5 шагов к созданию актуальной вузовской программы

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Абитуриенты хотят получать актуальные навыки и компетенции. Но вузам не так просто подстраиваться под постоянные изменения рынка труда. Разбираемся, как соединить образовательные стандарты с требованиями работодателей

Об авторах:

  • Ольга Захарова, продуктовый методолог направления «Высшее образование» в «Нетологии»;
  • Наиля Халилова, руководитель группы педагогических дизайнеров направления «Высшее образование» в «Нетологии».

Чтобы разработать программу, обучаясь на которой студенты будут получать актуальные знания и востребованные навыки, необходимо учесть множество требований. Уже более трех лет наша команда направления «Высшее образование» создает программы для онлайн-магистратур и бакалавриатов в партнерстве с вузами (НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, Финансовый университет и другие). За три года мы открыли девять магистерских программ, на которых обучаются почти 400 студентов и выпустились уже 135 дипломированных специалистов, а сейчас готовим три новых бакалавриата. Для создания совместных программ мы опираемся на методологию, разработанную в «Нетологии»: ее адаптировали под специфику высшего образования и требования вузов.

Какие особенности высшего образования нужно учитывать

Основная цель программ высшего образования — готовить специалистов к практической работе в определенной отрасли. Поэтому методистам и педдизайнерам необходимо учитывать требования рынка труда и выстраивать процесс разработки так, чтобы гибко менять содержание с учетом постоянных изменений в индустрии.

Преимущество программ высшего образования в том, что они соединяют в себе фундаментальное и прикладное обучение. С одной стороны, они формируют картину мира, развивают мышление и надпрофессиональные навыки. С другой стороны, позволяют овладеть жесткими и гибкими навыками, освоить прикладные инструменты и современные методики, необходимые для выполнения конкретных рабочих задач. В результате выпускники могут не только успешно трудоустроиться, но и оставаться востребованными даже в ситуации изменения рынка.

Разработчикам программ необходимо учитывать:

  • запросы рынка труда — изучать актуальные требования работодателей, должностные обязанности и тренды развития отраслей;
  • профессиональные стандарты — соотносить содержание программы с набором тех компетенций, которые обозначены сообществом специалистов и закреплены Министерством труда;
  • федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — включать в образовательную программу универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции;
  • требования вуза к образовательной программе — сохранять принятую в вузе структуру обучения компетенциям, а также соблюдать различные регламенты по процессу обучения, системе оценивания, порядку прохождения практики, аттестации и ВКР.

Чтобы соединить все эти требования, мы выстроили собственный подход к разработке учебной программы. Он состоит из нескольких этапов.

Фото:Freepik
Экономика образования Что такое дистанционное высшее образование и как его получить

5 этапов проектирования программы

1-й этап. Кабинетное исследование

На первом этапе необходимо обзорно изучить рынок труда. Для этого мы проводим кабинетное исследование, или Desk Research, которое включает:

  1. Скоринг вакансий. Собираем должностные обязанности и требования работодателей. Определяем, какими инструментами, жесткими и гибкими навыками должен обладать специалист в выбранной нами профессии.
  2. Трендвотчинг. Изучаем исследования и прогнозы в сфере, где будут работать будущие специалисты.

Это помогает составить общую картину профессии и учесть изменения, которые могут потребоваться для последующей актуализации программы.

2-й этап. Составление skill set

Когда сформировано общее понимание профессии, необходимо посмотреть на нее глубже: уточнить детальные требования работодателей и собрать подробный список навыков будущего специалиста. Для этого мы проводим:

  1. Интервью с экспертами. Общаемся с работодателями и практикующими специалистами, сверяем и дополняем список жестких и гибких навыков, которыми должен обладать профессионал.
  2. Составление драфта skill set. Создаем подробную схему, которая позволяет систематизировать все требования к специалисту. Связанные навыки объединяем в группы и таким образом формируем отдельные компетенции.

В результате получается универсальный портрет специалиста с точки зрения рынка труда.

3-й этап. Сопоставление skill set с требованиями высшего образования

Далее необходимо доработать получившийся список навыков и компетенций с учетом всех требований высшего образования. Для этого мы сверяем skill set:

1) с профессиональными стандартами. Проверяем, что мы составили полную картину профессии и ничего не упустили. Профстандарты помогают структурировать информацию, полученную в результате скоринга вакансий и интервью с экспертами;

2) с требованиями и стандартами вуза, разработанными на основе ФГОС. Сначала соотносим skill set с профессиональными компетенциями (ПК) университета. Если в них не хватает каких-то компетенций и навыков, то дополняем ПК в соответствии с драфтом skill set. Это наиболее эффективный путь. Поэтому в большинстве случаев мы не адаптируем список компетенций к существующим ПК, а сами формулируем их вместе с вузом-партнером.

Затем наращиваем драфт skill set в соответствии с остальными компетенциями. Соотносим универсальные и общепрофессиональные с гибкими навыками и дополняем их согласно тем, что обозначены в стандарте вуза. В результате все компетенции из skill set группируются в соответствии с требованиями учебного заведения.

На итоговой схеме все компетенции сгруппированы по нескольким типам с учетом особенностей конкретного вуза: например, в этом скиллсете есть профессиональные и общепрофессиональные компетенции, а универсальные разделены на ключевые и надпрофильные
На итоговой схеме все компетенции сгруппированы по нескольким типам с учетом особенностей конкретного вуза: например, в этом скиллсете есть профессиональные и общепрофессиональные компетенции, а универсальные разделены на ключевые и надпрофильные

После такой сверки драфт превращается в полноценный skill set, в котором объединены требования рынка, профессиональных и образовательных стандартов, а также учтены особенности каждого конкретного вуза. Благодаря этому методическая команда понимает, как спроектировать дисциплины, какое содержание в них закладывать и как сохранить культурный код вуза.

4-й этап. Создание матрицы компетенций

Далее можно переходить к созданию структуры образовательной программы. Для этого мы используем МаКо — методологию, разработанную в «Нетологии». Она соединяет компетентностный подход и модульную систему.

Матрица компетенций позволяет составить подробный список компетенций специалиста, разложить их на конкретные действия и сформулировать точные критерии оценки его умений.
Экономика образования Матрица компетенций в образовании: чем она помогает учащимся

Создание матрицы компетенций проходит в две стадии:

  1. Разработка матрицы. На основе skill set мы создаем таблицу, в которой описана каждая компетенция и составляющие ее навыки. Каждый навык ранжируется по уровню и подразделяется на отдельные знания и умения.

    Например, одна из компетенций продуктового дизайнера — проведение UX-исследований. Один из ее навыков — сбор требований от заказчика. Он выражается в четырех индикаторах: знание типов заказчиков и умение выстраивать с ними коммуникацию, навык составления вопросов для брифа, умение брифовать заказчика и формулировать требования к решению и конечному продукту.

  2. Верификация. Готовую матрицу согласовывает академический руководитель программы. Он оценивает, все ли требования стандартов соблюдены и получилась ли целостная картина профессии, включая все необходимые компетенции.

Матрица позволяет детализировать компетенции до конкретных знаний и умений, а также определить перечень дисциплин, их последовательность, объем и глубину изучения.

5-й этап. Разработка содержания программы

Матрица компетенций ложится в основу образовательной программы: мы опираемся на нее при разработке общей структуры, отдельных дисциплин и занятий. Эта работа организована так:

  1. Подготовка структуры. Педдизайнер составляет учебный план: формирует перечень дисциплин, проверяет, что они включают все компетенции и выстроены в логичной последовательности. Так, чтобы студенты могли последовательно развивать навыки и постепенно углублять знания в профессиональной области.

    Как правило, одна компетенция раскрывается в нескольких дисциплинах. В онлайн-магистратуре по продуктовому дизайну компетенция «проведение UX-исследований» поочередно изучается в дисциплинах «UX-исследования», Research Ops и «Основы проектирования пользовательского опыта». Каждый навык раскрывается в отдельном занятии, а знания и умения — в отдельных заданиях и материалах. Например, в дисциплине Research Ops на отдельном занятии отрабатывается навык по сбору требований заказчика.

  2. Разработка содержания. После того как компетенции распределены по дисциплинам, преподаватели вместе с педдизайнерами занимаются их наполнением. Благодаря матрице компетенций у них есть готовая и проверенная структура их дисциплины: понятно, из каких занятий она будет состоять и каким должен быть результат обучения.

    То, что знания и умения сформулированы в виде деятельностных индикаторов, помогает преподавателю понять, какие действия должен будет выполнять специалист. Становится проще определить, в каком виде нужно дать материалы и задания, чтобы студенты могли развить конкретный навык. В итоге получается единая программа, в которой логично соединены все дисциплины.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как пройти онлайн-курсы до конца и получить максимум пользы

Кто участвует в проектировании программы

Безусловно, такой подход требует больше времени и ресурсов как для проведения исследований, так и для проработки содержания дисциплин. Если обычно за содержательное наполнение дисциплин в вузе отвечают преподаватели, а учебно-методический отдел следит за соблюдением обязательных требований к программе, то при применении нашего подхода в проектировании участвует более широкая команда.

На начальных этапах команда маркетинга и продюсер разрабатывают общую концепцию. Они участвуют в изучении рынка, проведении интервью с экспертами и формируют драфт skill set. После этого к работе подключаются педдизайнеры «Нетологии». Они участвуют в глубинных интервью, уточняют и дорабатывают skill set, составляют матрицу компетенций и отвечают за разработку контента дисциплин. Академический руководитель программы следит за соответствием содержания программы образовательным стандартам, требованиям университета и рынка.

За наполнение дисциплин отвечают преподаватели вуза и эксперты рынка. Чтобы обучать актуальным прикладным инструментам и подходам, мы привлекаем к работе на программе практикующих специалистов. Разработкой материалов и подготовкой к занятиям они занимаются вместе с педдизайнерами. Преподавателям вуза может помогать методическая команда университета. Дополнительно мы проводим совместные заседания кафедр, на которых обсуждаем единство программы, делимся подходами к проектированию программы и контента.

Как применять такой подход и что он дает

Создание программ высшего образования в соответствии с запросами рынка и поддержанием их в актуальном состоянии сначала может казаться сложной задачей. Но она выполнима: требования к конкретным навыкам и инструментам логично встраиваются в общую структуру государственных стандартов, не противоречат им, а уточняют и позволяют дополнять учебную программу практико-ориентированными элементами.

Наша работа начинается с исследования рынка и составления skill set. В принципе, можно и наоборот — дополнять образовательные стандарты актуальными инструментами и навыками. Так мы делали при создании первых программ, но поняли, что это менее эффективный путь: чтобы создать целостное обучение профессии, важно понимать, как были разработаны сами компетенции. Поэтому мы постепенно внедрили новый подход.

Его можно применять не только для создания новых программ, но и для обновления существующих. Для этого мы проводим повторное исследование рынка, анализируем актуальность заложенных в программу компетенций и навыков и обновляем учебные планы. Затем дополняем программу недостающими навыками и исключаем неактуальные.

Обновлено 16.08.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть