Об авторе: Елена Куликова, руководитель отдела по работе с экспертами в «Нетологии».
Об экспертах — преподаватели различных курсов «Нетологии»:
- Артем Кашехлебов, стратегический директор и сооснователь агентства Sensesay, эксперт курса «Бренд-менеджер»;
- Татьяна Егорова, заместитель руководителя департамента интеграционных решений по вопросам промышленной кибербезопасности ООО «КСБ-СОФТ» и эксперт курса «Инженер по автоматизации»;
- Иван Макаров, руководитель группы по работе с медиа в проекте «Новости» на «Дзен.ру» и эксперт совместной онлайн-магистратуры «Нетологии» и ТГУ «Управление контентом и медиапроектами»;
- Александр Крылов, Team Lead Devops, соавтор и соведущий подкаста ProITStand и эксперт курса «DevOps-инженер»;
- Даниил Корбут, Machine Learning Engineer в Amazon Alexa и эксперт курса «Машинное обучение»;
- Андрей Григорьев, CEO GetShop.TV, эксперт курсов «Продакт-менеджер» и «Директор по интернет-маркетингу».
Чтобы сократить разрыв между ожиданиями работодателей и реальными компетенциями выпускников, образовательные онлайн-платформы приглашают экспертов-практиков обучать новые кадры для рынка. Но зачем опытным специалистам дополнительная нагрузка и какие преимущества она дает?
Причина № 1. Источник постоянного развития
Идея lifelong learning многим набила оскомину, но сейчас это не просто теория, а факт: чтобы оставаться востребованным, важно постоянно совершенствовать свои навыки и знания. Преподавание — один из способов всегда оставаться в курсе трендов профессии, ведь, обучая других, мы учимся сами. В процессе подготовки к занятию экспертам приходится регулярно читать актуальную литературу, смотреть тематические видео, следить за изменениями и новостями в сфере. А создание собственных учебных материалов позволяет систематизировать и накрепко усвоить всю базовую информацию. К тому же постоянное общение со студентами заставляет регулярно повторять одни и те же простые истины — таким образом, даже на руководящей должности специалист помнит, как выполнять те или иные задачи своими руками.
Бывает и так, что ученики «приносят» непростые вопросы, ответы на которые приходится искать преподавателю. Понимание, что знаешь не все, разжигает исследовательскую искру и вдохновляет. Этот процесс «циркуляции знаний», во-первых, мотивирует продолжать профессиональное развитие, а во-вторых, помогает оценить свежим взглядом свой опыт и заново влюбиться в свое дело.
По словам Артема Кашехлебова, когда студент задает вопрос по его специальности, а он не может на него однозначно ответить, это заставляет размышлять и разбираться, обогащает понимание профессиональной области. Такие случаи мотивируют и вдохновляют, становятся точками роста в преподавании и собственной профессии.
Артем Кашехлебов:
«Как-то раз я рассказывал на вебинаре о том, как сформулировать миссию бренда, и один из студентов спросил, почему мы не используем для этого методику определения целей компании от Университета сингулярности — MTP (Massive Transformative Purpose, или «масштабная преобразующая цель»). Я не сразу придал этому значение, но записал на полях, а позже стал изучать и выяснил, что это очень хороший и понятный способ, чтобы емко определить сверхцель компании. В итоге я сделал перевод на русский язык и включил методику во все свои учебные материалы со ссылкой на первоисточник; кроме того, теперь мы постоянно используем ее с коллегами в агентстве».
Причина № 2. Развитие мягких навыков
В процессе общения со студентами и сотрудниками образовательной организации человек обретает важные качества не только для преподавания, но и для карьерного роста. Умение презентовать себя, объяснять сложные вещи простыми словами, договариваться, правильно реагировать на критику — опыт, который ценят в руководителях и тимлидах.
Многие эксперты поначалу стесняются даже включить камеру перед студентами, но после двух-трех занятий у них появляется уверенность, со временем речь человека становится спокойнее и чище, он перестает бояться неожиданных вопросов и, даже когда они ставят его в тупик, знает, как выйти из ситуации.
Татьяна Егорова считает, что опыт преподавания однозначно помогает и в основной деятельности. Во-первых, обучение кого-то помогает самому лучше разбираться в деталях. А во-вторых, преподавание — это работа с людьми, поэтому развиваются софт-скиллы и навыки работы на камеру.
Татьяна Егорова:
«Помню, на первой репетиции с командой образовательной платформы мне хотелось сказать: «Выпустите меня отсюда, пожалуйста». Со временем страх пропадает. Кроме того, развиваются навыки презентации и изложения темы, способность победить волнение и умение выдерживать тайминг. Кстати, однажды опыт ведения лекций очень помог мне в экстремальной рабочей задаче. На встречу к важному заказчику должен был поехать директор компании либо другой технический специалист, но их командировки совпали, поэтому отправили меня. Несмотря на то что с предметом разговора я была малознакома и переживала, все сложилось успешно. Выручила методическая подготовка».
Причина № 3. Развитие личного бренда
Сотрудничество с образовательными платформами открывает двери к участию в митапах и профильных конференциях, а также к публикациям в СМИ и других медиа. Как следствие — специалист получает более интересные предложения на рынке труда, ведь из двух «одинаковых» резюме с большей вероятностью выберут того, у кого есть опыт публичных выступлений и «медийный вес». Когда человека узнают по курсам и конференциям, дорога к карьерным вершинам проще.
Одного из наших преподавателей «схантили» именно таким образом — рекрутер почитал статью, написанную экспертом в рамках продвижения курса, и понял, что именно этот человек нужен в компании.
Иван Макаров:
«Понимать, что мои опыт и знания уникальны, — особое удовольствие. Пока мы готовили курс, записывали интервью, собирали учебную программу, все больше людей узнавали о моей экспертизе. Постепенно запросы на консультации стали приходить чаще, и в конце концов появилось серьезное предложение. Меня пригласили в «Магнит» на должность руководителя управления медиапродуктов. Коллеги просто увидели в нашей совместной с платформой статье ответ на свою боль. Помню первую мысль, которая возникла в момент приглашения на работу: «Ого, вот как это работает! И почему я раньше так мало экспертных материалов делал?»
Причина № 4. Ключ к хантингу талантливых кадров
Найти начинающего специалиста с большим потенциалом и перспективой развития непросто. Особенно если речь идет про диджитал-профессии: разработчики, аналитики, дизайнеры, инженеры по безопасности и другие — на вес золота. Преподавание позволяет решить и эту задачу, ведь на курсе у эксперта обучается много новичков, среди которых можно найти подающих надежды сотрудников для своей компании.
Причем у преподавателя есть возможность наблюдать за ростом студента, а это позволяет сделать более точные выводы о перспективах будущего коллеги. Кроме того, в процессе обучения люди раскрывают свои личные качества, а для ряда профессий это важно не меньше, чем знание основ предмета.
Александр Крылов:
«Когда я был Team Lead Devops в «Росгосстрахе» и искал сотрудника, я заметил очень многообещающего студента и решил пообщаться лично, узнать про мотивацию, которая привела его на курсы. Он оказался толковым и заинтересовал меня, поэтому я пригласил его на официальное собеседование с нашим HR, а после — на финальный разговор с командой. Нам с коллегами он понравился и по навыкам, и по личным качествам, поэтому предложили ему должность Middle DevOps еще во время учебы, а спустя некоторое время он вырос до Senior».
Причина № 5. Получение визы талантов
Участие в образовательной деятельности может стать одним из весомых оснований для получения визы талантов. Их выдают, например, в США, Великобритании, Франции, Португалии и других странах. Чтобы доказать миграционной службе страны, что ты способен стать полезным винтиком в ее экономике, можно сослаться на преподавательский опыт. Но важно понимать, что «полезность» рассматривается в комплексе, и не ограничиваться одним лишь этим доводом.
Даниил Корбут:
«Я уже давно живу в Лондоне и хотел получить визу талантов. Один из критериев, которым должен удовлетворять кандидат на визу, — образовательная деятельность. Это могут быть статьи в собственном блоге, проект на GitHub, проведение конференций, организация или ведение курсов. Универсального рецепта нет, потому что каждый случай рассматривается индивидуально. При этом в целом ценится количество слушателей на лекциях, количество проведенных часов, «известность» образовательной платформы, а также релевантность образовательного контента направлению визы, на которую подает кандидат».
Причина № 6. Эго, признание и социальная миссия
Сам факт того, что человек причастен к современному образовательному процессу, уже мотивирует его на новые достижения и позволяет полюбить профессию еще больше. Многие эксперты признаются, что им важно чувствовать свою значимость и причастность к воспитанию новых кадров, наблюдать за профессиональным ростом молодых специалистов.
Таким образом человек вносит свой вклад в будущее профессии, демонстрирует ответственность за уровень тех, кто придет ему на смену. И одновременно «подпитывает» свое эго, ведь это он — источник полезных знаний и ответов на все вопросы, который помогает сделать первые шаги на профессиональном поприще новичкам.
Андрей Григорьев:
«Я преподаю уже десять лет, и моя мотивация регулярно трансформируется. Когда я начинал, думал, что, подняв уровень компетенций потенциальных клиентов, мне будет проще продавать им свои продукты. Второй мотивацией было желание почувствовать свою важность и поднять экспертный статус. Со временем понял, что для меня обучение разных специалистов — это и вклад в отрасль, и некая жизненная миссия, и даже потребность — делиться. Я учу людей и через это меняю мир: помогаю менее опытным специалистам создавать продукты, которые улучшают качество жизни, и учу их зарабатывать деньги, чтобы кормить семью».
А как же финансовая мотивация?
Большинство специалистов, которые становятся преподавателями, — уже устоявшиеся и успешные в своей области профессионалы, поэтому финансовые вопросы отходят на второй план. Вряд ли зарплата эксперта образовательной платформы сможет «перебить» основной доход топ-менеджера, но вполне может стать приятным дополнением.
Чаще всего экспертами движет не один вид мотивации, а сразу несколько. Для одних преподавание — это хобби и возможность реализовать свою миссию, для других — показатель престижа, источник карьерного роста или дополнительного дохода. Главное, что в конечном счете выигрывают все: студенты учатся у практикующих специалистов области, а профессионалы развивают свои компетенции, создают личный бренд и обретают новые полезные связи.