Учитель для MBA: каким должен быть преподаватель в бизнес-школе

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В бизнес-образовании слушатели не просто обучаются, но и решают конкретные задачи и создают проекты. Во многом именно от преподавателя и его диалога со слушателями зависит, как будет воспринят и применен ценный материал
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Об авторе:

Ольга Цаплина, руководитель консалтинговой компании «Эволюция лидерства (Leadership Development)» с опытом преподавания на программах MBA в ведущих бизнес-школах (MBA МГУ «Управление взаимодействием бизнеса и государства», MBA ВШБ ГУУ, MBA Business development management РАНХиГС, MBA МШБ Финансового университета, MBA БШ МФЮА, РШУ и др).

Преподаватель бизнес-школы — это не только эксперт, носитель знаний, лицо школы бизнеса. Часто именно к нему обращаются слушатели за советом, доверяют корпоративные проблемы, обсуждают управленческие решения, а для некоторых слушателей преподаватель даже становится примером для подражания. Руководители, вдохновляясь, тоже хотят делиться своим управленческим опытом.

Согласно опросу, проведенному мной в декабре 2022 года среди слушателей и выпускников ведущих бизнес-школ, где респондентов спросили о роли и качествах преподавателя, которые они считают важными для эффективного обучения на программе Master of Business Administration (MBA), оказалось, что фактор «Профессионализм преподавателей» занимает первую строку наравне с фактором «Содержание программы MBA». Эти два показателя обошли другие параметры вроде «Управленческого уровня слушателей», «Комфорта и условий обучения», оставив на менее приоритетном месте даже «Статус учебного заведения».

Следующим важным элементом исследования стала оценка уровня важности характеристик преподавателя MBA, которые часто обозначены в профессиональных резюме на сайтах школ бизнеса, и вот на что реально обращают внимание выпускники и слушатели программы уже в процессе и по результатам обучения. 

Рейтинг важности характеристик преподавателя MBA:

  1. Практический опыт преподавателя в бизнесе.
  2. Успешный опыт преподавания на программах MBA.
  3. Высокий уровень образования преподавателя, включая MBA.
  4. Успешная деловая репутация (известность в деловых кругах, выступление спикером на конференциях, работа в консалтинге и др.).
  5. Наличие авторских разработок (методов, моделей, подходов).
  6. Наличие публикаций, статей, книг, высокий индекс цитируемости.
  7. Наличие ученой степени.

Эти факторы действительно являются важными, при этом, мы должны помнить, что, обучаясь на программе MBA, слушатели получают результат не только от одного, отдельно взятого преподавателя, а от команды преподавателей, которая формирует общую картину и управленческое видение в течение всего срока обучения, а это уже несколько иной вопрос.

Что содержит кодекс преподавателей MBA

На определенном этапе развития программ Master of Business Administration в России бизнес-школы столкнулись с тем, что у приглашенных преподавателей (а таких большинство) не хватает единой системы ценностей и приоритетов при работе со слушателями, а значит они не могут быть единой командой и транслировать то видение, которое сформировано школой и отличает ее от других. Именно поэтому, наряду с разработкой миссии и ценностей некоторые бизнес-школы задумались над разработкой кодекса, который позволил бы приоритизировать ключевые поведенческие факторы преподавателя в аудитории и при взаимодействии со слушателями в конкретной школе бизнеса. Во время моей работы в роли научного руководителя программы MBA со специализацией Human Resources я столкнулась со всеми вышеперечисленными сложностями. Поэтому я стала инициатором и разработчиком первой версии кодекса для одной из ведущих бизнес-школ в 2014 году.

Кодекс преподавателя тогда содержал такие разделы:

  1. Организация процесса обучения.
  2. Этические нормы и лояльность.
  3. Коммуникация со слушателями.
  4. Профессиональная деятельность.

Кодекс доносился до преподавателя, а он в свою очередь изучал и подписывал документ, обязуясь придерживаться его правил. Спустя время стало интересно узнать, а какие элементы Кодекса считают действительно важными слушатели и выпускники программ MBA. Поэтому в одной из частей исследования респондентам был задан вопрос: «Какие элементы, на ваш взгляд, обязательно должны быть внесены в кодекс преподавателя MBA» (в опросе необходимо было отметить не более 4-х элементов из предложенных).

И вот что считают респонденты, слушатели и выпускники MBA:

  • Постоянное повышение квалификации преподавателя — 26.0%.
  • Командный подход при работе с другими коллегами-преподавателями — 19.2%.
  • Клиентоориентированность — 17.8%.
  • Деловая этика — 17.8%.
  • Конфиденциальность информации на обучении — 11.0%.
  • Представление интересов бизнес школы в процессе обучения и за ее пределами — 8.2%.

Что интересно, элемент «Командный подход при работе с другими коллегами-преподавателями», который важен также и бизнес-школе занял второе место в рейтинге, то есть здесь интересы и приоритеты совпадают, а вот важный для школ элемент «Представление интересов бизнес-школы в процессе обучения и за ее пределами» сами слушатели считают для кодекса наименее значимым.

Профессиональные компетенции преподавателя MBA

Мы дали возможность слушателям рейтинговать компетенции по важности, опираясь на модель компетенций, созданную мной на основе многолетней практики преподавания на MBA и опыте формирования команд преподавателей бизнес-школы.

Рейтинг важности профессиональных компетенций преподавателей для слушателей и выпускников MBA:

  • Экспертные знания в преподаваемой области и дисциплине — 98%.
  • Умение систематизировать и логически представлять информацию — 97%.
  • Ориентация на результат обучения слушателя 95%.
  • Системное мышление, умение формировать связи с другими предметными областями — 93%.
  • Гибкость и адаптивность к новым условиям внешней и внутренней среды — 91%.
  • Формирование интерактивной среды обучения, управление динамикой группы — 90%.
  • Высокий уровень навыков публичных выступлений — 87%.
  • Инновационность, готовность применять новые подходы и инструменты преподавания — 86%.
  • Умение визуализировать в процессе обучения и оформлять сопроводительные материалы — 84%.

Стоит обратить внимание, что важность ни одной из компетенций не была оценена менее, чем на 84%. Этот рейтинг скорее стоит учитывать бизнес-школе при формировании команды преподавателей, оценки их работы, вклада и построении системы мотивации.

Личные качества преподавателя MBA

И еще важно оценить сам процесс взаимоотношений между слушателем и преподавателем MBA. Как правило, с рядом преподавателей на программе MBA, особенно с теми, кто вызвал интерес и расположение слушателей, а также с теми, кто впоследствии стал научным консультантом выпускной работы, у слушателей складываются доверительные и долгосрочные профессиональные отношения. Оказывается, по мнению слушателей и выпускников, это возможно лишь в том случае, если преподаватель не просто соответствует профессиональным ожиданиям, но и обладает определенным набором личных качеств.

Рейтинг важности личных качеств преподавателей по мнению слушателей и выпускников MBA:

  • Эмоциональный интеллект.
  • Харизматичность.
  • Организованность и пунктуальность.
  • Требовательность.
  • Чувство юмора.
  • Деловой внешний имидж.
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 27.12.2022
спецпроект
Лекции профессоров MBA из ведущих бизнес-школ мира уже доступны по подписке РБК Pro

Предложение для новых пользователей

Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть