Edtech-рынок закончил год ростом почти в 18%

Edtech-рынок закончил год ростом почти в 18%
Агентство Smart Ranking составило новый Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам 2022 года. Суммарная годовая выручка компаний приблизилась к ₽90 млрд, показав динамику выше ожидаемой

По данным Рейтинга Smart Ranking, в IV квартале рост выручки крупнейших edtech-компаний составил 33% по сравнению с III кварталом и 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С одной стороны такой результат демонстрирует окончательное замедление рынка (в III квартале рост выручки Y2Y составлял 9,5%), однако в целом компании, с учетом всех обстоятельств, оценивают итоги года позитивно. Несмотря на многие неблагоприятные факторы, вынужденную оптимизацию и закрытие рекламных площадок, падения рынка не произошло, и 2022 год закрылся ростом в 17,9%.

Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education:

«В целом EdTech рынок очень достойно прошел 2022 год и, несмотря на все прогнозы, показал положительную динамику. На рынке не было отмечено снижение интереса к продуктам онлайн-школ и наоборот был заметен повышенный интерес аудитории к получению профессий, особенно в сфере цифровых технологий с возможностью, в том числе, удаленной работы. Рынок в целом показал, что может существовать без зарубежных маркетинговых площадок».

Edtech-рынок закончил год ростом почти в 18%

Полностью с рейтингом можно ознакомиться здесь.

ДПО не подвело

Суммарная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России по итогам 2022 года составила около 87 млрд руб., что чуть выше ожиданий (по итогам третьего квартала аналитики Smart Ranking прогнозировали, что объем рынка за 2022 год составит 85 млрд руб.). Основной причиной стали более высокие продажи в сегменте онлайн-обучения для взрослых. Отсутствие серьезных потрясений в виде второй волны мобилизации способствовали тому, что сегмент ДПО в традиционно самом «хлебном» для него квартале года показали серьезный рост. Суммарная выручка участников рынка ДПО составила на 44% больше, чем в III квартале, и достигла 10,2 млрд руб. При этом некоторые компании отмечают, что показатели прибыли у них даже выросли, так как они готовились к более негативному сценарию и стремились экономить.

Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы «Нетология»:

«Мы довольны результатами этого года, учитывая негативное влияние разных событий на сегмент ДПО взрослых. К предыдущему году «Нетология» выросла почти на 50%, а план по прибыли мы перевыполнили на 44%. Трафик в этом году снизился из-за потери значимых рекламных инструментов, но мы смогли существенно улучшить показатели конверсии за счет работы с продуктом и брендом компании. Из-за этого мы компенсировали падение в продажах».

Сергей Астафьев, CEO Академии Edpro, также отмечает проблему с закрытием рекламных площадок как одну из основных, с которой, тем не менее, компании смогли справиться, найдя альтернативу: «Очень сильное развитие получила реферальная система посредством рекомендаций. Доля партнерского трафика у нас, например, достигала 60%. Думаю, что реферальные системы, коллаборации с блогерами и СРА-сети — станут основными трендами 2023-24 годов».

Участники рынка также отмечают роль государственных субсидий в обучение дефицитных специалистов, которые должны продолжиться и дальше.

Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp:

«В 2023 году продолжится увеличение государственных инвестиций в экономику и образование. На фоне ухода зарубежных компаний и оттока кадров за рубеж российская экономика будет нуждаться в специалистах, которые смогут разрабатывать отечественный цифровой софт. Поэтому в этом году можно ожидать продолжение реализации госпроектов по подготовке IT-специалистов по типу проекта Минцифры России «Цифровые профессии».

Лидеры

Лидером рынка остается Skillbox Holding (включая Geekbrains и SkillFactory), показавший, годовой объем выручки 10,6 млрд руб., на втором месте — объединенная группа Skyeng (+Skysmart, Skypro) с 9,7 млрд руб., на третьем — «Яндекс Практикум» с 5,5 млрд руб.(все данные — оценка Smart Ranking).

Из топ-10 компаний лидерами по росту стали Novakid (+111,3%), «Компьютерная академия TOP» (+83,6%) и «Яндекс Практикум» (+83,2%). У Novakid основная выручка приходится на обучение иностранным языкам на зарубежных рынках. «Компьютерная академия TOP» в 2022 году продолжила расширение гибридного формата (у компании есть офлайновое звено) и усилила детское направление, «Яндекс Практикум» заявляет, что делал ставку на трудоустройство, при этом в 2022 году спрос на такую опцию вырос.

Илья Курмышев, CEO Яндекс Практикум:

«Самыми популярными остались наши флагманские направления: программирование (его выбрало 59% студентов) и аналитика данных (21% студентов). В нашем фокусе остается метрика трудоустройств. В 2022 году искать работу специалистам без большого практического опыта стало сложнее, мы видим это благодаря нашим ежеквартальным измерениям. Поэтому мы сделали ставку на усиление сопровождения для успешного трудоустройства».

Стремление учеников выйти на рынок труда как можно быстрее отмечают и другие участники рынка.»Заметен тренд на быстрое достижение образовательного результата — вместо 8-9 месяцев обучения студенты склонны потратить всего 3 месяца, но выложиться по полной и по итогу успешно трудоустроиться и начать зарабатывать», — добавляет Георгий Бабаян.

По динамике роста лучше всего обстоят дела у сегмента детского образования, которое прибавило почти 30%.

Фото:Shutterstock
Экономика образования EdTech: чего хочет молодое поколение топ-менеджеров от обучения

Антилидеры

Антилидером среди основных направлений остается бизнес-образование, которое показывает небольшое восстановление (+9% по сравнению с III кварталом), однако темпы пока далеки от того, чтобы выйти на результаты хотя бы прошлого года. Падение объемов в 2022 году по сравнению с 2021-ым составило 21,5%.

Однако компании по-прежнему видят в своей нише хорошие перспективы.

Михаил Уколов, глава платформы для онлайн-образования SOHO GROUP:

«В отрасли онлайн-образования ниша полноценного бизнес-образования для небольших бизнесов имеет очень высокий потенциал. Это значит большой объем потенциальных клиентов, в нашем случае — предпринимателей, которых в стране около 4-5 млн человек. И еще как минимум столько же тех, кто хочет заниматься бизнесом. Поэтому ни колебания в их платежеспособности в 5-10% или даже 25%, ни сокращение аудитории в каналах продаж в три раза, не способно оказать влияние на направление вектора развития».

По мнению эксперта, позитивным фактором является то, что в России, скорее всего, замедлится или вообще прекратится рост сегмента инфобизнеса.

Жить на свои

В целом опрос компаний показывает, что edtech-рынок намерен дальше инвестировать в развитие. Даже те, кто столкнулся с падением продаж, продолжают запускать новые направления и форматы. Для компаний также остается актуальным внедрение новых технологий, таких как персонализированное обучение, связанное с искусственным интеллектом.

Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub group:

«Относительно ситуации на EdTech-рынке — в России мы находимся в самом начале пути. Сейчас EdTech-рынок активно развивает технологии, позволяющие обучать большие потоки людей, сохраняя при этом индивидуальным подход. Но есть опасения, что в этой гонке может произойти потеря качества обучения. Надеюсь, что скоро мы будем относиться к образованию не только как к контенту, а как к способу находить свои точки роста через освоение новых технологий, что поможет раскрывать свой потенциал».

Виталий Алтухов, сооснователь компании «Профилум», директор по разработке и исследованиям:

«EdTech постепенно уходит от хайпа и приходит к человеку, к решению его практических задач здесь и сейчас, в сочетании с помощью в реализации его талантов.

Мода на получение новых специальностей (но не компетенций) и дополнительное образование, направленное на монетизацию в абстрактном будущем, сходит на нет. И это предполагает растущий тренд на талантоцентричность — на развитие уже имеющихся сильных сторон уникального потенциала каждого, что позволяет максимизировать основные карьерные эффекты (результативность работы и удовлетворенность трудом)».

Роста, какой был в годы пандемии, участники рынка не ждут, однако и нынешние темпы позволяют работать и строить планы на будущее.

Обновлено 21.02.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть