Кто такой корпоративный антрополог
Корпоративный антрополог — это специалист, который изучает культуру компании, неофициальные связи и поведение в коллективе, чтобы извлечь из этого ценные для бизнеса уроки. Его выводы основываются не на формальных доводах в пользу эффективности или сухой аналитике, а на бытовом положении дел.
Например, менеджеры могут пригласить на завод работников, регулярно перевыполняющих план, в надежде, что остальные последуют хорошему примеру. Но, как показывает практика, продуктивность не вырастет. Другие сотрудники попросят новичков работать как все, чтобы начальство не задирало установленную планку для получения премии. Такие неформальные связи и отслеживают корпоративные антропологи.
Чем занимается корпоративный антрополог
Эти специалисты используют разные методы из антропологии, этнографии и социологии. Один из ключевых инструментов в их арсенале — включенное наблюдение. Это качественное исследование, которое предполагает разную степень вовлеченности — от простого наблюдения до непосредственного участия.
Методику включенного наблюдения используют, когда хотят больше узнать о жизни разных групп людей. Например, ученый может внедриться в закрытую религиозную общину или установить контакт с изолированным племенем туземцев, чтобы понять, как все устроено изнутри. Корпоративные антропологи воспринимают компанию как такое же обособленное сообщество со своими неформальными законами.
Специалисты по корпоративной антропологии также проводят глубинные интервью и неформальные беседы с сотрудниками и руководством, изучают обстановку в офисе, невербальное поведение, графики, процессы и мероприятия и отношение работников к ним. Из полученных сведений извлекают инсайты, которые помогают улучшить внутренние коммуникации и наладить взаимодействие между отдельными людьми или подразделениями компании.
Навыки, необходимые корпоративному антропологу
В профессии понадобятся базовые знания по антропологии, которые включают в себя в том числе социальный и культурный разделы этой науки. Именно они фокусируются на исследовании разных сообществ. Однако для успешного карьерного роста будут полезны и дополнительные навыки:
- мультиязычность и мультикультурность, чтобы общаться и понимать разных людей;
- критическое и аналитическое мышление для правильного сбора, оценки и интерпретации информации;
- знание корпоративного права, которое поможет ориентироваться в ограничениях и обязанностях разных сторон в компании;
- коммуникабельность и навыки презентации, чтобы доносить свои идеи и давать грамотную обратную связь.
Тренды и направления профессии
Как эксперты по корпоративной культуре, антропологи в компаниях могут стать полезными участниками в создании EVP — ценностного предложения работодателя. Это набор преимуществ, характерных для конкретной организации. Они могут сильно влиять на решения соискателей при выборе места работы.
Грамотно сформулированное EVP может на 39% увеличить число откликов на вакансии в целом, на 24% сократить срок закрытия вакансий и на 18% повысить количество резюме, поступающих от высокопотенциальных кандидатов. Исследования корпоративного антрополога помогут выявить и правильно транслировать ценности, которые компания может предложить сотрудникам.
Развитие бренда работодателя — образа компании в глазах соискателей — еще одно важное направление, в котором пригодятся корпоративные антропологи. По данным компании по оценке качества рабочих мест Great Place To Work, организации, уделяющие достаточно внимания своему бренду, обладают более высокой производительностью, рентабельностью и устойчивостью во время кризисов, чем их конкуренты.
Откуда и когда придет профессия
Корпоративная антропология приходит к нам из классической науки о разных человеческих сообществах. Первые эксперименты по наблюдению за сотрудниками конкретных производств как за обособленными группами начались в 20-х годах прошлого века.
С развитием менеджерских подходов и появлением новых структур бизнеса компании все больше стали нуждаться в специалистах по корпоративной антропологии. В 1996 году впервые ввели термин «бренд работодателя», что положило начало многочисленным исследованиям в этой области.
Сегодня корпоративных антропологов нанимают гиганты вроде Intel и Nokia. Эксперты по этому направлению издают книги для топ-менеджеров, где сравнивают коллективы корпораций с племенами, у которых есть свои обычаи, устои и ритуалы.
Как стать корпоративным антропологом
Культурную и социальную антропологию в вузах изучают на программах по антропологии и этнологии, но базовые знания для старта в профессии получают и на других образовательных направлениях. Нужные навыки дает образование в сфере психологии и социологии.
После обучения найти работу в этой области можно и в профильной организации, целенаправленно занимающейся антропологическими исследованиями корпораций. Среди них, например, «Академия социальных технологий».