Об авторе: Антон Гришин, генеральный директор маркетплейса онлайн-курсов Tutortop.
По данным Smart Ranking, выручка топ-100 компаний за третий квартал 2023 года составила 31,4 млрд руб., что примерно на 38% выше, чем в третьем квартале прошлого года, и на 22% выше, чем за предыдущий квартал. Лидеры рынка ДПО — Skillbox, «Яндекс Практикум», «Нетология», GeekBrains, Ultimate Education — плотно заняли миллиардные позиции по объему годовой выручки. По прогнозам аналитиков, рынок EdTech в 2023 году составит не менее 125 млрд руб.
На рынке сохранился спрос на IT, а также вырос интерес к обучению в сегменте лайфстайл-курсов. Ведущие игроки EdTech объединились в Ассоциацию цифровых инноваций в образовании (РАЦИО). Изучаем, что еще произошло в онлайн-образовании за 2023-й и чего ждать от EdTech в новом году.
Что происходило с рынком весь год
2023-й стал для EdTech-брендов годом перемен в процессах: образовательные платформы перестраивали маркетинговые каналы, адаптировались к новым рекламным инструментам, улучшали программы курсов, оптимизировали бизнес-процессы и усиливали кадровые составы. Это помогло вернуть былой интерес к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) и позволило ему сохранить позиции крупнейшего сегмента российского EdTech. По данным «Платформы ОФД», продажи по итогам первого полугодия в сегменте выросли на 53% относительно предыдущего года. В Tutortop ощутили рост спроса на отдельные направления ДПО; отмечают положительную динамику и ведущие игроки онлайн-образования.
Генеральный директор Eduson Елена Масолова поделилась, что проект вырос с 40 млн до 120 млн руб. в месяц (более 1 млрд руб. выручки по году), причем росли все вертикали: быстрее всего — менеджмент, медленнее всего — IT. Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии», рассказала, что интерес к курсам программирования, дизайна и аналитики в третьем квартале возобновился после небольшого падения и именно в этих направлениях ожидается наибольший рост.
Генеральный директор Ultimate Education Павел Мосейкин отметил, что сегмент ДПО весь год показывал положительную динамику и по итогам 2023-го сохранит рост на уровне 30% год к году. Ultimate Education показывает рост из квартала в квартал в пределах 60–72%, а прогнозируемая выручка холдинга за 2023 год составит около 2 млрд руб. Мосейкин уверен, что ДПО в целом сохранит лидерство по объему выручки в этом и следующем году: «На рынке сохраняется устойчивый спрос на взрослое профессиональное образование, что связано с высоким уровнем нехватки квалифицированных специалистов».
Рост спроса на лайфстайл-курсы
Тренд на изучение курсов лайфстайла усиливался с 2020 года. Во время пандемии и нестабильного 2022 года интерес к психологии закономерно рос — люди пытались справляться со стрессом и искать ответы в условиях неопределенности. Пик направления пришелся на 2023 год. Согласно результатам исследования банка «Точка» и платформы GetCourse, самую сильную динамику показывает тема «Психология»: выручка в сфере в 2023 году выросла более чем на 100% относительно 2022-го. Рост интереса к курсам по психологии подтверждает генеральный директор «Нетологии».
Марианна Снигирева:
«Лайфстайл — относительно новое для нас направление, которое сейчас активно развивается. В нашей линейке есть курсы по психологии, здоровью, повышению продуктивности и хобби. Самые востребованные темы — психология и работа с речью. Спрос на это направление, вероятно, продолжит расти, поэтому в следующем году мы планируем и дальше развивать эту линейку».
В Tutortop также вырос спрос на курсы по психологии, и мы видим в направлении лайфстайл-курсов потенциал.
Чего ждать рынку EdTech в 2024 году
Спрос на ДПО
В новом году ожидается укрепление позиции онлайн-образования в российской экономике, что создаст условия для усиления госрегулирования в данной области. Работодатели также будут диктовать рынку образования новые правила: сейчас нужны специалисты, готовые к постоянным изменениям. Это касается маркетинга, продаж, IT и развития цифровых продуктов. Поэтому назрел перекос с годового обучения профессиям на короткие навыковые программы по два-четыре месяца с упором на практику и сокращением методической части. Рост спроса на курсы ДПО продолжится.
Артем Казаков, операционный директор Careerist и ex-CCO Skillbox:
«Этому способствует тренд на интерактивные форматы в ДПО. Они позволяют повысить вовлеченность и мотивацию обучающихся, а геймификация усиливает эффективность усвоения материала. Так что дальнейшее развитие подобных решений выглядит позитивно».
Генеральный директор Ultimate Education Павел Мосейкин уверен, что спрос на онлайн-образование в целом еще имеет потенциал для роста: «Ситуация на рынке труда постоянно меняется, и все больше людей стремятся к постоянному обучению и повышению квалификации, а также не боятся сменить сферу деятельности, чтобы оставаться конкурентоспособными». Эксперт прогнозирует, что сегмент продолжит расти в пределах 30%.
Хотя сегмент ДПО, скорее всего, продолжит расти и будут ярко проявлены сезонные факторы, кратного увеличения можно не ожидать. Рынок уже насыщен образовательными программами, конкуренция и требования к качеству курсов ужесточаются, а спрос пользователей на реальные отзывы о продуктах школ остается высоким. Марианна Снигирева прогнозирует рост сегмента ДПО в 2024 году в диапазоне 15–20%, с чем я склонен согласиться.
Запросы IT-сектора
По данным Всемирного экономического форума, в топ-10 профессий вошли аналитики, специалисты в области ИИ, big data и машинного обучения. И, по прогнозам, они сохранят ведущие позиции вплоть до 2025 года.
В 2024 году наиболее востребованными будут курсы направления «Аналитика» — цифровизация экономики России, растущий спрос на специалистов и нехватка кадров в нише зададут на это тренд. Мы прогнозируем бум на курсы по нейронным сетям — в 2023 году они показали рост спроса, там видна устойчивая динамика. Генеральный директор «Яндекс Практикума» Илья Курмышев согласен, что профессии IT-сектора продолжат лидировать на волне сохраняющегося дефицита кадров в отрасли.
Также будут появляться нишевые специализации, которые находятся на стыке дисциплин: например, маркетолог с навыками промтинга, дизайнер с навыками тюнинга результатов ИИ.
Владимир Синицын, операционный директор Bang Bang Education:
«В 2023 году мы запустили IT-направление и планируем стать мультидисциплинарной площадкой, объединяющей дизайн и IT. Запуск этого направления позволит студентам формировать новые связи в рамках сообщества: мы создаем среду, где дизайнеры могут встречаться и взаимодействовать с представителями IT-профессий (разработчиками, тестировщиками, аналитиками, продакт-менеджерами)».
Рост популярности курсов по маркетингу
Направление маркетинга после падения в 2022 году ждет вторая жизнь: вырастет спрос на обучение мессенджер-маркетингу, продуктовому маркетингу, а также на курсы по автоворонкам. Поскольку рекламные каналы перегреты, у бизнеса растет запрос на работу с текущей базой на разных этапах воронки.
Также сохранится тенденция нишевых специализаций в маркетинге, заточенных на определенные площадки: маркетплейсы, «Авито» (уже несколько лет зарождается специализация «авитолог»). Мы заметили спрос на нишевые маркетинговые курсы и убеждены, что в новом году тренд усилится.
Рост стоимости курсов
Перспектива роста цен на обучение велика. Однако, если ставка по кредитным продуктам сохранится в диапазоне до 19–20%, то повышение не должно быть значительным. Алексей Ротозей, генеральный директор кредитного брокера PayToday.online, отметил, что в 2023 году ключевая ставка ЦБ выросла с 7,5 до 16%, но дополнительные скидки будущим абитуриентам помогли сохранить доступность кредитов и поддерживать спрос на онлайн-образование. Однако в новом году рост цен на образовательные курсы вполне возможен.
Алексей Ротозей:
«Глава ЦБ ясно дала понять, что высокие ставки с нами надолго. Отсюда получается, что, вслед за ростом ключевой, ставки по кредитам будут повышаться во всех нишах и сегмент образования не станет исключением».
Илья Курмышев полагает, что цена на обучение вырастет до 10% в оптимистичном варианте и более 20% в пессимистичном. Наиболее важными факторами роста цен эксперт считает ускоряющуюся инфляцию, а также перегрев рынка труда — это приведет к повышению зарплат преподавателей и наставников на курсах и, как следствие, спровоцирует повышение себестоимости продукта.
Консолидация игроков
Все перечисленные факторы говорят о том, что рынок EdTech в России уже сформировался: его лидеры борются не только за захват новых аудиторий, но и за внимание своего пользователя, а также объединяются между собой. Важным событием для игроков стало создание Ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО).
Павел Мосейкин:
«2024 год станет годом активной работы РАЦИО. Среди важных целей ассоциации — содействие легитимизации отрасли, разработка стандартов качества и методических материалов, закрепление требований к образовательным программам и этических принципов конкуренции на рынке, а также признание роли EdTech в формировании кадрового потенциала и развитии экономики страны».
Илья Курмышев уверен, что в 2024 году продолжится консолидация EdTech вокруг крупных игроков IT-рынка. Также эксперт отметил, что в новом году начнут снижаться инвестиции в отрасль, поскольку возрастут финансовые требования к проектам: «Если раньше онлайн-платформы много инвестировали в рост и захват доли рынка и часто были планово убыточными, то сейчас возрастет требование к окупаемости подобных бизнесов».