Об эксперте: Константин Турчанников, CPO образовательной платформы «Учи.ру».
Не геймификация, а эдьюкейшенизация
На протяжении последних лет почти все образовательные продукты (в особенности для детей и подростков) создаются с использованием геймификации — добавления игровых элементов в учебный процесс. Феномен уже не тренд, так как это явление уже укоренилось в отрасли. Запрос от аудитории и первые образовательные стартапы, использующие методики геймификации, появились давно. Яркие примеры — сервисы для изучения иностранных языков LinguaLeo и Duolingo.
У использования игровых механик есть масса преимуществ, благодаря которым геймификация стала так популярна. Для ученика это повышение мотивации и вовлеченности, избавление от страха допустить ошибку, возможность получить удовольствие от процесса. Для EdTech — повышение уровня retention (англ. «удержание», метрика возвращаемости на площадку. — «РБК Тренды»), увеличение времени, проведенного на платформе, и количества уникальных пользователей.
В связи с этим спрос на обучение с элементами игры повышался. В конце концов специалисты EdTech пришли к термину game-based learning (обучение, основанное на играх), или эдьюкейшенизация, — добавление образовательных элементов в игры. Это больше не изучение урока в сопровождении анимированного маскота, а полноценная игра, в которой, чтобы пройти на следующий уровень или получить баллы, нужно правильно выполнить задания: решить математический пример или написать код на Python. Именно такие образовательные курсы были запущены на «Учи.ру» за последние два года: в тренажере «Магическая математика» школьники учатся в магической школе и сражаются с противниками, решая математические задачи, а в курсе «Словесная битва» дети в формате орфографической дуэли соревнуются с другими игроками; выигрывает тот, кто быстрее и грамотнее напишет услышанное слово.
Технологии, которые поддерживают учителей и преподавателей, а не заменяют их
С активным развитием нейросетей и чат-ботов все чаще поднимается вопрос о том, что искусственный интеллект может заменить живых специалистов. Однако переживать не стоит: несмотря на множество преимуществ онлайн-образования, доказано, что процесс обучения наиболее эффективен в смешанном формате. Согласно исследованию УрФУ, основным минусом полной дистанционки для большинства респондентов служит отсутствие привычного общения с преподавателем. Студенты считают, что именно харизма и манера общения лектора сильно влияют на эффективность обучения.
Растущее разнообразие решений EdTech находит способы дать учителям возможность заниматься тем, что у них получается лучше всего: преподавать. Платформы используют системы, призванные снизить когнитивные нагрузки на учителей. Боты на базе ИИ теперь помогают педагогам в разработке уроков, оценке и выставлении оценок за задания. Например, сервис «Якласс», который автоматически проверяет домашние задания и составляет отчеты об успеваемости.
С помощью цифровых технологий учителя могут создавать персонализированные программы обучения, учитывая уровень знаний и потребности учеников. Появляется все больше «умных» электронных учебников и тетрадей, делающих процесс обучения адаптивным. На западном рынке один из ярких примеров — норвежский сервис Kahoot! , позволяющий создавать персональные квизы для учеников.
Развитие soft skills
Гибкие навыки актуальны как для детей, так и для взрослых. Согласно исследованию Северо-Западного университета США с участием более 150 тыс. школьников Чикаго, в образовательных учреждениях, которые способствуют социально-эмоциональному развитию, дети лучше учатся — их средний балл по предметам выше, и они лучше сдают экзамены. А отчет LinkedIn продемонстрировал: более 90% специалистов по персоналу согласны с тем, что навыки межличностного общения очень важны для трудоустройства. EdTech-платформы разрабатывают курсы, направленные на развитие гибких навыков.
Сегодня почти у каждого EdTech в России есть программы, направленные на развитие soft skills у взрослых и детей и на решение разных задач — эффективного управления персоналом, успешной коммуникации с коллегами для достижения личных и профессиональных целей, общения со сверстниками и поиска экологичного выпуска гнева и борьбы со стрессом. В этом году новые курсы запустились на «Нетологии», Skillbox, «Учи.ру».
Взлет нишевых образовательных платформ
Поток интересующихся новыми профессиями в IT все еще большой. В прошлом году популярность курсов дополнительного образования выросла на 27%, при этом сегмент не перестает расти и сейчас: так, по итогам первого квартала мы видим рост на 21%, несмотря на ожидания экспертов, связанные с падением сегмента.
Гиганты в сфере онлайн-образования для взрослых предлагают все больше курсов, направленных на приобретение узких профессиональных навыков, необходимых профессионалам в IT, дизайне, gamedev и других областях. С помощью таких нишевых платформ пользователи могут получить знания и инструменты, необходимые для решения конкретных задач. Например, освоить дизайн презентаций предлагает школа Bonnie & Slide, создание 3D игровых моделей — Kaino, графический дизайн — Contented и самый яркий пример — геймдев-школа XYZ. По итогам прошлого года платформа показала рост в два с половиной раза выше, чем весь рынок Edtech. Так, если рынок ежегодно растет на 18%, то проект XYZ — на 49%.
Микрообучение
Микрообучение, подразумевающее курсы с небольшими фрагментами текста, короткие видеоролики, тесты и игры, в последние годы стало одним из наиболее популярных методов преподавания и обучения в интернете. Исследователи считают, что к концу года популярность такого подхода вырастет еще больше. Данные говорят сами за себя: исследование платформы для создания и продажи онлайн-курсов Thinkfic показало, что более 60% пользователей узнают что-то новое из контента в соцсетях. По данным исследования TGstat, доля подписанных на образовательные каналы в Telegram (55%) почти такая же, как и подписанных на развлекательные каналы (59%). В Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской и запрещенной в России) также пользуется популярностью познавательный контент: его просматривают 57% пользователей. А самый популярный формат видеоконтента в соцсети — туториалы (ролики, в которых пользователь показывает, как сделать что-то).
Почти все российские EdTech-компании используют микрообучение в соцсетях — размещают познавательный контент в формате коротких видеоклипов, историй, постов, квизов. Западные EdTech-компании пошли дальше. Так, в прошлом сентябре Coursera запустила сервис коротких вертикальных видео, который предоставляет пользователям доступ почти к 200 тыс. роликов и уроков. Они помогают начать изучение востребованных навыков менее чем за десять минут.
Искусственный интеллект в образовании
В последние пару лет случился настоящий бум АI-платформ, а в 2023-м с развитием ChatGPT тренд только усилился. При этом искусственный интеллект уже давно используется в EdTech для персонализации учебного плана и индивидуального подбора заданий на основе анализа ошибок и темпа обучения. В детском сегменте яркий пример — изучение английского языка с виртуальным помощником Buddy.ai. Мультяшный робот помогает детям проходить задания, объясняет правила, помогает ставить произношение.
В марте Khan Academy — веб-сайт, где размещены образовательные видеоролики, — представил Khanmigo. Это виртуальный помощник на основе искусственного интеллекта, который помогает ученикам осваивать материал, а учителям — планировать уроки и получать обратную связь от учеников.
Также в марте Duolingo представила новый формат подписки Duolingo Max на базе технологии GPT-4. Она предоставляет доступ к виртуальному помощнику, который может отвечать на вопросы, исправлять ошибки, советовать, на какие темы стоит обратить внимание, объяснять правила разными способами и приводить множество примеров. Иными словами, он способен подобрать индивидуальный подход к любому ученику.
Data driven design в создании курсов
Дизайн на основе данных — это способ разработки продукта на основе аналитических данных. При таком подходе необходимость каждого изменения или следующего шага подтверждается цифрами, статистикой, мнением пользователей, а не субъективной экспертностью, интуицией и представлениям о «хорошем» решении.
Темы последних курсов, выпущенных на «Учи.ру» в этом году, выбраны именно таким методом. Команда опрашивала родителей и учителей, какие темы вызывают наибольшие сложности у учеников начальной школы. Выяснилось, что орфография и таблица умножения — важные навыки, которые проседают у многих школьников. Так появились тренажеры «Умножай урожай» и «Словесная битва». Во время разработки нового курса проводят регулярные опросы и исследование пользователей — фиксируют, как дети справляются с заданиями, задают вопросы о визуальной составляющей курса, собирают обратную связь. Без этого инструмента сегодня не может существовать ни один успешный образовательный проект.