Как подвести итоги учебного года: что важнее отметок

Картина художника Федора Решетникова «Опять двойка»
Картина художника Федора Решетникова «Опять двойка» (Фото: Третьяковская галерея)
Конец мая — сезон табелей и подведения итогов. Зачастую родители полагаются на оценки как на главную обратную связь об успехах ребенка, но достаточно ли этого? Разбираемся с экспертами, как увидеть полную картину

Об экспертах:

  • Виктория Шиманская, доктор психологии, эксперт по развитию эмоционального интеллекта, преподаватель МГИМО, РАНХиГС, эксперт совета педагогов «Росатома»;
  • Наталья Вьюн, заместитель директора Школы самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского, магистр педагогики, старший преподаватель МГПУ, победитель конкурса «Учитель года» и премии «Любимый педагог»;
  • Сергей Акопян, руководитель управления развития продукта образовательной платформы «Учи.ру».

Высокие баллы могут скрывать усталость, страх ошибки или потерю мотивации. Низкие — вызывать тревогу, но не объяснять причин: пробелы, выгорание, сложности в коммуникации. В обоих случаях родитель остается без информации о процессе, усилиях и состоянии ребенка.

Согласно исследованию аналитического центра Brookings (2025), оценки слабо отражают отношение ребенка к учебе: 78% родителей уверены, что дети любят школу, тогда как сами школьники согласны с этим лишь в 41% случаев. Как родителям разобраться, что стоит за итоговым табелем и действительно ли ребенок учится с интересом, обсуждаем с экспертами в области педагогики и психологии.

Почему оценки не отражение реального положения дел

По словам Натальи Вьюн, оценки в журнале отражают лишь конечный результат освоения программы, но не показывают путь, который ребенок прошел в течение года. Вне поля зрения остаются ключевые аспекты развития:

  • социальные навыки: умение взаимодействовать с одноклассниками, работать в группе, прислушиваться к мнению других;
  • самостоятельность и ответственность: способность ставить цели, искать пути решения проблем, контролировать выполнение заданий;
  • уверенность в себе: преодоление страха публичных выступлений, открытость к новым вызовам, готовность действовать, несмотря на возможные ошибки;
  • анализ и рефлексия: осознание собственных успехов и неудач, критическое отношение к результатам своей деятельности, желание совершенствоваться;
  • творческое мышление: нестандартный подход к решению задач, креативность, инициативность.

Виктория Шиманская:

«Отметки создают у родителей иллюзию контроля, но на самом деле отражают лишь узкий срез развития. С точки зрения психологии — как в развивающей парадигме Л.С. Выготского, так и в личностно-центрированном подходе Б.Г. Ананьева — оценка фиксирует только предметный результат, не захватывая эмоциональный рост, креативность, умение работать в команде или задавать вопросы. А именно эти качества и являются ключевыми драйверами развития.

Я всегда рекомендую родителям смещать фокус: не спрашивать, почему двойка, а наоборот, почему четверка, пятерка. Такой вопрос помогает ребенку осознать, какие усилия и навыки стояли за успехом. Взглянуть на табель зачастую удобно: вроде бы сразу ясно, где ребенок молодец, а где недотянул. Но без разговора о процессе эти оценки мало что говорят».

На первый взгляд, высокие оценки кажутся знаком успеха. Но иногда за ними может скрываться не интерес, а:

  • перфекционизм и страх неудачи;
  • социальное давление («я должен быть первым»);
  • сниженная мотивация («я делаю это не потому, что интересно, а потому что надо»).

Тогда как и низкие оценки далеко не всегда провал. В них можно найти:

  • исследовательскую активность без фокуса на результат;
  • внутренний бунт против несоответствующей системы оценивания;
  • личностный рост в областях, которые не всегда измеряются контрольными.

Во многом путаница возникает из-за того, что у родителей нет четкой рамки для отслеживания развития. Без нее трудно заметить настоящие шаги вперед — за пределами табеля.

Фото:Freepik
Экономика образования Как сдать экзамен без стресса и тревоги

Виктория Шиманская:

«Поэтому так важно еще в начале учебного года задать ориентиры: чему ты хочешь научиться, что для тебя будет прогрессом? Если время от времени возвращаться к этим вопросам, отслеживать динамику и в конце года провести совместную рефлексию: что получилось, что далось трудно, чем ты гордишься? — у ребенка формируется понимание собственного роста. А это гораздо ценнее, чем просто хорошая оценка в журнале».

Но даже при выстроенной рамке важно не упустить момент, когда ребенку становится тяжело, особенно если внешне все выглядит благополучно. В такие периоды поведение часто сигнализирует раньше, чем табель:

  • резкое снижение интереса к предметам, которые раньше нравились;
  • повышенная усталость, апатия после школы;
  • ожесточенная реакция на малейшую неудачу;
  • отказ участвовать в проектах/инициативах, где нет четких критериев успеха.

Как подвести итоги учебного года: пошаговый гайд для родителей

Шаг 1. Запросите личную обратную связь от учителя

Зачем: понять, как ваш ребенок проявляет себя в классе на самом деле.

Наталья Вьюн:

«Учителя видят гораздо больше, чем успеваемость: как ребенок справляется со стрессом, участвует в проектной работе, решает нестандартные задачи. Педагоги ежедневно работают с десятками детей и объективно не могут отследить нюансы развития каждого. Без прямого запроса индивидуальные изменения, будь то внутренний прогресс, нестандартные трудности или эмоциональные сдвиги, могут остаться вне поля внимания. Именно родитель здесь становится тем, кто задает вектор: где искать рост, что стоит замечать и чем делиться».

Что можно (и стоит) спросить у педагога

  • Какие положительные изменения вы заметили в поведении, мотивации или учебных навыках моего ребенка за год?
  • Что ему давалось труднее всего (например, общение со сверстниками / чтение вслух / ответы у доски)? Почему, как вы думаете?
  • Какой совет вы бы дали моему ребенку исходя из ваших наблюдений?
  • Что радует ребенка в школе помимо школьных предметов?

«Эти вопросы помогут выйти за рамки предметов и оценок. Ведь даже появившийся интерес к предмету, которого раньше не было, уже прогресс. Это сложно зафиксировать в традиционной системе оценивания, но именно такие проявления личности определяют, каким человек будет в жизни, а не только на контрольной работе», — делится Наталья Вьюн.

Шаг 2. Сравните не оценки, а путь

Зачем: увидеть динамику, а не только результат.

Оценка — это запаздывающий индикатор, который фиксирует уже случившийся результат и последствия, но не подает сигнал о проблеме в тот момент, когда ее еще можно мягко исправить. Цифровизация образования меняет этот подход: сейчас у родителей есть возможность увидеть учебный путь ребенка более объемно, в том числе через дополнительное образование. Например, образовательные онлайн-платформы фиксируют так называемую телеметрию обучения — десятки показателей, которые формируют гораздо более точную картину, чем журнал успеваемости.

Сергей Акопян:

«Система внутри таких платформ показывает, сколько времени ребенок тратит на однотипные задачи, с какой попытки находит верное решение, по каким темам делает повторные ошибки, какие задания выбирает сам. Это позволяет не упустить ранние сигналы проблем, понять, где нарастает интерес, а где усталость. Например, вместо обобщающего «по математике четверка» родитель видит: «Катя в этой четверти решила 54 задания по теме «Числа и величины», среднее время решения задания упало с трех до одной минуты, а количество ошибок сократилось на 20%».

Социальная экономика «Психометрика в EdTech»: книга о том, как измерить эффективность обучения

Эти данные помогают не только отслеживать прогресс, но и вовремя вмешаться, если ребенок теряет мотивацию. Платформа заметит, что он стал реже заходить в личный кабинет, пропускает практику, не завершает начатое, и предложит точечную подсказку. Все параметры фиксируются автоматически, и родители могут увидеть их в форме понятных графиков или уведомлений.

Родитель, который видит весь путь, получает сразу несколько бонусов:

  1. Спокойствие: четкие графики «было — стало» и прозрачность результатов заменяют тревожные догадки и снижают стресс, как показывает анализ 22 тыс. семей.
  2. Позитивный фокус: система визуализирует прогресс даже при средних оценках — ребенок стал читать быстрее, решать точнее, интересоваться новым.
  3. Совместный язык для разговора: конкретные метрики («видишь, время на задачу сократилось вдвое, ты молодец») переводят обсуждение из оценочного «плохо/хорошо» в совместное планирование, «что дальше пробуем».

«Такой подход меняет и сам формат взаимодействия: вместо «что ты получил?» — «что тебе далось легко, где понял, а где запутался?». Это разговор не про отметку, а про мышление, и именно в этом проявляется настоящее сопровождение и поддержка взрослого», — подчеркивает Сергей Акопян.

Шаг 3. Поговорите с ребенком

Зачем: понять, как школьник сам видит свои успехи и сложности, и помочь сделать выводы.

Разговор об итогах — это возможность не только подвести черту, но и сформировать у ребенка навык рефлексии. Чтобы диалог получился продуктивным, он должен быть «на равных». Виктория Шиманская советует:

  • избегать оценочного тона и категоричности;
  • говорить мягко и внимательно слушать;
  • использовать позитивные конструкции: «я заметил, что…», «мне понравилось, как ты…»;
  • делиться личным опытом: «когда я учился, мне тоже бывало сложно справляться с…».

Обязательно найдите, за что похвалить ребенка: сказать «ты очень старался в этом году, и я горжусь тем, как ты учился учиться», важнее, чем «молодец, что получил «пять».

Шаг 4. Зафиксируйте «невидимые достижения»

Зачем: чтобы ребенок почувствовал признание, даже если табель не блестящий.

Не все важные победы отражаются в оценках. Но именно из таких невидимых шагов складывается настоящее развитие. Что можно считать настоящим успехом?

  • Перестал бояться отвечать у доски — значит, справился с тревогой.
  • Начал задавать вопросы — значит, почувствовал уверенность.
  • Сам выбрал кружок или секцию — значит, появилась внутренняя мотивация.
  • Научился делать уроки без напоминаний — значит, стал более самостоятельным.
  • Улучшил отношения с одноклассниками — значит, вырос эмоционально.

Фото:Pexels
Экономика образования Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Чтобы ребенок чувствовал признание, можно:

  • вести дневник достижений — не про оценки, а про опыт: «первый раз сам выступил», «помог другу», «не сдался, когда не получилось с первого раза»;
  • создавать семейный фотоархив успехов — не для соцсетей, а для себя: «вот здесь ты боялся, но все равно пошел и сделал»;
  • устраивать регулярные семейные встречи, где каждый делится: чему научился, что получилось, за что собой гордится;
  • собирать портфолио проектов и творческих работ — это даст почувствовать, сколько всего было сделано и чему ребенок научился за пределами цифр.

Самое важное не просто хвалить, а придавать значимость усилиям: называть их, сохранять и со временем к ним возвращаться. Так у ребенка формируется устойчивая внутренняя опора: «я расту, даже если не получаю «пятерок».

Шаг 5. Составьте план на лето

Зачем: поддержать сильные стороны ребенка, при этом дать возможность по-настоящему отдохнуть.

Летние каникулы — это не только отдых, но и возможность заложить хорошую основу для следующего учебного года. Чтобы ребенок не выпал из режима и не потерял знания и навыки, важно правильно организовать время. Но не за счет дисциплины и напряжения, а с помощью коротких задач, креативных проектов и физической активности.

Виктория Шиманская:

«Важно сохранить ощущение «я могу, у меня получается», не превращая отдых в марафон по саморазвитию. Для летнего повторения школьных предметов подойдут короткие занятия на образовательных платформах или в приложениях, которые подстраиваются под темп ребенка, предлагают игровые форматы и позволяют учиться самостоятельно и без давления. Стоит выделять всего по 15–20 минут в день на задание. Остальное время — свобода и радость».

На каникулах можно подходить к учебе в игровом, интерактивном формате. Например, предложите ребенку на неделю стать «директором зоопарка» и создать его с нуля. В его задачи будет входить: рассчитать бюджет (математика), выбрать животных по климату (биология и география), составить список специалистов, которые должны там работать (профориентация), написать рекламные сообщения (русский язык / литература), нарисовать афишу (творчество), придумать правила (обществознание). Каждый блок — в формате мини-заданий, а в конце презентация проекта в кругу семьи.

Летний план — это не про «догнать школьную программу», а про сохранение интереса к учебе, веру в себя и баланс между свободой и структурой. Короткие задачи + движение + радость = лучшее, что можно дать ребенку летом.

Фото:«МИФ»
Экономика образования Что почитать на каникулах: 8 поучительных книг для школьников

Что меняется, когда родители перестают быть «контролерами»

Когда родитель перестает быть «контролером успеваемости» и становится партнером в развитии, меняется не только атмосфера в семье, но и сам ребенок: у него появляется внутренняя мотивация вместо внешней зависимости от оценок. Также формируется эмоциональная безопасность –– понимание, что ошибаться не страшно. Ребенок начинает ставить цели для себя, а не ради похвалы со стороны, и это дорогого стоит.

«По сути, так мы помогаем ребенку пройти путь от «хорошего ученика» к осознанной, растущей личности, раскрыть его таланты. И в этом одна из высоких целей родительства», — объясняет Виктория Шиманская.

Такой подход помогает школьнику выстраивать здоровые отношения с учебой, ошибками и собой. Наблюдение, интерес и уважение вместо давления дают ребенку сигнал «я в безопасности, я важен, мне доверяют». Это становится точкой опоры для дальнейшего развития не только в школе, но и в жизни.

Итоговая оценка года — это не вердикт, а всего лишь одна из точек на большом пути развития. Главное, что может сделать родитель, — заметить путь, а не только результат. Поддержать, довериться процессу роста, оказать помощь, если это необходимо. И быть рядом, без страха, без обвинений, а с уважением к личности ребенка.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 30.05.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть