы получить и развить новые умения и навыки и применять их в текущей работе, выросла с 14 до 20%. Среди других задач, которые решает обучение на курсах, респонденты наиболее часто отмечали: освоение новой профессии и поиск работы по ней, развитие своих навыков для усиления резюме, получение знаний для подработки, саморазвитие и хобби.
  • Самыми востребованными направлениями онлайн-обучения в 2025 году среди учившихся за последний год стали иностранные языки (21%) и нейросети с искусственным интеллектом (15%). На третьем месте — обязательное обучение на предприятии (12%), а также направление финансов, юриспруденции и бухгалтерии (12%), далее следуют графический дизайн (11%), бизнес и управление (11%), маркетинг и маркетплейсы (по 10%), психология и саморазвитие (10%).
  • Количество программ, которые проходят опрошенные, постепенно растет: 28% респондентов прошли более трех программ за последний год, что на 3% выше, чем в 2023 и 2024 годах. При этом доля респондентов, которые изучали за год одну программу, снизилась на 9% и составила 38% в этом году.
  • Доля успешно завершивших обучение и достигших цели студентов выросла на 6% за год и на 13% с 2023 года и составила 58%. Бросили обучение в 2025 году 13% опрошенных.
  • Средние затраты на обучение составили 32 191 руб. — они выросли почти на 6 тыс. руб. по сравнению с 2024 годом. Больше всего опрошенные тратят на направления, позволяющие сменить профессию (44 тыс. руб.), меньше — на «обязательные» программы от работодателя (27 тыс. руб.) и курсы по саморазвитию и хобби (24 тыс. руб.). При этом в новом году респонденты планируют вкладывать в обучение больше — в среднем 52 тыс. руб.

Метод исследования: онлайн-опрос (данные собраны по онлайн-панели «ОнИн». Даты опроса: август 2025. Выборка: 2500 человек. Для динамики использовали данные онлайн-опросов 2024 (август 2024 года, выборка 2502 человека) и 2023 годов (июнь—июль 2023 года, выборка: 2000 человек).

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 24.11.2025
Авторы
Теги
Елизавета Голошубова
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть