Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Онлайн-образование в пандемию: шоковая инновация или новые возможности?

Фото:EF Stock / Shutterstock
Фото: EF Stock / Shutterstock
В 2020 году сфера EdTech пережила взрывной рост, который вызывала самоизоляция во время пандемии коронавируса. Это открыло новые возможности для онлайн-проектов и стартапов, но обычные школы к такому оказались не готовы

Онлайн-образование или домашнее обучение?

Онлайн-образование — это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.

То, с чем столкнулись мы в период самоизоляции — это, скорее, дистанционное обучение на дому. Нюанс в том, что здесь нет единой платформы или инструмента, который решал бы все задачи. Ученикам и педагогам приходится пользоваться сразу несколькими сервисами и средствами связи, а также — обычными тетрадями и учебниками. Сам учебный процесс построен примерно так же, как и в обычной школе, без каких-либо технических новшеств.

На конференции «Открытые инновации» генеральный директор «Агентств инноваций» Алексей Парабучев высказал идею: теперь самыми востребованными в EdTech стали продюсеры онлайн-курсов — то есть те, кто умеет упаковывать образовательный контент в новый цифровой формат.

Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ:

  1. Доступность. Как сообщает ООН, более 263 млн детей в мире не могут учиться очно — из-за географической удаленности, бедности или закрытия школ в зонах вооруженных конфликтов. Онлайн-обучение может решить эту проблему.
  2. Большие данные и ИИ. С помощью аналитики и специальных алгоритмов можно оптимизировать учебный процесс и организовать его так, чтобы всем было удобно работать даже с большими объемами информации. ИИ поможет персонализировать обучение, вовремя отследив, какому ученику нужна помощь.
  3. Креативность. Новые технологии дают больше свободы для творчества, нестандартных форматов и подходов в обучении — вплоть до AR и VR-уроков. При этом рутинные задачи можно автоматизировать с помощью тех же алгоритмов, чат-ботов, онлайн-отчетности.
  4. Микрообучение (микролернинг). Метод, при котором большие объемы информации разбиваются на маленькие блоки, чтобы их было проще усвоить. Это особенно актуально сейчас, когда дети поглощены гаджетами и не могут концентрироваться на чем-либо дольше пары минут.
  5. Онлайн-платформы и агрегаторы. Это онлайн-ресурсы вроде Coursera, iSpring, Skyeng или «Яндекс.Учебник», где можно проводить онлайн-курсы, школьные уроки, групповые или индивидуальные занятия. К сожалению, пока нет единой платформы для государственных школ и вузов: большинство занятий проходят в Zoom или других видеочатах, а задания рассылают по почте или в мессенджерах.

Как частные и обычные школы справлялись с дистанционкой?

В сентябре на дистанционное обучение перешли 95 российских школ. Но во время первой волны на удаленный формат работы были переведены до 90% школ. Такой формат оказался большим стрессом для всех — включая родителей, которые вынуждены были и работать, и активно участвовать в процессе обучения. Неудивительно, что повторные ограничения жители Москвы и регионов встретили крайне негативно.

Алексей Парабучев озвучил главные проблемы, связанные с дистанционным обучением на дому:

  • страдает персонализация: невозможно обратиться к каждому ученику, проследить, усвоил ли он материал;
  • сложно удержать внимание — в итоге многие во время онлайн-урока отвлекаются на гаджеты;
  • большая нагрузка на учителей: приходится на ходу осваивать технические тонкости;
  • проблемы у родителей: им нужно следить за учебой ребенка, работая дома;
  • технические трудности: далеко не у всех учителей и родителей есть хорошие ноутбуки или компьютеры с быстрым интернетом.

Все эти проблемы приходится решать прямо сейчас, и многие совсем не готовы к такому стрессу. Поэтому инновации действительно получились шоковыми.

Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент «Рыбаков Фонда», поделилась опытом частных калининградских школ, которые работали в формате дистанционного обучения. Они сделали ставку не на жесткое выполнение учебных планов, а на коммуникацию между учениками, педагогами и родителями. Главной целью было сформировать внутри школы сообщество, основанное на взаимной поддержке и комфорте каждого из участников. Вот конкретные шаги, которые помогли пережить дистанционное обучение в пандемию:

  • горячая линия для поддержки учеников, педагогов и родителей;
  • обратная связь от родителей, чтобы понять, что их беспокоит;
  • временная отмена оценок — чтобы они не переживали об успеваемости;
  • обеспечение многодетных и малоимущих семей ноутбуками (совместно с «Рыбаков Фондом»);
  • гиды, мастер-классы и симуляции онлайн-уроков, чтобы педагогам было легче приспособиться к новому формату;
  • уроки сократили по времени, а перерывы увеличили — чтобы дети не перегружались и могли сконцентрироваться.

По мнению Дианы Королевой, директора Центра инноваций в образовании ВШЭ,

60% образовательных стартапов смогли адаптироваться к текущей ситуации. При этом они хорошо знали о мерах поддержки на федеральном и муниципальном уровне, но совсем не пользовались международными грантами и помощью фондов. Сложнее всех пришлось тем проектам, которые не зависят от вузов и школ: им практически не на что было рассчитывать. Другими словами, государству и фондам стоит присмотреться к EdTech-стартапам как к ценному ресурсу.

Как закалялся EdTech: российский рынок в контексте глобальных трендов Фото:Unsplash

Зарубежный опыт: кейсы Италии и Сингапура

По словам Паоло Ландри из Национального исследовательского совета Италии, их школам тоже пришлось пройти через ускоренную трансформацию в период пандемии. Но есть положительные итоги.

К примеру, многократный рост и развитие онлайн-платформ — таких, как Duolingo или Google Classroom. Правительство и крупные корпорации стимулировали сотрудников активно пользоваться видеоконференциями — Zoom, Google Meets. В итоге онлайн-сервисы набрали очень много полезных данных, которые помогут им стать эффективнее.

К сожалению, пока в онлайн можно перевести только частные школы, и далеко не все процессы можно автоматизировать. Возможно, нужен какой-то смешанный вариант и более гибкие подходы к сочетанию разных форматов в обучении.

Профессор Наньянского технологического университета Лоои Чи-Кит поделился опытом Сингапура. Здесь были готовы и к дистанционному, и к онлайн-обучению. В первом случае полезным было то, что школы в некоторых провинциях не работают до 50 дней в году из-за сильных морозов. Во втором помог запуск единой образовательной онлайн-платформы.

Министерство образования Сингапура постаралось сделать так, чтобы все ученики могли комфортно заниматься дома во время самоизоляции. Им организовали бесконтактную доставку учебников, а до конца года обещали обеспечить всех нуждающихся ноутбуками.

Стоит отметить, что система образования в Сингапуре — самая молодая и одна из самых продвинутых. В начальной школе (с 6 до 12 лет) дети проходят общие дисциплины, а затем (с 12 до 17 лет) получают специальную подготовку на разных уровнях. Его определяют исходя из рейтинга студента, который складывается из оценок за все годы обучения.

Среднее образование здесь бесплатное, а студенты вузов могут пройти практику в Кембридже и получить деньги на обучение от крупных инвесторов или в виде грантов.

Как устроен рынок EdTech

По данным исследования TalentTech, «Нетологии» и EdMarket, в 2019 году рынок онлайн-обучения в мире измерялся $6,5 трлн. Прогноз на 2025-й — $8 трлн, на 2030-й — $10 трлн. В России в 2019-м рынок составлял ₽38,5 млрд, а к 2023-му может вырасти до ₽60 млрд. Но уже в 2020-м из-за пандемии рост составил рекордные 60%.

По данным HolonQ, мировой рынок онлайн-образования растет бешеными темпами. Сегодня на нем присутствует 19 компаний-единорогов (тех, что стоят от $1 млн), расположенных в Индии, Китае и США. За последние десять лет они привлекли более $9 млрд инвестиций.

В 2020 году 42 крупнейшие EdTech-компании провели 58 мега-венчурных раундов (то есть привлекли инвестиции от $100 млн на финальном этапе развития компании) на общую сумму более $16 млрд. Например, китайский Zouyebang привлек $750 млн, индийский Byju стал первым EdTech-проектом стоимостью более $10 млрд, а китайский Yuanfudao завершил финальную серию инвестиций на $1 млрд — это крупнейший в мире фандрайзинг для образовательной компании.

Какие инновации нужны EdTech сегодня?

По словам Исака Фрумина, научного руководителя ВШЭ, инновации в обучении из-за пандемии стали настоящим шоком. До сих пор неясно, какие результаты это принесет для всей системы в целом. Появился целый ресурс — PostPandemic University — посвященный тому, как будут развиваться вузы после пандемии.

Zoom и цифровой учитель: десять трендов школьного обучения после пандемии Фото:Pexels

Паоло Ландри и Диана Королева считают, что инновации в онлайн-образовании нужно внедрять во взаимодействии с учителями, выясняя их проблемы и потребности. Вполне вероятно, что педагогам важнее автоматизировать рутину: составление тестов и контрольных, проверку заданий, выставление оценок, заполнение журналов и отчетов. Тогда как футуристичные форматы — вроде VR или робототехники — им не так уж необходимы. Особенно если речь идет о регионах с ограниченными техническими возможностями.

Нужно универсальное решение, чтобы общаться внутри образовательной системы — по аналогии с транспортом, чтобы добраться из одной точки в другую.

Важно также понять, что инновации — это не только и не столько технологии, но еще и новые педагогические подходы. Лоои Чи-Кит, к примеру, предполагает, что весь образовательный процесс можно разбить на модульные курсы для развития конкретных навыков. По окончании курсов учащиеся будут получать сертификат.

Алексей Парабучев отмечает, что впервые за 300 лет, со времен классно-урочной системы Каменского, появилась возможность полностью изменить образовательный процесс. И теперь самое время взглянуть на образование как на трансляцию культурного опыта от одного человека к другому. Отношения учеников и учителей могут в корне измениться: если последние транслируют некие общие знания и опыт, то первые могут научить их техническим тонкостям и навыкам онлайн-общения.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: