MBA и Mini MBA с функциональной или отраслевой специализацией
Большинство программ опрошенных бизнес-школ — это общие программы со специализацией в функциональных сферах бизнеса, реже — отраслевых. В некоторых школах портфель специализаций классической программы MBA повторяется в сокращенной версии — Mini MBA. Обычно сначала слушатели получают стандартный набор дисциплин, характерный для программы General MBA, а в конце изучают предметы, соответствующие выбранной специализации. Во время обучения также предлагаются предметы по выбору. Средняя продолжительность программ MBA составляет 1,5 года, Mini MBA — 6 месяцев. Стоимость программ существенно варьируется — от ₽200 тыс до ₽1,65 млн.
Например, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС выделяет следующие специализации для своей базовой программы MBA:
- «Технологии стратегического прорыва и цифровая трансформация» (рекомендуется руководителям и менеджерам, которые хотят развивать бизнес на базе инновационных управленческих технологий).
- «Маркетинг и управление продажами» (подойдет руководителям компаний, коммерческим директорам, начальникам отделов маркетинга и продаж, специалистам этих отделов, претендующим на занятие управленческих должностей).
- «Предпринимательство и управление компанией» (для собственников бизнеса, участвующих в управлении или осуществляющих функции контроля, руководителей с предпринимательским складом мышления, начинающих предпринимателей, директоров компаний и филиалов, стремящимся к развитию бизнеса).
- «Экономика и финансы» (подходит руководителям, директорам и заместителям по экономике и финансам, начальникам экономических и финансовых отделов компаний, работникам этих отделов, претендующим на занятие управленческих должностей).
- «Digital-продукты и стартапы» (для управленцев, руководящих инновационными стартапами, работой по внедрению инновационных решений в компаниях, разработкой проектов по созданию и продвижению новых продуктов).
- «Операционный менеджмент» (рекомендуется менеджерам, директорам, сотрудникам производственных, логистических, транспортных компаний, стремящимся внедрять инновационные технологии и профессионально управлять своей производственной деятельностью).
Программы со специализацией ИБДА РАНХиГС проходят в трех форматах: вечерний (в Москве), выходного дня (в Москве) и модульный с опцией онлайн-обучения и длятся 21 месяц. Они дают возможность параллельного обучения на программе магистратуры и получения дополнительно к диплому МВА государственного диплома о высшем образовании по направлению «Менеджмент». Те слушатели, которые имеют высшее экономическое или управленческое образование, могут сократить сроки обучения (до 18 месяцев) и стоимость программы.
В Русской Школе Управления (РШУ) представлены программы MBA и Mini MBA со специализацией по многим функциональным и некоторым отраслевым направлениям. Например, программы MBA Эксперт включают следующие направления: управление компанией, финансы, право, маркетинг, персонал, продажи, производство и управление качеством, логистика и ВЭД, безопасность, строительство и недвижимость. Специализация занимает 3 модуля обучения из 11 месяцев. Занятия проходят как в очном формате (в Москве), так и в онлайн формате. Программы Mini MBA РШУ имеют схожие специализации. Дополнительно к перечисленным выше добавляются IT, ретейл, digital-маркетинг, а также “Проекты.Стратегии.Инновации” (формирует системный подход к принятию управленческих решений по развитию инновационных проектов). Продолжительность программ составляет 7 месяцев, из которых 1 модуль/месяц посвящен выбранной специализации. Прохождение возможно в очном (в Москве) или дистанционном формате.
Бизнес-школа МИРБИС для специализации оставляет последний модуль программы MBA из 22 месяцев обучения, в рамках которого изучаются дополнительные дисциплины. Формат обучения в основном вечерний или выходного дня (в Москве). Специализация касается углубленного изучения функциональных направлений:
- «Стратегический менеджмент». Включает обучение актуальным методам проектирования и создания конкурентоспособного продукта, а также формированию умения гибко реагировать на изменчивость рынка.
- «Производственный менеджмент и операционная эффективность». Рекомендована управленцам, которые хотят углубить знание систем оперативного руководства, предпринимателям, планирующим расширение или новый стартап, и руководителям подразделений.
- «IT-менеджмент». Учит применять информационные технологии на практике и получать максимум пользы от их внедрения в свой бизнес.
- «Финансовый менеджмент». Создан для слушателей, желающих стать финансовыми директорами и быть одинаково образованными в экономической и управленческой областях.
- «Маркетинг-менеджмент». Поможет сформировать навыки корпоративного управления и освоить маркетинг. Выпускники этой специализации — директора по продажам и маркетингу с навыком удержания конкурентоспособности своей компании и усиления ценности своего продукта.
- «Управление человеческими ресурсами». У слушателей есть возможность научиться адаптировать современные HR-технологии к российским реалиям и отточить навыки настраивания процессов бизнеса с точки зрения управления человеческим капиталом.
- «Менеджмент предпринимательских проектов». Подойдет предпринимателям, у которых уже есть готовая идея стартапа. Обучение позволяет получить практические инструменты организации бизнеса и проверить свои идеи на «жизнеспособность».
Выпускники МИРБИС после получения степени MBA могут бесплатно посещать любые лекции и мастер-классы в течение 2 лет. По статистике МИРБИС, 45% слушателей МВА МИРБИС меняют карьерную траекторию, причем половина из них — в ходе 1 года обучения на МВА.
Программа «MBA-Вызовы цифрового мира» Высшей школы менеджмента СПбГУ стартовала в 2018 году. Программа ориентирована на руководителей компаний малого и среднего бизнеса, а также руководителей подразделений крупных компаний. Помимо классических для программ MBA дисциплин по основным функциональным областям в структуре программы предусмотрен ряд специализированных дисциплин, среди которых цифровая трансформация бизнеса, бизнес-аналитика и управление большими данными, концепция продуктового подхода и другие. Занятия проводятся как преподавателями Высшей школы менеджмента СПбГУ, так и приглашенными преподавателями-практиками из ведущих российских компаний. Формат обучения — модульный (в Санкт-Петербурге) с дистанционным обучением между модулями. Продолжительность программы составляет 14 месяцев с перерывом в летний период.
Бизнес-школа EMAS также выделяет несколько программ MBA со специализацией в своем портфеле. Они связаны с цифровизацией, развитием стартапов, маркетингом и продажами, а также финансами. Продолжительность каждой 1,5 года, обучение может проходить в любом формате: очно в Москве, очно-дистанционно или только онлайн. Особая компоновка модулей позволяет выпускникам в любое время продолжить учебу на старших программах (EMBA и DBA) с зачетом пройденных модулей. Программы имеют внедренческий характер — студенты выполняют внедренческие проекты из собственной практики. Есть возможность получения дополнительного швейцарского диплома, аккредитованного ACBSP, от бизнес-школы SSBM (Женева).
Высшая школа управления и инноваций (факультет) МГУ имени М.В.Ломоносова проводит обучение по двум специализированным программам MBA и Mini MBA «Управление корпоративными инновациями”. Цель программы — подготовить руководителей, способных организовать процесс отбора и реализации инновационных проектов, осуществлять руководство как самостоятельными инновационными компаниями и стартапами, так и структурными подразделениями (R&D и Инжиниринговыми центрами) крупных корпораций. Особое внимание уделяется изучению факторов успехов (и причин неудач) при реализации инновационных проектов российскими и зарубежными компаниями. Ряд дисциплин преподается в рамках программы сотрудничества Высшей школы управления и инноваций МГУ с зарубежными бизнес-школами. Срок обучения на программе MBA составляет 1,5 года, на Mini MBA — 6 месяцев.
Банковский институт НИУ ВШЭ предлагает программу MBA “Управление инвестициями”, которая стала первой в Восточной Европе программой-партнером института CFA в 2009 году. Ее уникальность в том, что она составлена на базе силлабуса института CFA. Он формируется на основании ежегодных опросов, проводимых институтом среди ведущих мировых компаний и касающихся того, какие умения, знания и навыки должны иметь приходящие к ним сотрудники в области финансов. Содержание программы позволяет получить навыки работы квалифицированного менеджера, понимающего как строятся финансы его компании, какие возможности предоставляет финансовый рынок и какие риски он несет. Продолжительность программы составляет 24 месяца, формат обучения — очный или онлайн.
«MBA Трансформация» Центра международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС подойдет менеджерам, которые хотят не просто “администрировать” бизнес, а ищут пути трансформировать компанию, бизнес-единицу или функцию, найдя и реализовав возможности как для быстрого роста, так и для стратегического развития. Программа также создает условия для глубокой личной трансформации. Формат обучения модульный, продолжительность 19 месяцев. Особое внимание на программе уделяется проектной работе. Один из модулей — «Лидерство и управление человеческим капиталом» — проводится в формате экспедиции по России.
ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса» в Санкт-Петербурге проводит программу Mini MBA для руководителей производственных и логистических компаний “Управление цепями поставок”. Состоит из семи модулей, которые слушатели осваивают на протяжении 4 месяцев в смешанном формате обучения. Большинство учебных заданий построены на кейсах слушателей.
Среди отраслевых специализированных программ можно отметить программу «Мастер делового администрирования в строительстве» от Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Это программа для предпринимателей и менеджеров инвестиционно-строительной сферы, заинтересованных в получении широкого спектра управленческих навыков и знаний для карьерного роста или выведения бизнеса на новую ступень развития. Обучение проходит в гибридном или дистанционном формате в течение двух лет.
Региональные программы MBA
В ответ на изменение вектора развития экономических отношений России, школы запускают новые программы с региональным фокусом на странах Азии.
Региональная специализированная программа Академии управления Дальневосточного федерального университета «MBA Business in Asia» — программа MBA по ведению бизнеса в Азии, которая формируется в настоящее время. Предполагаемая общая продолжительность составит 12 месяцев, обучение будет проходить в очном формате с применением дистанционных инструментов. Нацелена на предпринимателей, топ-менеджеров и инвесторов, которые стремятся найти ключ к одному из самых быстрорастущих макрорегионов мира — Азии.
Цели программы:
- Масштабирование существующего бизнеса на азиатский рынок.
- Инвестирование в страны Азии и открытие новых рынков.
- Адаптация лучших азиатских практик в своей компании.
В рамках программы запланированы модули в России, Китае, Вьетнаме, Малайзии и Индии. В частности, недельная выездная образовательная программа «Ведение бизнеса во Вьетнаме» разработана совместно с Ханойской бизнес-школой Вьетнамского национального университета при участии Торгового представительства РФ во Вьетнаме. Обучение направлено на знакомство с последними тенденциями в деловой среде, посещение компаний и изучение инвестиционной политики и возможностей создания бизнеса, а также поиск потенциальных партнеров во Вьетнаме.
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС запускает программу PAN ASIAN MBA PROGRAMME, которая стартует осенью 2023 года и будет проводиться на английском языке в модульном формате. Продолжительность программы 1,5 года. Программа включает новые локации для стажировки: два деловых визита и один модуль в Паназиатском регионе (Индия, Китай или Малайзия). Выпускники получат не только российскую степень MBA, но и международный сертификат от одной из азиатских бизнес-школ.
В отличии от MBA и Mini MBA на программах EMBA специализация обычно отсутствует, так как программа нацелена на стратегический менеджмент в любой сфере бизнеса — на нем делается акцент в структуре под разными углами рассмотрения.
Специализация в MBA — маркетинговый ход?
Среди бизнес-школ есть оппоненты специализированных программ MBA. “Мы честно говорим, что искусственное создание специализаций программы МВА — это маркетинговый ход, который давно уже изжил себя. Программа МВА по своей изначальной идеологии — это программа для лидера-руководителя и базируется на понимании, что дает универсальные компетенции в сфере управления бизнесом в любой отрасли экономики. Функциональные или отраслевые специализации программы МВА — это никак не МВА, а скорее, добротные управленческие программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Внедрение специализированных курсов происходит за счет сокращения основного курса менеджмента. При этом специализированные навыки — это удел узких специалистов. Универсалы же окажутся куда более востребованнее узких специалистов. Первым сдерживающим фактором для спецов является быстро приближающийся потолок карьерного роста, когда в своей сфере они поднимаются до самой высокой планки, выше которой уже не прыгнуть. У универсала такого рубежа нет,” — комментирует Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления (ВШБ ГУУ).