Зачем нужны хакатоны
Хакатон (от англ. hackathon — hacker «хакер» + marathon «марафон») — соревнование, во время которого участники на скорость придумывают решение какой-либо проблемы. Как правило, хакатоны проводятся среди специалистов из области IT и разработки программного обеспечения, но за несколько десятилетий формат прижился и в других отраслях — дизайне, маркетинге, журналистике, промышленности.
Командами могут стать уже сложившиеся коллективы или отдельные специалисты, которые объединились только ради участия. Заказчиками обычно выступают компании-организаторы хакатона, партнеры и спонсоры. Это может быть реальная проблема, решение которой ищет заказчик, а может быть и гипотетический проект. Зачастую участникам предлагается решить проблему с помощью создания ПО, мобильного приложения, онлайн-сервиса, игры.
Именно на хакатонах возникли проекты Twitter и GroupMe. Многие функции социальной сети Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда) тоже были разработаны на внутренних хакатонах компании. Так, например, придумали кнопку Like и тегирование людей в комментариях. На хакатоне Startup Weekend в Сингапуре участники придумали маркетплейс Carousell, который привлек инвестиции в размере $70-80 млн. На этом же хакатоне, но уже в Рио-де-Жанейро, победил Талис Гомес с проектом Easy Taxi. Изначально он хотел разработать приложение для мониторинга автобусов, но после того, как полчаса простоял на остановке под проливным дождем, создал сервис для поиска и отслеживания такси. Сейчас компания работает в 30 странах.
Хакатоны бывают и социальными — например, в России трижды проходил хакатон социальных дата-проектов «Прожектор». В 2022 году участники разрабатывали продукты, направленные на решение проблем, связанных с экономическим и социальным неравенством, экологией, тестированием алкоголя и табака на животных, образованием, тюремными пытками, инклюзией.
Хакатон может длиться несколько часов или несколько дней, проходить в очном или онлайн-формате. Авторы лучших проектов получают денежные призы или другие полезные возможности для роста участников, например, стажировки, приглашения на крупные конференции.
Кроме очевидного вознаграждения участников мотивируют и нематериальные блага: уникальный опыт, прокачка навыков, нетворкинг, пополнение портфолио новыми проектами. Нередко люди участвуют в хакатонах просто потому, что это весело. Соревновательный дух, азарт, активная командная работа, единомышленники — ради этого люди с радостью жертвуют выходными и берут отгулы.
Как хакатоны помогли участникам
Хакатоны хороши не только тем, что решают важные технологические, образовательные и социальные проблемы. Это еще и отличная возможность для участников круто изменить свою жизнь, расширить кругозор, обрести полезные связи, вырасти как специалист.
Сменить профессию и прокачаться до профессионала
Алексею Верт-Миллеру 47 лет. Он работал начальником управления выплаты пенсий в отделении Пенсионного фонда России по Архангельской области и никогда не был связан с IT-технологиями, пока не узнал от своей дочери о Data Science.
«Описание Data Science меня очень заинтересовало, и я начал проходить бесплатные курсы на открытых платформах. Сначала подтянул необходимую высшую математику, затем прошел несколько курсов по Python и стал изучать непосредственно машинное обучение. В итоге Data Science стал моим любимым хобби», — вспоминает Алексей.
Увлечение языками программирования стало большим, чем просто увлечение, — появилась идея пройти стадию джуна, чтобы в будущем претендовать на позицию мидл-разработчика. Но для этого нужна была практика. Алексей отправился на хакатон «Цифровой прорыв». Там он нашел для себя задачи с реальными данными, а решения с индивидуальных чемпионатов теперь наполняют его портфолио.
«Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» — самое масштабное в России соревнование для профессионалов в сфере искусственного интеллекта. Проект стал результатом объединения всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» и проекта «Хакатоны и лекции по искусственному интеллекту». В 2022 году организаторы провели в рамках проекта 25 региональных онлайн-чемпионатов, восемь окружных хакатонов в восьми федеральных округах и три всероссийских масштабных чемпионата. «Цифровой прорыв» направлен на выявление и раскрытие потенциала специалистов в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, дизайна и управления цифровыми проектами.
На первые чемпионаты Алексей пришел как начинающий специалист, затем результаты и навыки начали расти. На счету теперь уже дата-аналитика десяти чемпионатов. В 2022 году Алексей выиграл чемпионат в Новосибирской области, где разрабатывал решение для безопасности ж/д транспорта, занял третье место в чемпионате Республики Карелия — здесь он спрогнозировал отток пользователей провайдера телекоммуникационных услуг — и стал девятым на всероссийском чемпионате в Иннополисе, где работал с агрономическими задачами. После соревнований Алексей продолжает обучение и проходит еще ряд курсов, заканчивает восьмимесячный курс «Специалист по Data Science» и готовится к следующему сезону «Цифрового прорыва».
Построить карьеру
Данил Астафуров из Саратовской области начал увлекаться программированием в 8 классе и сразу стал показывать отличные результаты. Как рассказывает Данил, чтобы практиковаться и набираться опыта, решил попробовать свои силы в хакатонах. Так, в 11 классе он стал призером полуфинала «Креативные индустрии. Коммуникации. Контент» и прошел летнюю школу от «Цифрового прорыва», выиграл международный конкурс по искусственному интеллекту, обыграв опытных и зрелых разработчиков.
Данил поступил в ИТМО, переехал в Санкт-Петербург и сразу после окончания школы в 18 лет получил приглашение на должность стажера лаборатории машинного обучения в Альфа-банке. Будучи первокурсником он вновь стал призером окружного хакатона в 2022 году — вместе с командой с помощью искусственного интеллекта он разработал прототип системы, которая ищет и классифицирует аномалии в информации между базами вылова и переработки рыбопродуктов в России. На индивидуальном всероссийском чемпионате в Москве Даниил разработал радар тенденций новостей с помощью искусственного интеллекта и занял второе место.
Теперь Данил читает лекции для участников хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект», проводит мастер-классы для студентов ВШЭ и продолжает работать в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения.
Основать и развивать собственные соревнования
Илья Ковалев из Москвы — доцент кафедры компьютерных систем управления МГТУ «СТАНКИН». С 2020 года он участвует в хакатонах «Цифрового прорыва» вместе со своими аспирантами и студентами в составе команды «Цифровой Койот». Три года подряд команда побеждает в соревнованиях самого разного профиля, от решений для промышленной отрасли до разработок по искусственному интеллекту. На счету «Цифрового Койота» пять побед на чемпионатах, а проект по аналитике достижений ученых внауке.рф, который стал лучшим в финале хакатона в 2020 году, работает и развивается.
С самых первых соревнований преподаватель приглашает к участию своих студентов — в молодежном проектном центре под его руководством ребята узнают о различных тонкостях проведения хакатонов, правильном представлении проекта и распределении ролей в команде.
Илья Ковалев:
«После «Цифрового прорыва» мы стали организовывать хакатоны и конкурсы у себя в университете. У нас учится много ребят, которые хотели бы принять участие в мероприятиях подобного уровня, но почему-то пока не уверены в своих силах. Мы показываем, что ничего страшного в этом нет. Хакатоны — это отличная возможность проверить свои гипотезы, познакомиться со специалистами из своей сферы, возможно, найти будущих работодателей или получить стажировку от кейсодержателей. Провести весело время, думаю, для студентов тоже важно, поэтому мы их регулярно приглашаем».
Вывести стартап на международный уровень
В конце ноября 2015 года белорусские разработчики Евгений Невгень и Сергей Гончар за 48 часов создали тестовую версию приложения MSQRD («Маскарад») на хакатоне Garage48. Это приложение позволяет накладывать различные маски на лица во время видео. Создатели проекта понимали, что за видеочатами будущее, но им хотелось сделать видеообщение более эмоциональными. И им удалось это с помощью забавных масок.
На презентации проекта из зала кто-то спросил, когда же приложение можно будет скачать в App Store, на что команда ответила — к Рождеству. За три недели разработчики доделали проект.
Через месяц приложение установили миллион пользователей, через два месяца — 10 млн, на момент сделки с Facebook — 16 млн, при том что MSQRD, по словам создателей, даже не тратились на рекламу.
Уже через месяц после первого релиза командой MSQRD стали интересоваться представители крупнейших IT-компаний из США, Израиля и России. Приобрести стартап пожелал Facebook. С Марком Цукербергом разработчики лично не встречались, но основатель соцсети приветствовал коллег небольшим видео с маской Железного человека. Эксперты оценивают сделку с Facebook в сумму от $10 до $100 млн. За два года Гончар и Невгень полностью интегрировали технологии внутри компании и уволились из Facebook, чтобы идти дальше.