Образование — одна из крупнейших отраслей в мире, на ее долю приходится более 6% мирового ВВП. К 2025 году объем глобального рынка образования может составить $7,3 трлн. А там, где есть деньги, есть развитие прогрессивных технологий. Изменения в образовании касаются всех уровней: от начальной школы до курсов и университетов.
К 2030 году расходы на образование во всем мире достигнут $10 трлн ― речь об этом идет в исследовании трендов развития человеческого потенциала, проведенном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Николай Николенко, технический директор IT-компании KODE:
«В 20-летней перспективе для 90% рабочих мест обязательным требованием станет освоение базовых цифровых навыков. Трансформация охватит кибербезопасность, работу с большими данными, этику, правовое регулирование и другие сферы. А почти 2/3 детей, поступивших в школу в 2016 году, будут работать по профессиям, которые еще не существуют».
Обучение становится персональным
Типовые учебники и нормированные занятия — все это в прошлом. Представьте класс, где каждый ученик получает индивидуальный образовательный опыт. Нейросеть анализирует его предпочтения и личный прогресс и создает план уроков под потребности, возможности, темп и расписание каждого.
К 2028 году объем рынка ИИ в EdTech составит $21 млрд. ИИ становится вторым пилотом преподавателей, который поможет создать планы уроков, слайды презентаций, саммари уроков, оценивать домашние задания и тесты.
Евгений Комаренко, заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы, руководитель по цифровизации Комплекса социального развития Москвы:
«Московская электронная школа апробирует генеративные технологии в разных подходах, которые позволяют, например, создавать уникальные учебные материалы и адаптированные задания на основе анализа данных. Эти технологии могут генерировать тексты, задачи и даже мультимедийный контент, что значительно расширяет возможности персонализации обучения. В перспективе генеративные ИИ-системы смогут предлагать инновационные и адаптивные для каждого учащегося методы обучения, еще больше способствуя развитию критического мышления и творческих способностей».
Технология помогает и ученикам исправить код, найти ошибки в сочинении, сократить текст, подыскать референсы. Задача учителя ― объяснить, что нейросеть не заменит человека: ИИ помогает развиваться, но не халтурить.
Занятия становятся иммерсивными
Попасть в Древнюю Месопотамию или изучить кровеносную систему, не выходя из класса? Легко благодаря виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной реальности (XR).
VR предлагает безопасную среду для учебных экспериментов. Достижения в области AR/VR-гарнитур и смартфонов делают обучение иммерсивным. Технологии переносят учащихся в симуляции. Представьте студентов-историков, изучающих древние цивилизации, или лингвистов, практикующих язык в общении с иностранцами. Медики Сеченовского университета уже делают виртуальные операции и ставят диагнозы пациентам.
Николай Николенко, технический директор IT-компании KODE:
«Рынок смешанной реальности будет расти в среднем на 35% до 2028 года, значительная часть роста придется на сектор образования. Опрос технологической ассоциации высшего образования EDUCAUSE показал, что почти 40% высших учебных заведений внедрили XR как минимум для нескольких проектов, а 12% используют XR в нескольких подразделениях. Технологии расширенной реальности становятся мейнстримом».
Все больше уроков проводят в интерактивных 3D-пространствах и виртуальных классах, ученики и учителя получают новый опыт. Образовательные сценарии позволят погружаться в метавселенные и там получать самые современные знания. К 2030-му мировой рынок метавселенных может достичь $5,8 трлн, а среднегодовые темпы роста приблизятся к 45%.
Интерактивные формы могут достучаться до поколения с клиповым мышлением, которое предпочитает слушать, а не читать, смотреть короткие видео и получать спрессованные до основной мысли знания.
Евгений Комаренко:
«Уже сегодня на базе Московской электронной школы (МЭШ) учащимся столичных школ доступны уникальные интерактивные инструменты, которые вовлекают ребят в учебный процесс и стимулируют интерес к обучению. Среди них виртуальные лаборатории, которые помогут юным исследователям изучить химические реакции и свойства веществ, сконструировать и запрограммировать своего собственного робота или воссоздать множество экспериментов по физике, химии, технологии и даже позволят превратить цифровое пространство в место виртуальных поединков. Также в МЭШ внедряются и решения на базе искусственного интеллекта, которые взаимодействуют с пользователем в режиме реального времени, анализируют и определяют темы, в освоении которых есть трудности, и выстраивают индивидуальную учебную программу».
В Японии уже работает первая VR-школа в метавселенной — «Юси Кокусай». Классы проходят заочно, поэтому их могут посещать дети из любой точки мира, а VR-оборудование предоставляется ученикам бесплатно. В учебную программу включены не только общие курсы, но и персональные рекомендации, которые работают на конкретные цели каждого ученика. Помимо уроков, в виртуальной школе, как и в любой другой, будут проходить внеучебные мероприятия — культурные фестивали и киберспортивные соревнования.
Детям дошкольного возраста тоже важно, чтобы образование было интерактивным. Например, в приложении «Английский с Элом» от Skyeng на платформе SberPortal ребенок отправляется в путешествие по разным странам с марсианином Элом и выучивает первые 135 английских слов. По задумке разработчиков, нужно складывать карточки с буквами в слова на столе перед устройством, на котором запущено приложение, система распознает речь ребенка, а камера считывает слова со сложенных карточек.
Учиться в классе и удаленно
Гибридная модель образования — комбинация очного и онлайн-форматов — закрепится в стандартах благодаря адаптивности.
Например, онлайн-школа «Фоксфорд» дает возможность не прерывать обучение детям, которые по различным причинам переезжают вместе с родителями. При условии исключительно офлайн-обучения им приходилось бы срочно искать новую школу, а «Фоксфорд» позволяет закончить учебный год, параллельно подыскивая другую школу. Для тех, кто учится в 10–11-х классах и готовится к ЕГЭ, онлайн-обучение дополняет учебу в обычной школе.
Гибридная модель помогает построить гибкое расписание студентов, развивать международное сотрудничество, ведь студент и преподаватель могут быть в любой точке планеты. Смешанное обучение снижает затраты и делает образование более доступным.
Гибридные программы предлагают ведущие университеты, включая НИУ ВШЭ. В 2025 году будут успешно развиваться образовательные проекты по модели Московской электронной школы и онлайн-платформы «Сферум». В сервисе «Сферум» больше 20 млн педагогов, МЭШ используют свыше 3 млн столичных пользователей.
Ставка на кибербезопасность
В 2025 году образовательные учреждения и платформы будут активно защищать информацию от утечек и кибератак. Кибератаки могут привести к финансовым потерям и подрыву доверия к учебным заведениям. Например, в феврале 2023 года, предположительно, хакеры взломали систему государственных школ Миннеаполиса. Они выкрали личные данные детей, среди которых были номера социального страхования, данные школьной службы безопасности и информация о сексуальных домогательствах и психиатрических заключениях. Сначала мошенники требовали от властей округа выкуп, а потом выложили информацию в открытый доступ.
По словам Евгения Комаренко, кибербезопасность всегда является крайне актуальной темой. К таким угрозам относятся кибербуллинг, фишинг, вишинг и другие виды мошенничества. Поэтому важнейшей задачей при создании и развитии цифровых сервисов является обеспечение безопасности и защищенности обрабатываемых данных.
Создание экосистемы цифрового контента
Университеты, онлайн-платформы, программы корпоративного обучения и образовательные инициативы будут объединяться в экосистемы ― сети взаимосвязанных платформ, которые создают целостную среду.
Представьте, что университет предлагает традиционные очные курсы, а онлайн-платформа ― доступ к дополнительным лекциям, тестам и другим материалам. В результате студент может учиться как в аудитории, так и через интернет, получая доступ к большему количеству знаний.
С помощью экосистемы можно сделать образование более доступным. Цифровая школа «СберКласс» предоставляет образовательные ресурсы в удаленные регионы страны, давая каждому возможность получать знания. К подобным инструментам относятся и проекты «Яндекс Класс» и «Яндекс Учебник». Школьный учитель информатики может использовать их готовые материалы для уроков и домашних заданий, пробные варианты для подготовки к ЕГЭ, удобную инфраструктуру для управления классом. А у НИУ ВШЭ есть пятый кампус в цифровом пространстве, где все желающие могут пройти курсы и даже стать бакалавром или магистром онлайн.
Микро- и нанообучение станут повсеместными
Короткие периоды обучения могут существенно улучшить запоминание. Это особенно актуально в мире, где информации становится больше, а внимание рассеивается.
10–15 минут в день на урок найти проще, чем час на полноценную лекцию. В случае с нанообразованием речь идет о двух-пяти минутах. Это полезно для повторения информации или обучения конкретным навыкам, например настройке функций приложений или выполнению задач в таблицах.Такие платформы, как Duolingo, популяризировали подход, разбивая сложные темы на удобоваримые десятиминутные сегменты. У Skillbox есть больше 500 мини-курсов, а «Нетология» предлагает игры, тесты, короткие тренировки и ролики в дополнение к лекциям и домашним работам.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.