Об авторе: Иван Костык, директор по продуктовому менеджменту «Т1 Цифровая Академия».
Кто такой координатор образовательных онлайн-платформ
Во время пандемии стало понятно, что большая часть обучения перейдет в онлайн. С тех пор российский рынок EdTech вырос на миллиарды рублей. В гонке за внимание студентов участвуют и университеты, и корпорации. Исследования показывают, что около половины россиян рассматривают для себя такой формат учебы.
Чтобы обеспечить старт и прохождение курса, необходим координатор. Специалист обеспечивает эффективное функционирование платформ и онлайн-курсов, организует учебный процесс и взаимодействие между его участниками — преподавателями, студентами и специалистами технической поддержки.
Чем занимается
Если коротко, то управляет процессом проведения курса и обслуживания образовательной онлайн-платформы.
Важно не путать координатора и методиста. Методист — это педагог (или андролог, если обучение разрабатывается для взрослых), который выбирает подходящие методики, чтобы знания и навыки передавались эффективно. Координатор же сопровождает образовательный процесс. Он курирует и контролирует, как идет обучение, мотивирует отстающих закончить программу.
Обычно в обязанности координатора входят:
- Организация образовательного процесса. Специалист обеспечивает старт обучения, его прохождение и завершение. Ему необходимо сопровождать участников курса и помогать им в решении любых возникающих вопросов, будь то сложности с авторизацией или обратная связь от преподавателя.
- Мониторинг и анализ. Важной задачей координатора является контроль процесса обучения. Специалист следит за успеваемостью студентов, их активностью на платформе, эффективностью используемых методик и инструментов. Большая часть работы — анализ обратной связи и последующая доработка курсов.
- Администрирование платформы. Координатор отвечает за поддержку образовательной онлайн-платформы, управляет контентом и пользовательским доступом. Он запускает потоки, исправляет базовые ошибки в программах и работает со статистикой. Если находит техническую проблему в работе платформы, которую не может решить, передает задачу системному администратору.
Основные навыки координатора образовательных онлайн-платформ
Зачастую в небольших компаниях и стартапах координатор выполняет в том числе обязанности сборщика, проджект-менеджера, методиста и куратора. Такой универсальный специалист имеет ряд преимуществ для организации. Например, он досконально знает курс, обеспечивает поддержку пользователей, настраивает систему управления обучением (LMS) и содействует взаимодействию с преподавателями, что существенно экономит время на коммуникации между различными специалистами. Однако подобных универсальных кадров очень мало, и стоят они гораздо дороже других специалистов на рынке.
Поскольку работа координатора сочетает в себе технический и менеджерский функционал, важно, чтобы специалист обладал не только развитыми hard skills, но и умел работать с людьми. В числе основных навыков:
- Техническая грамотность. Координатор должен хорошо разбираться в современных технологиях и ПО, которые востребованы в онлайн-образовании. Например, один из заметных трендов — внедрение в платформы ИИ для краткого пересказа информации или написания текстов. Не лишними будут и знания в области, которой посвящены курсы на платформе.
- Организаторские способности. Высоко ценится способность эффективно управлять большой командой и планировать различные аспекты работы платформы — от расписания курсов до управления обучающими ресурсами.
- Коммуникабельность. В задачи координатора входит работа со всеми участниками процесса обучения. Умение ясно и доступно объяснять сложные явления и налаживать взаимодействие критически важно в работе координатора.
- Аналитические навыки. Специалисту точно понадобится способность собирать и анализировать данные, чтобы улучшать учебный процесс и материалы, а также адаптировать курсы под потребности студентов.
Тренды профессии
Рынок онлайн-образования в 2023 году показал существенный прирост: его объемы увеличились более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. В целом российский EdTech с 2019 по 2023 год утроился в денежном выражении — темпы в несколько раз опережают общемировые. Участники рынка ожидают дальнейшего роста и усиления конкуренции, ведь потенциал для развития у образовательных платформ все еще большой. А значит, спрос на специалистов, которые будут сопровождать и обеспечивать качественный пользовательский опыт в рамках онлайн-курсов, будет только расти.
Основные тренды, которые скажутся на востребованности профессии:
- Дефицит кадров. Особенно в сфере IT и других высокотехнологичных отраслях. В ситуации, когда экономике не хватает миллионов рабочих рук, онлайн-образование может стать спасательным кругом для компаний, которые особенно остро ощущают нехватку специалистов.
- Рост интереса к новым профессиям. Около трети россиян хотели бы сменить профессию, причем большинство из них в возрасте от 25 до 44 лет. Онлайн-образование за счет гибкости и большого разнообразия нишевых программ позволяет людям находить новые интересные специальности, а значит, востребованность платформ будет расти.
- Интерес к онлайну. Дистанционный формат обучения предпочитают 45% российской молодежи — людей возрастом от 18 до 35 лет. В то же время очную форму выбрали бы только 16%. Дистанционный формат не просто удобен, он дает возможность получить качественное образование ученикам из небольших и удаленных населенных пунктов.
- Корпоративный интерес. Собственные образовательные платформы активно запускает крупный бизнес, также онлайн-курсы используются для повышения квалификации и переобучения сотрудников и внутри компании.
Как стать координатором образовательных онлайн-платформ
У профессии довольно понятный карьерный трек. Поскольку роль координатора находится на стыке управленческой, технической и образовательной сферы, в качестве первого образования могут выступать менеджерские или педагогические факультеты.
Однако для качественного профессионального развития понадобятся дипломы в обеих областях — в этом случае при выборе направления магистратуры можно обратить внимание на программы образовательного менеджмента, а также управления проектами с дополнительным повышением квалификации в сфере образования.